Истоки и генеалогия экзистенциального направления .
Э, философия считается явлением 20 века, Хотя истоки можно найти в антике, Дзен Буддизме, Даосизме …
Э. терапия и психология переплетается с философией более всех терапий. Основной метод – феноменологический – описание субъективного опыта жизни человека. Экзистенциальное направление трудно определить , так как мнения философов расходятся, но есть любимые темы : смерть , смысл жизни , свобода , ответственность, выбор, страдание …
После первой мировой воины Э. стал движением и особое развитие приобрел во Франции . Как я уже говорил к этому направлению можно отнести Ж. П. Сартра, Г. Марселя, А. Камю , хотя он сам отказывался называть себя Э. Движение это было очень пестрое , как и спектр решаемых проблем. Далее Мартин Лютер, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Бердяев , Шестов , Пауль Тиллих … Основной вопрос Э. ,вопрос о природе человека , от ответа на него зависит вся практика . Кроме того практик должен знать связи между негативом и позитивом в жизни человека (Любимая тема Э. соотношение абсурда и смысла в жизни каждого) Без уклона в любую сторону.
Уже после появления в 1927 году труда М. Хайдеггера «Бытие и время» появились попытки перенести его взгляды в психиатрию. Уже в 1930 году появилась статья Бинсвангера «Сновидение и экзистенция » , в которой была попытка посмотреть на сновидение через призму идей Хайдеггера.
Людвиг Бинсвангер родился в горном местечке в Швейцарии , где и прожил всю свою жизнь. После окончания Цюрихского университета ,он был одним из первых последователей Фрейда, они переписывались . Затем когда появились работы Юнга Фрейд порвал с Бинсвангером как и со многими другими , кто хоть на йоту отходил от его священного учения . Бинсвангер работал директором и врачом горного санатория . Он первым начал применять идеи Э. В психиатрии. Он назвал свой подход Феноменологический анализ человеческой экзистенции . Целью его анализа была реконструкция внутреннего мира человека. Он высказывался против разделения субъекта и объекта. Человека нельзя рассматривать как вещь, как объект, человек свободное существо. И свобода не лежит в плоскости вещей. Как говорил Эдгар По : «Свобода не то , что человек имеет, а то , чем человек является » .
Основное понятие на котором строился подход Хайдеггера , а затем и Бинсвангера – бытие в мире, это и есть человеческая экзистенция.
Человек не имеет своей экзистенции вне мира.
Бытие в мире они рассматривали в трех сферах:
- биологическая плоскость, мир природы.
- Плоскость человеческих отношений – социальный уровень.
- Плоскость самости человека – духовный уровень.
Он понимал человеческую экзистенцию как бытие в мире , изменение мира, выход за рамки мира. Под выходом за рамки мира подразумевается не уход на небеса. Возможность выхода за рамки мира заложена в способности превзойти, трансцендентировать мир в котором человек пребывает временно, перестать быть обусловленным реалиями мира. Мы знаем , что умрем и пытаемся обойти эту тему, но смерть есть ключ который открывает субъективное бытие как целостность, благодаря смерти мы можем объять свою жизнь и понять , что мы ответственны за свои выборы и не выборы…
Человек, живя в мире, старается реализовать максимально свои возможности и это становится доступным для него если он живет подлинной , аутентичной жизнью. Человек перестает жить подлинно, если он ограничивает свои возможности и позволяет доминировать над собой другим или окружению. Человек свободен выбирать любую форму жизни.
Когда мы говорим о том чем человек является и чем может стать , обязательно заходит речь об еще одной экзистенциальной данности – ограничениях.
Существует большой ряд ограничений – необходимость судьбы ,пол , место и время рождения .… Но внутри этих ограничений мы своими решениями создаем подлинность или аутентичность своего существования.
Можно отметить три принципа создания подлинности существования:
1. Полное осознание настоящего момента (Свобода , выбор , ограничения…)
2. Выбор как существовать в этом моменте.
3. Принятие ответственности за выбор.
Альтернативы аутентичности :
1. Плюралистический способ существования - жизнь в формальном ключе, пребывание в мире формальных отношений.
2. Эгоистический – жизнь только для себя .
3. Анонимный способ бытия – попытка спрятаться в толпе.
