ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УТОПИЯ
В последнее время я часто погружаюсь в грезы о психологической утопии ѕо государстве, все граждане которого обладают отменным психологическимздоровьем. Я даже придумал ей название ѕ Евпсихея. Давайте вместепредставим, что мы выбрали из всего населения Америки наиболее здоровыхграждан, например, тысячу здоровых семей и поселили их на каком-нибудьнеобитаемом острове, где они могли бы обосновать свое государство илиобщину. Мы кое-что знаем о характеристиках, свойственных наиболее здоровымлюдям. Можем ли мы предсказать, какой тип общественных отношений онипредпочтут? Какова будет система образования в их обществе? Экономическаясистема? Религиозная? Какими будут отношения между мужчинами и женщинами? На некоторые вопросы я, пожалуй, не готов ответить сразу, особенно нате, которые касаются экономики. Но есть вещи, в которых я совершенно уверен.В частности я убежден, что это будет анархическое общество (анархическое вфилософском смысле этого слова), они будут привержены культуре даоистичноготолка, культуре, основанной на любви, предоставляющей людям гораздо большуюсвободу выбора, чем предоставлено нам нашей культурой. Это будет общество, вкотором уважаются базовые потребности и метапотребности людей. Люди в этомобществе не будут обременительны друг для друга, они не будут навязыватьдруг другу свои мнения, убеждения и вкусы, будут гораздо более вольны ввыборе религии, мировоззрения, партнеров по общению, одежды, пищи,искусства. Другими словами, жители Евпсихеи будут по-даосскиневмешательными, доброжелательными, честными, любящими людьми, будут готовыидти навстречу желаниям другого человека, удовлетворять его потребности. Вих обществе будет гораздо меньше насилия, презрения, деспотизма и стремленияк власти. При таких условиях глубинные способности человеческой природызаявят о себе в полный голос. Возвращаясь к вопросу о свободе выбора, считаю нужным подчеркнуть, чтоситуации свободного выбора благоприятны не для всех взрослых людей, а лишьдля здоровых людей. Невротик не способен к верному выбору, он чаще всего незнает, чего он хочет, а если и знает, то не обладает мужеством, достаточнымдля того, чтобы сделать правильный выбор. Когда мы говорим о благотворностисвободного выбора у людей, мы имеем в виду здоровых взрослых и детей,внутренняя природа которых еще не деформирована патогенными влияниями. Ксожалению, большинство экспериментов по изучению свободного выбора былопроведено не на людях, а на животных, но мы располагаем множествомклинических данных, почерпнутых нами из анализа психотерапевтическогопроцесса, которые подтверждают справедливость вышеизложенной точки зрения.
СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ
Новая концепция нормы в ее взаимосвязи со средой ставит перед нами ещеодну важную проблему. С теоретической точки зрения логично было быпредположить, что человек может обрести совершенное здоровье только всовершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практикедело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайноздоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но ониявляют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можемпредставить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно,что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошимможет быть человек. Нам известно, что отдельно взятый индивидуум может быть гораздо болеездоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует. Это становитсявозможным благодаря присущей здоровому человеку способности к отчужденностиот окружающей его среды, его умению жить по своим собственным законам, егомужеству противостоять гнету окружающего. Наша культура достаточно демократична и плюралистична, она оставляетчеловеку возможность развиваться в соответствии с его индивидуальнойприродой, она запрещает лишь те формы поведения, которые создают угрозу дляобщества в целом. Психологически здоровые люди внешне, как правило, неотличаются от остальных людей, им не свойственны стремление любой ценой"выделиться из толпы", вычурность манер или необычность в одежде. Они неотождествляют свободу с ее внешними атрибутами, им присуща внутренняянезависимость от среды. Для них не имеют большого значения одобрение ипризнание окружающих, они стремятся скорее к самоуважению, и потому их можноназвать психологически автономными людьми. Можно сделать вывод о том, что хорошая среда способствует развитиюхорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая охорошей среде, мы должны иметь в виду не только условияматериально-экономического характера, но и духовный уклад общества,психологический климат в нем.ПРИРОДА НОРМЫ
