Охарактеризуем основные принципы экзистенциальной Философии.


Конкретное бытие человека – это единственная подлинная действительность, Это бытие характеризуется динамичностью, и подлинность не может быть дана человеку, она может быть обретена. Ж.-П. Сартр описал это следующей короткой фразой : «Существование прежде сути.»

 

Экзистенция человека «разворачивается» в общении с миром. Именно поэтому экзистенциальная философия в центр своего рассмотрения ставит не только человека но и бытие человека в мире (М Хайдеггер) . К. Ясперс говорит о коммуникации , как общении, в котором человек не играет роли уготованной ему обществом, а вступает в подлинное общение. Ж.-П. Сартр пишет о ситуациях, в которых происходит встреча «Я» и «Другого».

 

Каждый человек имеет сове предназначение в этом мире, конкретный смысл жизни. Общих целей индивидуального существования нет и не может быть . Они предельно уникальны, также как и средства их достижения. Постановка вопроса о смысле жизни является специфическим человеческим проявлением, а не симптомом болезни , как считал З. Фрейд . В одном из писем он пишет : «Когда человек задает вопрос о смысле и ценности жизни, он не здоров, поскольку ни того, ни другого объективно не существует; ручаться можно лишь за то , что у человека есть запас неудовлетворенного либидо».В полемику с ним вступает В. Франкл : «Смысл жизни не только может , но и должен быть найден ». Он утверждает , что вопрос о смысле можно ставить лишь как вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. В Франкл нашел применение словам Ницше о том , что « тот, кто знает зачем жить . вынесет любое как ». По его убеждению , эти слова должны стать руководящим принципом для практикующих психологов и психотерапевтов.

 

Как человеческие существа мы способны к само осознанию , к рефлексии и принятию осознанных решений . Как утверждает К. Ясперс : «Человек всегда больше того , что он знает о себе ». Каждый хотел бы открыть свое Я свои скрытые возможности , так как от этого зависит свобода и выбор. Проблема заключается в том , что зачастую человек не доверяет себе, ждет оценок со стороны других , вместо того, чтобы взять на себя ответственность за разрешение экзистенциальных вопросов. Требуется мужество, чтобы открыть свою сердцевину и жить , вывернувшись наизнанку . Это серьезное испытание встречи с самим собой выдерживает не каждый.

 

Очень часто экзистенциальное направление соединяют с гуманистическим. Неизбежными составляющими бытия человека в мире являются такие состояния, как тревога, вина, одиночество. Именно поэтому в психотерапевтической практике порой бывает трудно объединить Э. и гуманистическую ветви. Они принципиально расходятся в анализе возможностей человека, Если гуманистический анализ наполнен безусловной верой в возможности человека , то Э. Терапевты признают право на существование таких, казалось бы, негативных состояний. Вопрос заключается в том как человек может их принять . В то же время, оба этих подхода первостепенное значение придают свободе и значимости индивидуальности и в этом их сущностная близость. Классик гуманистической психологии К. Роджерс близок к Э. направлению. Одно время Роджерс работал с В. Франклом, этот опыт дал ему фундамент для работы с неизлечимыми больными

 

Тревожность как состояние жизни есть плата за открытость новой жизни и плата за выборы , которые мы осуществляем. П. Тиллих выделил три типа тревоги в соответствии с тремя сферами, в которых небытие угрожает бытию : тревога судьбы и смерти, тревога пустоты и утраты смысла, тревога вины и осуждения. Научиться обнаруживать и принимать эти состояния в себе – глубочайшая мудрость.

 

Ощущение изоляции приходит в тот момент, когда мы понимаем, что не зависим ни от кого, и сами определяем свою жизнь. Мы имеем возможность установить отношения с собой , научиться слушать себя, Мы одиноки в этом мире по сути и , как отмечает Р. Кочунас – это не моральная проблема . Мы будем способны оставаться среди других , если научимся оставаться в одиночестве. Находясь в предельных ситуациях – потери близкого человека , нравственного кризиса или схожих с ними , человек может обернуться на себя… и вспомнить слова В. Франкла : «Все , что не убьет меня , сделает сильней ».

