Лекция 6. Новаторские черты лирики Некрасова


Ярчайшей новаторской чертой лирики Некрасова является то, что она приобретает эпический характер. Музыка сердца у него становится живописью сердца – таково свойство его поэтического мировосприятия, свойство его памяти, пластичной, рельефно-конкретной, его художественных приемов. Это вовсе не значит, что поэзия у него уступает и сдает позиции прозе, «прозаируется». Нет, поэзия и здесь остается высочайшей поэзией, но это – поэзия Некрасова! Эпическое начало в его стихотворениях невозможно истолковывать только как средство преодоления романтической риторики. Это его художественная стихия, где он мог высказаться с наибольшей силой как поэт. Выразительные картины деревенской жизни, зарисовки природы, «рассказы» в стихах, городские сценки, урбанистические пейзажи, портреты уличных типов – такого традиционная лирика не знала. Он открывал новые жанровые просторы и пути для нее, это был гениальный прорыв в поэзию ХХ века, когда дерзкие новаторские открытия Некрасова становятся нормой.

Некрасов добивается того, что происходит позднее, – в 60-70-е годы в прозе - перестройка романных форм (Достоевский, толстой). Он же значительно раньше добивается того же эффекта в области форм поэтических. Поэзия, благодаря Некрасову, соперничает не только с музыкой, но и с прозой, и даже с самой живописью, правдивой и точной. Вот почему он оказал громадное влияние на русское искусство, опередив передвижников и разработав для них многие сюжеты.

Правда, первооткрывателем таких лиро-эпических приемов его назвать все-таки нельзя, так как у него был гениальный предшественник – Пушкин с болдинскимстихотворением «Румяный критик мой…» Проклятая «хандра» и «тоска», навеваемые русской деревней, жанровые зарисовки, тусклый осенний пейзаж, крестьянская нищета, фигурка мужика с гробиком ребенка под мышкой: «Скорей! Ждать некогда! Давно бы схоронил!» Некрасов словно весь вырос из этого пушкинского стихотворного наброска. Но у него подобные картины впервые стали доминировать в поэзии; они постоянны в его обширном наследии, это не исключение, а правило.

Важнейшая особенность поэзии будничных, «сниженных» жанровых картин заключалась в том, что это не раздумья по поводу деревенской жизни, «бедных селений» и «скудной природы», рождающие волну рефлексии-медитации в душе лирического героя – лермонтовско-тютчевская традиция, - а сама жизнь в безжалостной правде ее изображения.

Можно отметить два типологических ряда в его поэтической манере. 1-й заключается в том, что лирический герой дистанцирует себя от картины. Она несет в себе самой эмоциональные и живописные краски, не привносимые в нее сознанием лирического героя. Это свойство самого изображаемого мира. Острокритическое авторское отношение объективируется, что является характерным свойством именно эпического рода творчества. Здесь важен выбор сюжетной ситуации, жизненного типа, пейзажного фрагмента.

Одна из особенностей поэтического мира Некрасова – слияние тенденции с картиной. Нет риторики по поводу изображения, стоящего перед глазами читателя; оно в себе самой несет и авторскую оценку, и авторское чувство:

 

Сторож вкруг дома господского ходит,
Злобно зевает и в доску колотит.
Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья – и жалобно стонет …

 

(«Псовая охота»)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

 

(«Перед дождем»)

Другой тип изображения жизни, тоже очень частый у Некрасова, сопровождается открытой лирической рефлексией:

 

И вот опять знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть …

 

(«Родина»)

Нередко слово передается не лирическому, а персонажному герою. Такой прием чаще всего используется в стихотворениях из народной жизни («В дороге», «В деревне», «Огородник», «Буря»). В 1867 году будет создано замечательное в этом отношении стихотворение «Выбор», где звучит не один голос, а три: Водяной, Воевода-Мороз и Леший. Сюжет развертывается в духе драматических народных сцен Некрасова: женщина-крестьянка пытается уйти из жизни; в проруби не утонула, мороз не усыпил сладкими грезами. Видимо, погибнет по подсказке Лешего: «С каждого дерева броситься можно вниз головой!»



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 594;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.