Возвращаясь к вопросу, поставленному нами в начале этой главы, квопросу о природе нормы, скажу, что мы уже вплотную приблизились к тому,чтобы отождествить норму с высочайшими возможностями человеческой природы.Мы говорим об идеале, но не имеем в виду некий манящий и все времяускользающий горизонт. Наша цель вполне реальна, она существует, пусть покаеще в неявной, скрытой форме; она представлена теми потенциями развития,которыми обладает каждый человек. Хочу особо подчеркнуть, что провозглашаемая мною концепция нормы ѕ ни вкоем случае не плод холодного ума, а результат эмпирических исследований,она рождена не мечтами и чаяниями, а основывается на строгихэкспериментальных данных. Понятие нормы подразумевает абсолютноестественную, натуралистичную систему ценностей, познать до конца которую мысумеем лишь в ходе дальнейших эмпирических исследований человеческойприроды. Такого рода исследования помогут нам ответить на вопросы, которымимногие века задаются лучшие умы человечества: "Как стать хорошимчеловеком?", "Как прожить хорошую, достойную жизнь?", "Как статьсчастливым?", "Как жить в ладу с собой?", "Как исполнить своепредназначение?" Мы должны признать, что организм сам подсказывает намответы на эти вопросы, сам говорит нам о том, что ему нужно ѕ а значит, ичто для него ценно ѕ тогда, когда заболевает и чахнет в условиях депривацииценностей. Если мы научимся слышать голос собственной природы, мы поймем,что хорошо для нас. И последнее. Ключевыми понятиями новой динамической психологии являютсяпонятия "спонтанность", "естественность", "обретение свободы", "свободныйвыбор", "самопознание", "согласие с собой", "удовлетворение". Стараяпсихология, считавшая глубинные импульсы человеческой природы опасными,злыми, алчными и порочными, оперировала другими понятиями, такими как"контроль", "подавление", "дисциплина", "научение", "формирование". И вобразовании, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в социализации вцелом ей виделся процесс укрощения и подавления темного, дьявольского началачеловека. Неудивительно, что из столь разных представлений о человеческой природерождаются и столь противоположные, на первый взгляд, концепции идеальногообщества, идеального закона, идеальной педагогики, идеальной семьи. Если,согласно старой психологии, все эти институты созданы для контроля зачеловеком, для подавления его свободы, то, в соответствии с нашейконцепцией, они обеспечивают человеку чувство базового удовлетворения.Разумеется, есть и такие вопросы, относительно которых обе концепциинаходятся в полном согласии, на самом деле контраст между ними не стольразителен, и в той, и в другой наверняка есть свои сильные и слабые стороны.Что поделать, я выдвигаю новую концепцию и должен доказать ее преимущества,я намеренно противопоставляю старую и новую психологию, дабы отчетливеепредставить вам разницу между ними. Но как бы то ни было, я искренне убежден в том, что принятие новойконцепции нормы, концепции, в соответствии с которой норма обретает чертыидеального здоровья, должна вдохнуть новую жизнь как в психологию, так и вобщественные науки.КОММЕНТАРИИ
1 Если попытаться сформулировать, чем же конкретно отличается хорошийхудожник от хорошего ученого, то я бы сказал так: во-первых, художниквскрывает идеографическую сущность явлений, их уникальность,идиосинкратичность, индивидуальность, тогда как труд ученого номотетичсн,ученый оперирует абстракциями и обобщениями. Во-вторых, и художник, иестествоиспытатель обнаруживают проблемы, задают вопросы, выдвигаютгипотезы, но художник, в отличие от ученого, не ставит перед собой задачуразрешить проблему, найти ответ на вопрос, подтвердить гипотезу. Этифункции, как правило, ѕ исключительная прерогатива ученого. Ученый чем-топохож на бизнесмена, на спортсмена или хирурга ѕ он прагматик, он оперируетданными, которые можно проверить, подтвердить или опровергнуть. Его трудболее конкретен, результаты его труда позволяют нам оценить правоту егосуждений и предположений. Если ученый утверждает, что изобрел велосипед, томы можем увидеть чертежи, пощупать руками опытный образец и узнать, скольковелосипедов его конструкции сошло с конвейера. Совсем другое дело ѕ трудучителя, художника, преподавателя, психотерапевта или священника. За сороклет неустанного труда они могут так и не достичь хоть каких-то результатов,однако это не помешает им хорошо себя чувствовать, они будут говорить себе,что делают хорошее, полезное дело. Так, психотерапевт может всю жизнь делатьодну и ту же ошибку и называть это "богатым клиническим опытом". 