Жанровое и тематическое своеобразие лирики Некрасова
Сборник был замечателен тем, что сразу же отчетливо выявил жанровое и тематическое своеобразие поэзии Некрасова. 1-ый его раздел составляет разработка народной темы: «Влас», «В деревне», «Огородник», «Несжатая полоса», «Тройка» и др.
2-й раздел – ирония, сатира, обличительная, острая критика различных сторон русской действительности, в особенности чиновничества, крепостного уклада жизни: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Нравственный человек», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» и др.
3-й раздел был представлен единственной поэмой – «Саша». Но здесь уже был найден тот лиро-эпический жанр, которому Некрасов впоследствии отдаст много сил, создав высочайшие образцы такого рода поэтического творчества. Вместе с тем поэма дает представление о нем, как о замечательно глубоком аналитике жизни. Упреки современников о «заимствованиях» у Тургенева отпадают сами собой. В Агарине, молодом помещике, узнаются черты Рудина, а совсем молоденькая Саша демонстрирует энергию чувства и дела, свойственную тургеневским героиням. Но «Рудин» опубликован в 1856 году (в книге второй «Современника»), а поэма «Саша» написана в 1855 году. Некрасов давно уже увидел и воссоздал эти характерные типы и коллизии русской жизни в своей поэме.
4-й раздел сборника – 36 лирических стихотворений: интимная лирика, поэзия взволнованного чувства, гражданственные мотивы.
Общее настроение сборника: сумрачный, напряженный колорит. Мережковский справедливо скажет: «Он не поет, он плачет».
«Муза мести и печали» к этому времени уже отчетливо сложилась и окристаллизовалась в своих основных чертах. В стихах сборника не просто доминируют мотивы тяжелой, отчаянно безысходной народной доли. Они предельно заострены и очень часто перерастают в образ смерти или в крайнюю степень несчастья и беды. Гибель молодой женщины из крепостных, которая ребенком была взята в барский дом, а затем вновь оказалась отброшенной в чуждый уже ей крестьянский мир:
Погубили ее господа, |
была бы бабенка лихая! |
(«В дороге»)
И другие с таким же печальным исходом истории:
И схоронят в сырую могилу, |
Как пройдешь ты тяжелый свой путь, |
Бесполезно угасшую силу |
И ничем не согретую грудь. |
(«Тройка»)
Плохо, бедняге, - не ест и не пьет, |
Червь ему сердце больное сосет, |
Руки, что вывели борозды эти, |
Высохли в щепку, повисли, как плети. |
(«Несжатая полоса»)
Уникально и в высшей степени выразительно в этом смысле стихотворение «В деревне» - несмолкаемые стоны старухи-матери: погиб ее сын Савушка, богатырь, косая сажень в плечах:
Сорок медведей поддел на рогатину – |
На сорок первом сплошал! |
(Это был первый беглый набросок будущего Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо?). Как рефрен отчаяния, печали и неизбывного горя постоянно повторяется один и тот же мотив:
Умер, Касьяновна, умер, сердечная, |
Умер и в землю зарыт … - |
заканчиваясь чувством безысходной материнской тоски:
Умер, голубушка, умер, Касьяновна, |
И не велел долго жить! |
И ее песенка спета, и она вскоре отправится вслед за ним, за душой бедного Савушки, ее кормильца и отрады.
Можно сказать, что лирические стихи Некрасова усеяны крестами и погостами. Создается настроение тяжелое, мрачное, ощущение горя и неисходной беды, охватывающее все слои русского общества («Родина» с автобиографическими мотивами: смерть матери и сестры: стихи, посвященные выдающимся представителям русской интеллигенции: памяти Белинского, на смерть Грановского, актрисы Асенковой.).
Это был, бесспорно, гениальный трагедийный талант, бьющееся в страдании и горе поэтическое чувство:
Не умел я с собой совладать, |
Не осилил я думы жестокой … |
В эту ночь я хотел бы рыдать |
На могиле далекой, |
Где лежит моя бедная мать… |
Повидайся со мною, родимая! |
Появись легкой тенью на миг! |
Всю ты жизнь провела нелюбимая, |
Всю ты жизнь провела для других … |
Я кручину мою многолетнюю |
На родимую грудь изолью, |
Я тебе мою песню последнюю, |
Мою горькую песню спою. |
……………………………………… |
От ликующих, праздно болтающих, |
Обагряющих руки в крови |
Уведи меня в стан погибающих |
За великое дело любви! |
Это «Рыцарь на час». Достоевский считал стихотворение поэтическим шедевром Некрасова. Некрасов во многом был его предтечей в остроте изображения бездн добра и зла, борющихся в душе русского человека. Гениальный романист воспользовался рядом его художественных идей потрясающей силы: страшная сцена убийства лошади из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» - и сатирический некрасовский цикл «Современники»; эпизод «Отрывок из путевых записок графа Гаранского»:
Ну, словом, все одно: тот с дворней выезжал |
Разбойничать, тот затравил мальчишку … |
«Затравить» - словцо из охотничьей лексики; значит здесь: спустить на бегущего раздетого ребенка свору собак, которые нагнав жертву, терзают ее в клочья, - и аналогичный фрагмент в главе «Бунт» романа «Братья Карамазовы».
Следует отметить, что тема смерти в поэзии Некрасова имела еще и некоторую автобиографическую основу. Ведь Некрасов дважды умирал и был дважды приговорен к смерти врачами, да и своими собственными ощущениями близкого мучительного конца. Первый приступ болезни случился в начале 50-х годов. Он выжил тогда, но остался болезненно мнительным и почти лишившимся голоса человеком ; в конце 70-х годов тот же недуг, страшный, но уже неотвратимый – рак, окончательно свел его в могилу. Картина И.Н.Крамского «Н.А.Некрасов в период «Последних песен» несет в себе, несколько завуалированную, характерную подробность: его халат был изрезан; тело не выносило давления платья, как скажет позднее Тургенев в «Последнем свиданье», так как причиняло больному мучительную боль.
Социолого-исторические стереотипы, как видим, в объяснениях поэзии Некрасова и неточны, и недостаточны. Это не только драматизм эпохи, вопросы жизни кризисной поры исторического развития России (канун отмены и отмена крепостного права), но и драма души поэта, трагедия его чувств, состояний, обостренно реагирующих на чужую боль и на собственные страдания.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 901;