СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Социальная психология ѕ нечто большее, чем изучение подражания,внушения, предрассудков, ненависти, враждебности. Это второстепенные силы вздоровых людях. Теория демократии, анархия. Демократическое, межличностноевзаимодействие. Демократический лидер. Власть в демократическом обществе,среди демократов, влияние демократического лидера. Мотивация бескорыстноголидера. Здоровые люди не любят властвовать над другими. В социальнойпсихологии главенствует концепция власти, основанная на принципе "низкогопотолка", "низших животных". Конкуренция интересует исследователей больше, чем сотрудничество,альтруизм, бескорыстие. В современной социальной психологии почти или совсем нет места изучениюсвободы и свободного человека. Как прогрессирует культура? В чем заключается благотворное влияниеотклонения от нормы? Мы знаем, что культурный прогресс невозможен без людей,не вписывающихся в рамки общепринятых норм. Почему же их не изучаюттщательнее? На каком основании их относят к патологическим личностям? Почемуне к здоровым? Равенство и братство заслуживают не меньшего внимания со стороныобществоведов, чем деление на классы, касты или деспотия. Почему бы необратиться к рассмотрению религиозных братств? Кооперации потребителей ипроизводителей? Интенциональных и утопических сообществ? При рассмотрении культурно-личностных связей, двигателем, как правило,считается культура, как если бы ее формирующая сила была абсолютнонепоколебима. Усвоение родной и чужой культуры для некоторых людей имеетсвои границы. Есть запрос на изучение, свободное от окружающей среды. Изучение общественного мнения основывается на некритическом принятииконцепции ограниченных человеческих возможностей ѕ то есть на допущении, чтоответы человека заведомо будут определяться его эгоистическими соображениямиили привычками. Но это верно только для 99% нездорового населения. Людипсихологически здоровые голосуют, покупают и формируют суждения исходя ѕхотя бы отчасти ѕ из логики, здравого смысла, понятий о справедливости,правде и т.д., даже если при этом им приходится идти вразрез с собственнымиинтересами (если понимать их узко и эгоистически). Почему мало кто обращает внимание на тот факт, что в условияхдемократии стремление к лидерству нередко питает не жажда власти, а желаниепринести пользу? А ведь это очень важное обстоятельство как для Америки, таки для всемирной истории. Очевидно же, что Джефферсон, идя во власть, неискал для себя выгоды, но чувствовал, что может и обязан послужить своейстране. Чувство долга, лояльность, обязательства перед обществом,ответственность, социальная сознательность. Примерный гражданин, честныйчеловек. Почему же не выделить на его изучение хотя бы часть того времени,что мы посвящаем исследованию преступной натуры? Активист общественногодвижения. Борец за принципы, справедливость, свободу, равенство. Идеалист. Положительное влияние предубеждения, непопулярности, отрешения, потерь.Редко кто из психологов пытался всесторонне исследовать такое неоднозначноеявление как предрассудки. Тем временем, несомненны благотворные последствияостракизма или изгнания из группы ѕ особенно в тех случаях, когда самаизгоняющая культура сомнительна, больна или недостойна. Подвергнутьсяостракизму со стороны такой культуры ѕ благо для отверженного, даже если емуприходится претерпеть немало страданий. Самоактуализированные люди нередкодобровольно отдаляются от субкультуры, ставшей им чуждой. Мы не так хорошо осведомлены о святых мучениках, рыцарях, героях,справедливых правителях и прочих благодетелях рода человеческого, как отиранах, преступниках и психопатах. Принятые в обществе условности имеютсвою хорошую сторону. Благие установления. Контраст между установлениямиздорового и больного обществ. То же касается и ценностей "среднего класса". В учебниках по социальной психологии почти не находится местарассмотрению таких качеств, как доброта, великодушие, щедрость. Богатые либералы вроде Франклина Рузвельта или Томаса Джефферсона,которые, в ущерб собственному кошельку борются не за свои экономическиеинтересы, но за справедливость, правосудие и т.д. Немало написано об антисемитизме, расизме и ксенофобии, а о такихвещах, как филосемитизм, негрофилия, симпатия к угнетенным и неудачникам ит.п. мало кто задумывается. Вот подтверждение тому, как сильно мыконцентрируемся на проявлениях враждебности в ущерб альтруизму, сочувствию,заботе о людях, к которым судьба была жестока. Изучать здоровую конкуренцию, честность, чувство справедливости, заботуо ближнем. В руководствах по межличностным отношениям или учебниках по социальнойпсихологии в любом разделе не лишними были бы примеры терапевтическоговоздействия любви, счастливого брака, дружелюбия. Но сегодня в учебнойлитературе нет серьезного отношения к этим вопросам. Пройти мимо распродажи, не поддаться на увещевания рекламы илипропаганды, противостоять чужому мнению, давлению авторитета, внушению исоображениям престижа, независимость ѕ по сравнению со "средним человеком"здоровые люди обладают всеми этими способностями в гораздо большей мере.Специалистам, работающим в прикладных областях социальной психологии,следует всесторонне исследовать эти качества ѕ несомненные признакипсихического здоровья. Социальной психологии стоит стряхнуть с себя культурный релятивизм сего зацикленностью на инертности, гибкости и бесформенности человека. В тоже время, почти не уделяется внимания независимости личности, духовномуросту и социальному созреванию. Фигуры куда как интереснее пешек. Кроме психологов и обществоведов, никто не даст человечествупрактические ценностные системы. Одна только эта задача порождает тысячипроблем. С точки зрения позитивного развития человеческого потенциала,психология в годы второй мировой войны практически потерпела полный крах.