2 Тому из читателей, кто понимает революционность этого заявления ижелает подробнее ознакомиться с этим вопросом, я рекомендовал бы обратитьсяк книге М. Полани Personal Knowledge (376). Это великая книга. Ее довольнотрудно читать, но я советую вам "продраться" через нее. Если же у вас нетвремени, желания или сил для того, чтобы штудировать столь грандиозный труд,то рекомендую прочесть мою книгу "Психология науки: переосмысление" (292) ѕв ней в краткой и удобной форме изложены те же самые положения. Данная главаи зги две книги вместе с работами, упомянутыми в библиографии к ним, даютдостаточно полное представление о том, какой след оставило в науке новоегуманистическое течение Zeitgeist (Дух Времени). 3 "Молодежь со школьной скамьи приучалась к научному труду, подросткисоставляли внушительные монографии, посвященные какой-либо проблематике."Оригинальное исследование" ѕ так это называлось у них. Чтобы написатьхорошее "оригинальное исследование", нужно было обнаружить некие, до сих пормалоизвестные факты, пусть даже частного свойства и не представляющие вданный момент особой ценности, ѕ рано или поздно они все равно могутпонадобиться какому-нибудь специалисту. Полчища ученых многочисленныхуниверситетов обобщали их труды, творили своды и критические обзоры,настойчиво и терпеливо исписывая горы бумаги ради таинственных, загадочныхцелей". (Ван Дорен К. Tree Worlds. Harper & Row, 1963, p. 107.) "Или сидятони целыми днями с удочками у болота и оттого мнят себя глубокими; но ктоудит там, где нет рыбы, того не назову я даже поверхностным". (Ницше. "Такговорил Заратустра". М.,Мысль, 1990, с. 130. Перевод Ю. М. Антоновского.)"Болельщик" ѕ это тот, кто сидит и смотрит, как соревнуются спортсмены. 4 "Мы беремся за то, что умеем делать, вместо того, чтобы попытатьсясделать то, что должны сделать". (Ансхен, Р., ed., 5cience and Man,Harcourt, Brace&World, 1942, p. 466.) 5 "Нужно любить вопросы" ѕ Рильке."Вот в чем ответ: О чем спросить, незнаю". ѕ Л. Маклэйш, The Hamlet of A. MacLeish. Houghton Mifflin. 6 "Гений ѕ это передовой кавалерийский отряд, чей молниеносный прорывпозволяет далеко продвинуться вперед, за линию фронта, но такое продвижениенеизбежно оставляет фланги открытыми". (К"стлер A. The Yogi and theCommiddar, Macmillan, 1945, p. 241.) 7 "Ученый удостаивается звания "великого" не столько за то, что находитрешение какой-то проблемы, сколько за то, что поднимает проблему, решениекоторой... означает реальное движение науки вперед". (Кэнтрил Г. An inquiryconcerning the characteristics of man, /. abnorm. social Psychol., 1950, 45,491-503.) "Сформулировать проблему гораздо важнее, чем решить ее; последнеескорее зависит от математических или экспериментальных навыков. Для того,чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старуюпроблему с новой точки зрения, необходимо иметь творческое воображение, итолько оно движет науку вперед". (Эйнштейн А. и Инфелд Л. The Evolution ofPhysics, Simon and Schuster, 1938.) 8 Сэр Ричард Ливингстоун из Оксфордского Колkеджа Праздника ТелаХристова определяет ученого-исполнителя как человека, "который доскональнознает свою работу, но не понимает ее конечной цели и ее места в универсуме".Кто-то другой, не помню кто, аналогичным образом охарактеризовал эксперта.Эксперт ѕ это тонкий знаток деталей и полный профан по существу вопроса, неимеющий права на ошибку. 9 Более подробное обсуждение приведенной здесь аргументации можно найтив работе Мюррея с соавторами Explorations of Personality (346). 10 Например, Янг (492), вообще исключает из своей теории мотивациипонятие цели или намерения на том лишь основании, что мы не можем спроситькрысу о ее намерении. Но ведь мы можем спросить об этом человека, и развесама по себе возможность спросить имеет хоть какое-либо значение? Разумнее илогичнее в таком случае было бы отказаться не от понятия "цель", а отэкспериментов с крысами. 