II. Начало политической деятельности Ганди. Первая кампания гражданского неповиновения
Как конкретно работал Ганди? Он вернулся в Индию в январе 1915 г., в мае этого же года под Ахмадабадом Ганди основал обитель, которую назвал «сатьяграха ашрам». Сначала в общине жили 25 человек. Самопожертвование и личная скромность Ганди стали примером для общинников. Здесь жили представители разных каст, в том числе и члены касты неприкасаемых. Ганди даже удочерил девочку из этой касты, чем вызвал негодование правоверных индуистов.
С 1915 по 1920 гг. он повел несколько местных кампаний гражданского неповиновения, которые сделали Ганди популярным политиком. В этот период он начинает сотрудничать с конгрессистами. В 1920 г. гандизм становится официальной идеологией Конгресса. До 1947 г., то есть до независимости Индии, Ганди провел пять крупных кампаний гражданского неповиновения: 1920-1922 гг.; 1929-1930 гг.; 1933 г.; 1940 г.; 1942 г.
Остановимся на первой кампании, так как она была самой мощной. Ей предшествовал общий подъем национально-освободительного движения, связанный с итогами Первой мировой войны и революциями в Западной Европе, в России. Непосредственным поводом к проведению кампании послужило принятие «Закона об управлении Индией». По закону, наряду с генерал-губернаторами, право законодательной инициативы получили две палаты индийского парламента: Государственный совет (60 человек) и Законодательное собрание (145 человек). Однако система выборов была антидемократической. По избирательному праву в выборах могли участвовать только 1% индусов и 3% мусульман. Причем, колониальные власти продолжали разжигать религиозную рознь, проводя выборы по двум куриям.
Ограниченные избирательные права ничего не давали большинству населения. Кроме того, на любое решение парламента генерал-губернатор мог наложить вето. Вскоре в Индии был принят закон Роулетта (1919). Это настоящий драконовский акт, по которому генерал-губернатор Индии мог без суда и следствия арестовать и сослать в ссылку любого человека, обвиненного в «антигосударственной деятельности».
Новые законы вызвали взрыв негодования в рядах индийской общественности. 30 марта 1919 г. Ганди призвал индийский народ начать хартал. В 1920 г. призыв Ганди поддержали не только индусы, но и мусульмане, в частности сторонники халифатского движения[139]. По инициативе Ганди Конгресс и халифатский комитет образовали единый блок. Началась кампания гражданского неповиновения 1920-1922 гг. Она должна была проходить в два этапа. На первом этапе индийцы бойкотировали колониальный режим: не покупали английские товары, не ходили в колониальные школы, не работали в колониальных учреждениях. На втором этапе планировалось перейти к неуплате государственных налогов. Однако второго этапа не было.
Высшей точкой движения стал 1921 год. Гражданское неповиновение охватило всю страну. Число членов Конгресса выросло до 10 млн человек. На пике народной активности Ганди (его называли «диктатор кампании») резко меняет тактику. Что заставило Ганди отступить? Причиной послужили события 4 февраля 1922 г. в местечке Чаури-Чаури. Здесь местные крестьяне загнали в сарай полицейских и подожгли здание. В огне погиб 21 человек. Ганди публично осудил «бесчеловечное поведение черни», выразил сочувствие семьям погибших и «одним движением руки» свернул кампанию гражданского неповиновения. События в Чаури-Чаури противоречили взглядам Ганди, он не хотел, да просто не мог нарушить свой главный принцип – ненасилие. Иначе он не видел смысла в продолжении борьбы. Другой путь для него был неприемлемым.
Интересно, когда англичане покинули Индию и индийцы добилась независимости, Махатма Ганди говорил: «Наше ненасилие оказалось ненасилием слабого»[140]. Что имел ввиду выдающийся индийский гуманист и мыслитель? Вероятно то, что не удалось сохранить страну в ее прежних государственных и культурных границах, не удалось остановить насилие. Таким был Ганди: мечтатель и борец, религиозный реформатор и политик.
Литература
1. Ганди М.К. Моя жизнь. Биографическая повесть [Текст] / М.К. Ганди. – М.: Наука, 1969. – 750 с.
2. Ганди М.К. Избранные труды [Текст] / М. Ганди. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. – 219 с.
3. Неру Д. Открытие Индии [Текст] / Д. Неру. [Пер. с анг.] под ред. Мачавариани. – М.: Изд. иност. лит., 1955. – 650 с.
4. Тагор Р. Собр. соч.: в 4 т. [Текст] / Р. Тагор. [Пер. с бенг.]. Т.4. Романы, миниатюры, статьи, письма о России. – М.: Худ. лит., 1982. – 431 с.
5. Тагор Р. Сад песен Гитобитан [Текст] / Р. Тагор. [Пер. с бенг.]. – М.: Худ. лит., 1988. – 414 с.
6. Бурмистров С.Л. Гандистский утопический проект: социально-философский аспект [Текст] / С.Л. Бурмистров // Восток (Oriens). – 2006. – № 4. – С. 55-69.
7. Горев А.В. Махатма Ганди [Текст] / А.В. Горев. – М.: Международные отношения, 1989. – 373 с.
8. Мартышин О.В. Политик и святой (к 50-летию гибели М. Ганди) [Текст] / О.В. Мартышкин // Восток (Oriens). – 1998. – № 5. – С. 108-124.
9. Рыбаков Р.Б. Возвращение Махатмы Ганди [Текст] / Р.Б. Рыбаков. – М.: Вост. ун-т, 2008. – 107 с.
10. Ульяновский Р.А. Три лидера: М.К. Ганди, Д. Неру, И. Ганди: [Текст] / Р.А. Ульяновский. – М.: Прогресс, 1989. – 175 с.
Л Е К Ц И Я X
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 3331;