Многие специалисты подходили к психологии лишь как к технологии ипользовались лишь старыми наработками. В те годы в психологической теории небыло сказано почти ничего нового (хотя, возможно, мы чего-то не знаем). Этоозначает, что многие психологи и представители других наук объединились слюдьми близорукими, которые думали только о победе в войне и не заглядывалив будущее. Они не постигли сути войны, отнесясь к ней как к своего родаигре, а не как к борьбе двух различных систем ценностей ѕ каковой она насамом деле является, или, во всяком случае, призвана быть. Но в рядахпсихологов некому было предостеречь их от ошибки, не оказалось под рукойсвоевременного философского подхода, способного отделить технологию отнауки, не было теории ценностей, раскрывающей человека демократическогосклада, сути борьбы в целом и приоритетов в этой борьбе. Во время войныпсихологов интересовали скорее вопросы средств, а не цели, и нацисты моглипользоваться результатами их работы с не меньшим успехом, чем демократы. Состороны психологии практически ничего не было сделано для того, чтобыпредупредить рост авторитаризма хотя бы в своей собственной стране. Социальные институты ѕ в том числе, культура ѕ традиционнорассматриваются в качестве формирующих, движущих и тормозящих сил, а не какудовлетворяющие потребности, способствующие счастью и самоактуализации. "Чтотакое культура ѕ комплекс проблем или комплекс возможностей?" (А.Мейкледжон). Концепция культуры-как-организатора ѕ это, вероятно, результатсоединения уникального опыта с патологическими случаями. Обращение кздоровым людям в большей степени приведет к представлениюкультуры-как-источника-удовольствий. То же самое можно сказать и о семье ѕкоторая столь часто выступает как формирующая, обучающая, закладывающаяхарактер, уникальная сила.
ЛИЧНОСТЬ
Концепция хорошо адаптированной личности или установок высокойприспособляемости предполагает низкую планку для роста и достижений.Приспособиться может и корова, и раб, и робот. Супер-эго ребенка обыкновенно представляется как интроекция страха,наказания, недостатка в любви, заброшенности и т.п. Исследования говорят отом, что у детей и взрослых, которых окружает атмосфера любви, уважения,безопасности присутствует то, что мы называем совестью, основанной начувстве любви, желании доставлять радость другим людям и делать ихсчастливыми, а также на правде, логике, справедливости, постоянстве и долге.Поведение здорового человека в меньшей степени определяется чувствамистраха, ненадежности, вины, стыда, и в большей ѕ правдой, логикой,справедливостью, гармонией, красотой и т.п. Где исследования, посвященные бескорыстию? Независтливости? Силе воли?Силе характера? Оптимизму? Дружелюбию? Реальному видению мира?Самосовершенствованию? Отваге, дерзости? Искренности? Терпимости? Верности?Надежности? Ответственности? Самым естественным и очевидным предметом позитивной психологии являетсяизучение психологического здоровья (равно как и других видов здоровья ѕэстетического, физического, здоровой ценностной ориентации и т.п.). Нопозитивная психология предполагает также серьезное рассмотрение "хорошего"человека: надежного и уверенного в себе, демократа по натуре, спокойного,мирного, не чуждого состраданию, благородного, доброго, творческой личности,святого, героя, убежденного, одаренного ѕ иными словами, человека,воплощающего в себе все то лучшее, что есть в человеческой природе. Как формируются приветствуемые обществом качества ѕ добросердечие,совесть, стремление помочь ближнему, дружелюбие, солидарность, терпимость,жажда справедливости? Мы владеем богатейшим словарем психопатологии, а вот для описанияпсихологического здоровья или трансцендентности наш словарный запас весьмаскуден. У депривации и фрустрации есть и положительный эффект. Изучениесправедливого и несправедливого регулирования, а также саморегулирования,возможность которого появляется при непосредственном контакте с реальностью,показывает, что научение должно строиться на системе вознаграждений инаказаний, на принципах обратной связи. Исследование идиосинкразии и личности (а не индивидуальных различий вклассическом смысле). Нам нужна идеографическая наука о личности. Как получается, что принадлежащие одной культуре люди такие разные,такие непохожие друг на друга (общая культура, казалось бы, сглаживаетразличия и т.д.)? Что значит посвятить себя какому-то делу? Что заставляет человекавсецело отдаться делу, трансцендирующему его Эго? Откуда он узнает, каковоего призвание? Удовлетворенная, счастливая, спокойная, безмятежная, миролюбиваяличность. Вкусы, ценности, мнения и предпочтения самоактуализированных людейпокоятся скорее на внутреннем и детерминированном реальностью базисе, а нена относительном и внешнем. Этим объясняется их тяготение к справедливому, ане к неправедному, к истинному, а не к ложному, к красивому, а не кбезобразному. Такие люди живут в рамках системы неизменных ценностей, а не вмире роботов, где ценности отсутствуют напрочь (а есть только мода, прихоти,чужие мнения, подражание, соображения престижа). Уровень фрустрации и выносливость в определенных ситуациях чаще намноговыше в самоактуализированных людях. Это справедливо и для чувства вины,внутреннего противоборства и стыда. Отношения родителиѕдети обычно трактуются так, как если бы это былклубок сплошных проблем, единственно источник ошибок и конфликтов. Но этиотношения прежде всего дарят радость, удовольствие и величайшее наслаждение.И это верно даже в отношении тех подростков, о которых чуть ли не всегдаговорят как о посланном свыше наказании. Приложение В. ХОЛИСТИЧЕСКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ, ОРГАНИЗМЕННАЯ ТЕОРИЯ. ДИНАМИКА СИНДРОМАДата добавления: 2019-12-09; просмотров: 511;