11 С возрастом, по мере когнитивного и моторного развития ребенка кругнезнакомых стимулов постепенно сужается, они становятся для него все менееугрожающими и все более подконтрольными. Можно сказать, что обучениеисполняет одну из главных конативных функций ѕ оно нейтрализует угрозу припомощи ее познания, помогает ребенку не бояться грома, объясняя ему, чтотакое гром. 12 Для того, чтобы убедиться в наличии потребности в безопасности умаленького ребенка, достаточно пронаблюдать его реакции на взрыв петарды, наприближение незнакомого бородатого мужчины, на прививку, на уход матери, намышь или паука в его постели и на другие экстремальные события. Я ни в коемслучае не призываю намеренно подвергать ребенка таким испытаниям, ибо онимогут серьезно навредить ему, но в повседневной жизни подобные ситуациивстречаются довольно часто, и мы могли бы воспользоваться ими вместо того,чтобы проводить специальные эксперименты, направленные на обнаружениерассматриваемой здесь потребности. 13 Нельзя сказать, что все неврозы обусловлены неудовлетвореннойпотребностью в безопасности. Причиной для развития невроза может статьпотребность в любви или потребность в уважении, не нашедшие своегоудовлетворения. 14 Мы не знаем, все ли люди испытывают такие желания. Но вопрос не вэтом. Сегодня более актуально звучит другая проблема ѕ всегда ли порабощениеи угнетение вызывают недовольство и бунт? Клинические данные и наблюденияпозволяют нам предполагать, что человека, познавшего вкус истинной свободы(свободы, основанной не на отказе от безопасности и зависимости, а наадекватном удовлетворении потребности), поработить не так-то просто. Но мыне знаем, насколько это утверждение справедливо по отношению к человеку,рожденному в рабстве. Более подробно этот вопрос обсуждается в другихработах (см. 145). 15 Более подробно проблема здоровой самооценки обсуждается в работах,упомянутых на странице 109, там же приведены результаты исследований,посвященных этому вопросу. Также советую обратить внимание на работыМак-Клелланда и его коллег (326, 327, 328) и другие (473). 16 На активность, носящую бесспорно творческий характер, такую,например, как занятия живописью, как, собственно, и на любой другой видактивности, человека может подвигнуть множество причин. Наблюдая затворческим процессом, вы вряд ли ошибетесь в том, удовлетворен творец илинет, счастлив или несчастлив, испытывает голод или пресыщен. Кроме того,ясно, что творческая активность сама по себе еще не может служитьсвидетельством креативности человека. Поводом для активности такого родамогут оказаться компенсаторные механизмы; для сердца, переполненногочувствами, тонущего в них, творчество может стать мелиоративнойдеятельностью, защищающей рассудок от бушующих страстей; в конце концов,причины для творческой активности могут быть даже очень грубыми иматериальными. Позволю себе выдвинуть следующее предположение (этопредположение основывается на личных наблюдениях): при внимательном анализепродукта творческой или интеллектуальной деятельности несложно определить,насколько удовлетворен в своих базовых потребностях его создатель. В любомслучае, при анализе творческой деятельности крайне полезным будет учитыватьпринципы динамической психологии, которые помогут отделить сам поведенческийакт от его мотивации, от его целей. 17 "Человеческое существо отличается искренним интересом к миру, емусвойственна потребность в действии, в эксперименте. Человек получаетглубочайшее удовлетворение от исследования реальности. Он не видит вреальности ничего опасного или угрожающего его существованию. Чувствобезопасности перед лицом окружающего мира уходит своими корнями в самыеглубины человеческого организма. Человек ощущает угрозу только вспецифических ситуациях и только в условиях депривации. Но даже в такихусловиях он предчувствует скорый конец неприятных ощущений, понимает, чтоони временны и в конце концов отступят, что он вновь спокойно взглянет наокружающее и испытает чувство безопасности в соприкосновении с миром". (412,р. 220) 18 Приняв подобную трактовку понятия "болезнь" мы неизбежно должныбудем обратититься к исследованию взаимоотношений человека и общества. Вданном случае запускается следующая логическая схема: 1) если мы утверждаем,что человек, базовые потребности которого не удовлетворены, ѕ больнойчеловек, и 2) если причины его неудовлетворенности лежат вовне, в окружающейсреде, в обществе, следовательно 3) болезнь индивидуума является результатомболезни общества. В таком случае следует принять следующее определениехорошего, здорового общества: хорошим можно считать то общество, которое,удовлетворяя базовые потребности своих членов, высвобождает их высшиепотребности, стремления и цели. 19 Все, что прозвучит в этом разделе, относится только к базовымпотребностям. 