 

Отличительная черта человеческого бытия – это осознание реальности будущего и неизбежности смерти. Осознание факта конечности бытия придает глубинный смысл человеческой жизни. Один из учеников Конфуция задал ему вопрос : «Что такое смерть?». Конфуций ответил : «А знаем ли мы , что такое жизнь?». Ответы на эти два вопроса неразрывно связаны между собой. Часто идея смерти носит для человека спасительный характер – это и источник интереса к жизни и стимул для творчества . Мы начинаем осознавать сегодняшний день , жить и творить дела, не откладывая их на завтра. Смерть с точки зрения Хайдеггера, куда более важное явление чем жизнь , ибо она , смерть, и делает жизнь жизнью , персонифицирует ее.

 

Иррациональный страх смерти является результатом неудачно прожитой жизни, Или можно сказать по-другому – результата непрожитой жизни, Это проявление нашей виноватой совести, когда время жизни растрачено впустую и упущен шанс плодотворного использования своего потенциала.

В одной из восточных сказок которую рассказывал Римас Кочунас скрыто откровение.

«К старенькой бабушке заходит смерть . Но женщина не хочет умирать И , собрав все свои силы , привязывает смерть к дереву, Она рада тому , что смерть с ней не справилась , да и другие освободились от нее . Но через какое – то время к старушке чередой пошли люди с просьбой отпустить смерть , Да и саму старушку жизнь перестала радовать. Отвязала она смерть, и та опять пошла к людям понимая свою нужность ». Трудно бывает порой впустить эту мысль внутрь себя. Но смерть не является абсолютным злом , так как вечная жизнь приводит к потере смысла.

 

Фундаментальной потребностью человека является любовь. Именно любовь придает смысл нашей жизни, противостоит страху смерти, оправдывает наши грехи. Составляющими зрелой любви являются забота о другом, ответственность за происходящее с нами , уважение и знание себя и другого. Как пишет Э. Фромм : «Любовь это творение исторического человека, желание жить помимо сферы выживания. Любовь , нежность, разум , интерес, целостность и тождественность – все они дети свободы » .

 

Освоение антропологической и гносеологической проблематики философии чрезвычайно важно для психологов – практиков, тем более тех кто занимается консультативной работой. Обращаясь к существующим философским и психологическим концепциям психолог – практик ищет ответы на главные вопросы : «Зачем ? – в чем смысл, предельные цели и ценности психологического консультирования?, Что именно он может и должен знать , какова зона его профессиональной компетентности?, как достигать нужных результатов?, почему те или иные действия приводят к нужному результату?…»

По существу на эти вопросы найдены ответы у представителей экзистенциального анализа.

 

Совместное движение консультанта и клиента к осознанию и испытанию своей подлинности является целью данного вида терапии. Консультант помогает человеку обрести себя, помогает приобрести внутренние личностные знания. Предметом этих знаний является сам человек и то, с чем он находится в непосредственном эмоциональном контакте, с чем он может эмоционально отождествиться. В Э. Консультировании конструируются процедуры , создающие для человека оптимальную ситуацию для самопознания и самораскрытия . Психолог стремиться к интенсивному и уникальному эмоциональному контакту с клиентом или группой, а не демонстрирует беспристрастность.

 

Для психологической помощи также важными являются следующие посылы.

1. Человек сам может изменить мир , который создал. Жизненная ситуация не может существовать всегда в одном и том же виде. Если Я отвечаю за свой мир, Я могу изменить и свою ситуацию.

2. Нет никакой опасности в изменениях. Если возникает страх, то исследуя его мы устраняем его.

3. Чтобы чего – то достичь, Я должен меняться .

4. У меня есть силы для изменений, Я создатель и творец своей жизни.

5. Проблемы в моей жизни зачастую возникают из – за моего отношения к миру. Чтобы решить проблему , бывает достаточно изменить свой взгляд на нее.

6. В жизни важно стать самим собой , а не стремиться быть похожим на других.

7. Способность к самораскрытию – это возможность быть психологически здоровым.

 

В Э. Консультировании человеку предлагается более глубоко осознать собственную индивидуальность, обрести свое истинное Я и найти в себе мужество оставаться этим Я. Кроме того , консультант помогает человеку осмыслить свое существование и осознать «открытую» возможность человеческой самореализации.

 

Наше профессиональное сообщество психологов консультантов только начинает открывать подлинные смыслы и ценности своей деятельности, поэтому свое введение я хочу закончить словами Карла Ясперса : «Человек становится тем , что есть благодаря делу, которое он делает ».

 



Дата добавления: 2022-02-05; просмотров: 333;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.