Вслед за Хайдеггером Бинсвангер выделяет ряд базовых принципов Э. терапии:
1. Исходной точкой любого познания человека является анализ конкретного человеческого бытия. Это бытие единственно подлинная действительность. «Существование прежде сути » А. Камю.
2. Нет общих целей жизни человека и универсальных средств их достижения. Такая общность помогла бы людям отказаться от личной ответственности за жизнь.
3. Подлинность бытия означает отказ от внешних объяснений причин своего поведения. Подлинность – принятие ответственности.
4. Бытие не есть нечто застывшее ,а цепь актов сознания. Человеческая жизнь – драма свободы.
5. Человек существует только вплетенным в мир.
6. Не существует единой истины. Истина – субъективна, поэтомумы находим ее посредством углубления в себя , изучая структуру своих внутренних переживаний.
Другой экзистенциальный терапевт – Леонард Босс – родился в 1903 г. , работал в Цюрихе Учился анализу у Фрейда , Карен Хорни, работал с Куртом Голдштейном , Абрахамом Маслоу. Познакомился с Хайдеггером, бросил психоанализ.
Босс считал , что в реальности человек существует как огромное количество возможностей поддерживать отношения. Теряя способность поддерживать свободные и ответственные отношения, человек становится заложником желаний и ожиданий других людей, человеком овладевает страх потерять любовь и поддержку других.
Л. Босс обозначил экзистенциалы – характеристики присущие существованию человека :
- Пространственность, Истинная пространственность человеческого мира – открытость Я. Я могу быть неизмеримо ближе другу, находящемуся за сотни километров, чем соседу.
- Временность . Истинная временность имеет мало общего с календарным временем. Время имеет смысл для чего то, его можно использовать , сжимать расширять.
- Телесность – заполненность человеческой экзистенции в телесной сфере. Телесность шире чем границы тела . Границы телесности совпадают с границами открытости миру.
- Разделенный мир – мы всегда сосуществуем и разделяем мир с другими людьми и существами.
- Установка – в соответствии с ней наши глаза видят определенные вещи.
Человеческая экзистенция - это всегда выбор самого человека. Возникает вопрос : Если человек всегда свободен выбирать, то почему он страдает при наличии такой свободы. Необходимо отметить , что свобода выбора не гарантирует мудрости выбора. Для мудрости необходимо глубоко осознавать свои возможности и ограничения в данный момент времени, нужно быть открытым миру.
Если смотреть на жизнь как на возможность возможностей, то следующее - человек должен раскрыть эти возможности , реализовать их. Для того , чтобы увидеть , определить эти возможности человек должен быть открытым миру и часто наша задача помочь человеку открыться миру , сделать экзистенциальное зрение человека более острым и более широким. Тогда у человека будет больше возможностей в этом мире .
Один из ответов на вопрос : "Почему люди будучи свободными страдают?" кроется как раз в узости их жизненного зрения .
Другой ответ в том , что люди могут трансцендировать - превзойти полученные детские травмы , но они не могут превзойти экзистенциальную вину. Вина является фундаментальной. То , что человек выбирая одни возможности отказывается от других является основной причиной э. вины .
Понятие Э. вины принципиально отличается от вины невротической , которая всегда связана с другими людьми , их ожиданиями и требованиями.
Можно обозначить три основных источника Э. Вины:
- отказ от одних возможностей в пользу других, невозможность реализовать все потенции.
- Отказ от выбора вообще , принятие жизни как процесса без выбора.
- Э, вина сопровождает Э. Одиночество – невозможность до конца понять другого.
Босс говорил об осознании вины за то , что не реализовал свой потенциал, перед тем , что тебе дано природой.
С другой стороны, осознание Э вины помогает быть снисходительным к другим и не требовать слишком многого.
Другая вещь, которую человек не может превзойти это страх ничто. Это ничто всегда рядом , пугающее незнакомое непознаваемое , это ничто значит потерю бытия. И смерть является абсолютным ничто. Есть и другие проявления небытия : изоляция , одиночество .
Бытие существует всегда сейчас. Когда мы думаем о прошлом , мы открываемся
прошлому здесь и сейчас , мы не существуем в прошлом , прошлое существует в
нас сейчас. Когда мы смотрим в будущее , мы в данный момент открыты будущему. Мы можем либо сужать, либо расширять участие прошлого и будущего в нашем настоящем. И линия, проходящая из прошлого в будущее , называется становлением и реализуется всегда в настоящем.
Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 295;