20 Далее мы покажем, что оценка степени базового удовлетворения можетбыть использована как основание для классификации типов личности. Если мыбудем рассматривать каждую ступень удовлетворения как шаг по направлению кзрелости, как движение личности к самоактуализации, то мы получим схему дляпостроения теории развития, перекликающуюся с теориями Фрейда и Эрик-сона(123, 141). 21 Ученых, придерживающихся подобного взгляда на человека, великоемножество. Я не имею возможности назвать их всех и упоминаю лишь некоторых,стоящих у истоков этого течения. Список членов Американской АссоциацииГуманистической Психологии содержит сотни имен, некоторые из которых можнонайти в библиографии (69, 344, 419, 441). 22 "Но разве нельзя предположить, что примитивная, бессознательнаясторона человеческой натуры может быть эффективно укрощена или дажерадикально трансформирована? Если мы отвергнем это предположение, то нашацивилизация обречена (р.5). За благопристойным фасадом сознания с егодисциплиной, моралью и чистыми помыслами скрываются грубые, вульгарныеинстинктивные силы, страшные, непримиримые, неистребимые монстрыподсознания. Они редко заявляют о себе открыто, но именно их энергия, ихнеиссякаемая сила питает нашу жизнь: без них живые существа были бы инертныкак камни. Но если бы мы поддались произволу этих сил, позволили имповелевать нами, то жизнь утратила бы свой смысл, свелась к непрерывномуциклу "рождениеѕсмерть", как это было в теплых водах протерозойского океана(р.1). Инстинктивные силы, вызвавшие переворот в Европе и за десять летуничтожившие результаты многовековых усилий цивилизации... (р.3). До техпор, пока религиозные и социальные структуры способны сдерживать и вкакой-то мере удовлетворять внутренние и внешние потребности членовобщества, эти инстинктивные силы дремлют, и мы забываем об их существовании.Однако, время от времени они пробуждаются и врываются в нашу упорядоченнуюжизнь, поднимая страшный шум и переполох, безжалостно выдергивая нас изумиротворенного покоя. Но, несмотря на эти встряски, мы наивно продолжаемсчитать, что человеческому разуму подвластен не только мир природы, но и мирнаших инстинктов" (р.2). (Хардинг М.Е. Psychic Energy, Pantheon, 1947.) 23 Сама по себе угроза не обязательно патогенна; наряду сневротическими и психотическими, существуют и здоровые способы еепреодоления. Более того, даже явно угрожающая ситуация может не представлятьпсихологическую угрозу для конкретного человека. Бомбежка, при которойсуществует реальная угроза жизни, может быть менее угрожающей для человека,чем насмешка, оскорбление, предательство друга, болезнь ребенка илинесправедливость, творимая по отношению к совершенно посторонним ему людям.Кроме того, угроза может способствовать укреплению личности. 24 И здесь нужно подчеркнуть, что сама по себе травма еще необязательно означает травматизацию. Травма может содержать в себепсихологическую угрозу, но не обязательно. Скажу больше: для человека,успешно преодолевшего травматическую ситуацию, сама травма может иметьвоспитательные и укрепляющие последствия. 25 Концепции, анализируемые в данной главе, носят столь общий характер,что они применимы к самым разным типам экспериментальных исследований.Например, в этой главе я мог бы говорить о текущих исследованиях феноменоврепрессии, забывания и персеверации невыполненных заданий, или обисследованиях, непосредственно касающихся проблемы конфликта и фрустрации. 26 Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Комитет по социальнымисследованиям, который оказал мне финансовую поддержку, благодаря чему ясмог совершить эту поездку. 27 Это заявление относится главным образом к людям старшего поколения,которых я исследовал в 1939 году. С тех пор наше общество сильно изменилось. 28 Должен предупредить, что здесь следует избегать излишней резкостипротивопоставления. Большинство поведенческих актов имеет как экспрессивный,так и функциональный компоненты. Например, ходьба может, в одно и то жевремя, и приближать человека к какой-то цели, и нести в себе экспрессивноезначение. Однако мы, в отличие от Олпорта и Вернера (8), допускаемтеоретическую возможность существования чисто экспрессивных актов, ккаковым, вероятно, относятся фланирование (в отличие от ходьбы), стыдливыйрумянец, грациозность движений, жалкую позу, посвистывание, радостный смехребенка, творчество ради творчества, истинную самоактуализацию и т.