Города. Магдебургское право.
Украинские города и местечки по своему юридическому статусу делились на великокняжеские (королевские), частновладельческие и церковные.
Частновладельческие города продавались, покупались, сдавались в аренду. В XII–ХV вв. в частной собственности феодалов находилось около 80% всех городов и местечек Украины. Часто феодальные собственники владели отдельными городскими территориями, так называемыми «юридиками», население которых платило подати в пользу своего владельца. Но со временем все больше городов добивалось права на самоуправление.
Южнорусские города в составе Короны и ВКЛ различались по национальному составу населения, хозяйственной деятельности жителей. В Галицкой Руси первоначально основную массу колонистов составляли немцы. Но так же, как чехи и венгры, они довольно быстро полонизировались благодаря общей религии и смешанным бракам с колонистами-поляками. Важной по влиянию и численности этнической группой городского населения были армяне, которые со второй половины XIV в. образовали отдельную церковную общность во главе с епископом, подчиненным католикосу. Со времен Казимира Великого покровительством Короны пользовались евреи. Поскольку в большинстве городов они не имели права заниматься ремеслами, а отчасти и торговлей, в их руках оказалось ростовщичество, и накопились немалые капиталы. Евреи и армяне совершенно не растворялись в славянском мире, как, например, немцы.
В отличие от пестрых в этническом отношении городов Галичины, в поселениях городского типа на Волыни и Киевщине, как правило, преобладало русское население. Прирост городских жителей происходил в основном за счет окрестных сел, а отчасти и за счет миграции из других регионов ВКЛ. Так, в Житомире по данным ревизии 1552 г. проживали выходцы из Киевщины, Волыни, а также из Беларуси (Бобруйска, Копыля, Слуцка и Турова). Кроме того, на Киевщине городское население традиционно пополнялось за счет степняков, а в больших городах Волыни существовали еврейские общины.
В целом городское население западных регионов росло значительно быстрей. Уже в начале XV в. по числу жителей (15 тыс.) резко выделялся Львов, в то время как в Киеве тогда проживало 3 тысячи человек. Горожане Галичины, Западного Подолья и отчасти Волыни заметно превращались в новую общность открытого типа.
Если города Западной Руси становились центрами ремесла и торговли, то городские поселения Южной Руси в целом сохраняли феодально-аграрный характер. Их жители занимались земледелием, скотоводством, промыслами и только частично ремеслом и торговлей; пребывали в феодальной зависимости и подобно крестьянам выполняли различные повинности, платили подати. Так, например, «чистое» торгово-ремесленное население Ковеля составляло лишь треть его жителей.
В связи с тем, что Южная Волынь, Киевщина и Брацлавщина жили под постоянной угрозой татарских нападений, городам отводилась важная роль в защите окрестного населения. Оборонные функции накладывали свой отпечаток на весь уклад жизни мещан, консервировали архаичное деление жителей на десятки и сотни. Для жителей Киева, Черкасс, Белой Церкви, Корсуня и других городов уплата податей заменялась обязанностью нести сторожевую службу, выступать с оружием в руках на защиту своего города. Но и в городской жизни Южной Руси наблюдались новые явления и процессы. Получила распространение ярмарочная торговля. Постоянные ярмарки существовали в Киеве, Луцке и других городах. Углублялась специализация ремесленного производства.
Характерной чертой городской жизни была цеховая организация. Ремесленники одной или родственных специальностей объединялись в цехи, которые обеспечивали им хозяйственную независимость, монополию на занятие данным ремеслом в городе, регулировали закупку сырья и раздел его между членами цеха. Первое упоминание о цеховой организации на Украине датируется 1386 г. и относится к цеху сапожников Перемышля. В конце XV – начале XVI в. цеховые объединения ремесленников получили распространение в городах Волыни и Киевщины. Во Львове, Луцке и Киеве действовало по 15–30 цехов в каждом.
С XIV в. в отдельных украинских городах начинает вводиться Магдебургское право, которое позволяло им создавать органы самоуправления. Первыми получили это право вместе с немецкими колонистами города Закарпатской Украины (с 1329 г. – Хуст), которые принадлежали Венгрии. В 1339 г. галицкий князь Болеслав-Юрий II даровал его городу Санок (сейчас на территории Польши).
С переходом украинских земель под власть Польши и Литвы жалованные грамоты на введение в украинских городах Магдебургского права давали короли и великие князья, видя в нем средство колонизации новых земель. В 1356 г. оно было предоставлено Львову. В XV–XVI вв. Магдебургекое право стало основой жизни ряда городов Правобережной Украины. Так, в 1494–1497 гг. его получил Киев. С XVI в. Магдебургское право стали даровать своим городам и крупные феодалы.
Получение городом Магдебургского права означало ликвидацию власти и суда над горожанами со стороны феодалов, местной королевской и великокняжеской администрации. Кроме того, городское население освобождалось от натуральных повинностей и обкладывалось определенными налогами с торговли и промыслов. Функции управления городом переходили к магистрату. Он состоял из двух коллегий – лавы, которая ведала судом в криминальных вопросах, и рады, которая ведала гражданским судом, полицией, наблюдала за торговлей и т. п. Во главе магистрата стоял войт.
Степень городского самоуправления на Украине не была одинаковой: отдельные города имели полное Магдебургское право, другие – неполное. Право на самоуправление давалось в первую очередь иностранным колониям, даже нескольким для одного города. Так, в Каменце-Подольском существовало три магистрата – польский (с 1374г.), украинский (с 1553 г.) и армянский (с 1565 г.). Они имели свои жилые кварталы, храмы, цехи, рынки.
Распространение на города Украины Магдебургского права – сложный и неоднозначный процесс. С одной стороны, оно содействовало освобождению горожан от своеволия королевских и великокняжеских наместников, злоупотреблений крупных землевладельцев, вело к европеизации городской жизни. С другой – Магдебургское право, открывая шлюзы для усиления немецкой и польской колонизации, вытесняло коренных жителей из органов местного самоуправления, тормозило развитие местных норм и традиций городской жизни. Поэтому М.С. Грушевский, например, давал ему негативную оценку, подчеркивая, что оно нарушало единство традиционного украинского общества.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1946;