п. 29 Это заявление следует рассматривать независимо от конкретныхформулировок теории мотивации. Например, его можно распространить и нагедонизм. Его можно перефразировать следующим образом: "Функциональноеповедение устремлено к похвале и бежит от порицания, желает наград и боитсянаказания; экспрессивное поведение не чувствительно к этим вещам, по крайнеймере, до тех пор, пока оно остается экспрессивным". 30 В нашем обществе, отличающимся чрезмерным прагматизмом, всепропитано духом функциональности, духом инструментализма. Он вездесущ, мыфункциональны, когда говорим о любви ("занятия сексом полезны дляздоровья"), о спорте ("физические упражнения улучшают пищеварение"), обобразовании ("учись, или в дворники пойдешь!"), о пении ("...развиваетлегкие"), об отдыхе ("активный отдых ѕ крепкий сон"), о погоде ("...будетхороший урожай"), о чтении ("нужно быть эрудированным человеком"), онежности ("ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок вырос невротиком"), одоброте ("делай людям добро, и воздается тебе"), о науке ("интересынациональной безопасности") и об искусстве (" что бы де\ала рек\ама безискусства!") 31 Я воздержусь от рассмотрения конкретики символических актов,поскольку при этом слишком велик соблазн погрузиться в анализувлекательнейшей, но чрезмерно объемной проблемы символизма Что касаетсяснов, то очевидно, что помимо ночных кошмаров людям снятся какфункциональные сны (например, сны об осуществлении желаний), так иэкспрессивные сны (например, тревожные сны). В принципе последнююразновидность снов можно было бы использовать в качестве своего родапроективного теста для диагностики характерологической структуры 32 Обычно неосознанные потребности выражаются в снах, видениях, вэмоциональных поступках и непреднамеренных действиях, в описках и оговорках,в непроизвольных жестах, смехе, навязчивостях, рационализированных чувствах,проекциях (иллюзиях, заблуждениях убеждениях), фантазиях, в бесчисленныхосознанных же\аниях, в психопато югических симптомах (особенноконверсионно-истерического круга) и в таких проективных ситуациях и тестах,как игра в дочки-матери, сочинение историй (ТАТ), рисование пальцем, рисунокчеловека Со своей стороны я добавил бы к этому перечню ритуалы, церемонии,народные сказки и тому подобные вещи 33 Хороший пример приводит Мекил Он рассказывает о женщине, страдающейистерическим параличом. Врач сообщил больной ее диагноз, и, спустя несколькодней все симптомы, связанные с истерическим параличом, пропали Однако черезнекоторое время женщина впала в коллапс и была госпитализирована. В больницеу нее не обнаружили симптомов паралича но диагностировали истерическуюслепоту. Сторонники так называемой "поведенческой терапии" в последнее времядобиваются удивительных успехов они устраняют негативную симптоматику, непричиняя вреда своим пациентам. По-видимому, замещающая функция симптомов ѕне столь распространенное явление, как полагают психоаналитики. 34 Источники взяты из работ, указанных в библиографии (58, р 97), (68,рр 264ѕ276) См также руководство и библиографию к Тесту СамоактуализацииШострома (425, 426) 35 С точки зрения вечности (лат ) 36 Чувство общности (нем ) 37 Я глубоко признателен Тамаре Дембо за помощь в анализе этой проблемы 38 Любовь самоактуализированного человека, или любовь на уровне Бытия,ѕ это постоянная, добровольная и полная самоотдача, в которой нет местаоговоркам, тайным умыслам и расчетливости, вроде тех, что сквозят ввысказываниях некоторых молодых женщин "А ты помучай ею немножко", "Пусть онповолнуется", "Не позволяй ему садиться тебе на шею", "Пусть поревнует","Люби, люби, но стой на своем", "Тот, кто любит сильнее, оказывается впроигрыше" 39 Шварз, Освальд The Psychology of Sex Penguin Books 1951, p 21"Сексуальное влечение и любовь различны по своей природе, и все же онизависят друг от друга и дополняют друг друга Для здорового, зрелого человекасексуальное влечение и любовь неотделимы друг от друга Таков фундаментальныйпринцип психологии секса Если сексуальные отношения даруют человеку толькофизиологическое удовлетворение, их можно рассматривать в качестве признакасексуальной патологии (незрелости и т п )" 40 Балинт М On genital love, Int ] Psych]anal, 1948, 29, 34-40 "Есливы. заинтересовавшись проблемой генитальной любви, возьметесь перелистатьпсихоаналитическую литературу, посвященную этой проблематике, вы очень скорообнаружите два поразительнейших факта а) о генитальной любви написаногораздо меньше, чем о догенитальной любви, б) почти все, что написано огенитальной любви, написано в негативном ключе" (См также Балинт М The finalgoal of psychoanalitic treatment, Int J Psych]anal, 1936,17, 206ѕ216, p 206) 41 Фрейд, Зигмунд Civilization and Its Discontents "Всем своимповедением он демонстрирует, что ему неважно, любим он или нет, что главноедля него ѕ его проявление любви Он обесценивают преимущества роли любимого ипереносит их на роль любящего, и это позволяет ему избежать зависимости отобьекта любви Он старается защититься от возможной утраты объекта любви,даруя свою любовь не конкретному человеку, а всему человечеству, пытаетсязастраховаться от разочарований генитальной любви, отказываясь от ееестественной цели ѕ сексуального контакта ѕ трансформируя свой сексуальныйинстинкт в ненаправленный импульс В результате он пребывает в состояниинеизменно нежного отношения к человечеству, внешне, казалось бы, не имеющемничего общего с изменчивой, строптивой генитальной любовью, но вдействительности являющемся ее производной" (р 22) 42 Балинт М. On genital love, Int. J. Phychjanal., 1948, 29, 34-40"Чтобы избежать этой ловушки (акцента на негативных характеристиках),давайте рассмотрим идеальный случай постамбивалентной генитальной любви,любви, в которой нет не только амбивалентности, но и рудиментовдогенитального отношения к объекту. Что же мы увидим? А. Мы не обнаружим вней жадности, ненасытности, не обнаружим желания поглотить объект, сделатьего своей частью, лишить его независимого существования, то есть необнаружим оральных черт. В. В такой любви нет желания унизить, причинитьболь, нет стремления доминировать господствовать над предметом любви, тоесть нет садистических черт. С. В ней нет желания запятнать объект любви,надругаться над ним нет неприятия сексуальных желаний и удовольствийпартнера. В такой любви человек не боится, что его действия вызовут упартнера отвращение, и в то же самое время мы не обнаружим здесь и влеченияк порочным, к неприглядным качествам партнера ѕ одним словом, эта любовьлишена анальных черт. D. Здесь нет места гордости по поводу обладанияпенисом, нет страха перед гениталиями партнера и своими собственнымигениталиями, нет зависти к мужским или женским гениталиям, нет чувстваущербности, несовершенства, нет неприятия своих гениталий или гениталийпартнера, то есть нет следов фаллической стадии и кастрационногокомплекса... Итак, что же это такое ѕ "генитальная любовь" ѕ помимоотсутствия вышеперечисленных догенитальных черт? Излагая проблему коротко иконкретно, можно сказать, что человек любит того человека, который можетудовлетворить его и которого может удовлетворить он, то есть того, с кем онможет одновременно или почти одновременно испытать оргазм... Возможностьгенитального удовлетворения ѕ необходимое, но не достаточное условиегенитальной любви. Мы знаем, что генитальная любовь представляет собой нечтобольшее, чем чувство благодарности к партнеру за генитальное удовлетворение.Мы также знаем, что генитальная любовь может иметь место и при отсутствиивзаимного удовлетворения и взаимной благодарности. Так что же это такое ѕгенитальная любовь? Помимо генитального удовлетворения в настоящей любви мыобнаруживаем такие феномены как 1) идеализация, 2) нежность, и 3) особаяформа идентификации. Таким образом, в корне ошибочен уже сам термин"генитальная любовь"... То, что мы называем генитальной любовью,представляет собой сплав противоречивых элементов, столь разнородных какгенитальное удовлетворение и догенитальная нежность... Наградой человеку застрах, за напряжение, которые неизбежны в результате слияния противоречий,становится возможность кратковременной регрессии в счастливое, инфантильноесостояние неведения...-" (р. 34). 43 Различия между дефициентной любовью и высшей любовью подробноописаны в другой моей работе (295, pp. 42ѕ43). 44 Шварз, Освальд. The Psychology of Sex, Penguin Books, 1951: "Любовьнаграждает человека удивительной способностью обнаруживать в предмете своейлюбви достоинства и добродетели, недоступные взгляду равнодушногонаблюдателя. Эти достоинства реальны, они не придуманы любящим человеком ине являются плодом его иллюзий; любовь ѕ не самообман", (pp. 100ѕ101)."...мощный эмоциональный компонент, несомненно, присутствует в любви, нолюбовь ѕ это прежде всего когнитивный акт, позволяющий проникнуть в скрытуюсущность личности, познать ее глубинные первоосновы" (р. 20). 45 "Даже признавая, что он (разум) не знает представленного емуобъекта, он считает, что его незнание заключается только в том, что он незнает, к какой из давно известных категорий можно отнести этот объект, вкоторый ящичек картотеки следует поместить его, какой костюм, из имеющихся вгардеробе науки, будет ему впору. Он не знает, что перед ним ѕ объект А,объект В или объект С? Причем и А, и В, и С ѕ это обязательно объектыпонятные, давно известные ему. Мысль о том, что новый объект следует отнестик категории X, что для его классификации требуется создание нового концептаи, возможно даже, новый метод мышления, даже не приходит нам в голову. Нопосмотрите на всю историю философии ѕ науки, являющей собой образец вечногоконфликта систем. Она учит нас тому, что не так-то просто облачитьреальность в готовое платье готовых концепций, что всякий раз приходитсязаново снимать с нее мерку. Но нашему разуму невдомек этот урок, онуклоняется от решения этой проблемы и с горделивой скромностью заявляет, чтоему нет дела до абсолютных истин, что его интересуют лишь относительныекатегории. Он вполне обезопасил себя этой декларацией ѕ теперь он чувствуетсебя вправе мыслить в соответствии с привычными шаблонами, раздаватьотносительные оценки всем явлениям, не обращая внимания на его истинноезначение, не пытаясь вынести сколько-нибудь однозначного суждения о нем.Корни такого мировоззрения уходят к платоновскому принципу познания, котороеон понимал как обнаружение некой предустановленной Идеи. Платон полагал, чтодля познания реальности достаточно заключить ее в предсуществующую системукоординат, уже имеющуюся в нашем распоряжении, поместить эту реальность врамки некоего имплицитного, универсального знания. Платоновская точка зренияна познание близка свойствам холодного интеллекта, наш разум словно создандля того, чтобы каталогизировать каждый новый объект, помещать его в ту илииную, уже существующую, рубрику. В этом смысле можно сказать, что все мы визвестной степени платоники". (46, pp. 55ѕ56.) 46 Попытка провести различия между вышеназванными подходамипредпринималась и другими психологами. Например, Курт Левин (274) говорит обаристотелевском и галилеевском подходах в науке. Гордон Олпорт (6) говорит онеобходимости "идеографического" подхода к личности, противопоставляя его"номотетическому", а многие ученые, занимающиеся проблемами семантики,подчеркивают, что между отдельными переживаниями больше различий, чемсходства (215). Все эти рассуждения не только подтверждают главную мысльэтой главы, но и были использованы при ее написании. Ниже мы обсудимнекоторые из любопытнейших вопросов, которые неизбежно возникают вследствиепредложенной Куртом Гольдштейном дихотомии "конкретноеѕабстрактное" (160).Советую также обратить внимание на книгу Итарда Wild Boy of Aveyron. 47 Немало экспериментальных данных, поясняющих поднятую здесь проблему,можно найти в блестящем исследовании Бартлетта (33). 48 "Для человека любого возраста, от младенца до глубокого старца, нетспособности более полезной, чем наше умение превращать новое в старое, чемнаша способность воспринимать любое явление, несущее в себе угрозусложившейся системе представлений, не как незваного гостя, а как старогознакомого У нас не вызывают интереса и удивления те вещи, для обозначениякоторых в нашем распоряжении нет готовых определений или стандартовповедения" (211, Vol II, Р 110) 49 "Даже слабая концентрация внимания влечет за собой селекцию, врезультате чего сознание четко фиксирует одни аспекты реальности, игнорируядругие, причем выбор этот всегда продиктован нашими желаниями и ожиданиямиОднако именно этой селективности мы должны избегать, потому что, идя наповоду у собственных ожиданий, мы рискуем иметь дело лишь с тем, что ужеизвестно нам, а потворство собственным желаниям неизбежно приводит кфальсификации реальности. Полезно было бы всегда помнить о том, что смыслуслышанного, как правило, можно постигнуть только некоторое время спустя""Таким образом очевидно, что принцип равномерного распределения вниманиястановится естественным продолжением нашего требования к пациенту ѕ сообщатьпсихоаналитику все, что проносится в его сознании, не подвергая свои мысликритике и селекции. Терапевт, игнорирующий этот принцип, лишает себя оченьмногих преимуществ, которые могут быть получены за счет подчинения пациента"фундаментальному правилу психоанализа". Это правило можно сформулироватьследующим образом "Внимание нужно очистить от усилий, от старания, толькотогда будет открыт простор "бессознательной памяти" Можно переформулироватьего еще проще "Не напрягайся, просто слушай пациента""" (139, рр 324ѕ325 ) 50 Как в любой банальности, в этом противопоставлении таится опасность.Говоря о различиях между научныДата добавления: 2019-12-09; просмотров: 513;