Государственное управление и его социальная природа 30 глава


Проблема национализма сегодня стала одной из актуальнейших в проблематике государственного управления. Это предмет не только серьезного научного анализа и широкого обсуждения в средствах массовой информации, но и беспрецедентных для нашей страны идеологических спекуляций. Дело не в исторических традициях царского режима, не в большевизме и не в демократии, как это пытаются представить некоторые не особенно порядочные люди, а в бедности и социальной неустроенности огромных масс населения, в запредельной социальной дифференциации, в отсутствии привлекательных ценностных ориентиров для простого человека, в несправедливости и безответственности чиновников, неэффективности правоохранительной системы. Вот что на самом деле разъедает общество и деформирует государственные устои.

Дело в том, что плодами демократии, свободами и огромными первичными преимуществами приватизации и рыночной экономики воспользовались не добросовестные и законопослушные люди, а представители преступного мира и те, кто ментально больше предрасположен к криминальному предпринимательству и коррупции. Похоже, правы те, кто считает, что нынешнее российское общество расколото не столько по национальному, сколько по социальному признаку — на тех, кто честно и тяжело трудится, на одном полюсе, и нахлебников-дармоедов — на другом. Последним, в принципе, чужды судьбы людей и социальные проблемы соотечественников. Именно они уходят от налогов, в массовом порядке вывозят капитал, нарушают таможенный и пограничный режимы, обзаводятся «крышами», нанимают себе в услужение чиновников. Реакция на все это — преступность, усиливающиеся миграционные потоки, национализм. Это делает объективно невозможным равноправие граждан во всех измерениях их социально-экономической, политической и культурной жизни.

Здесь скрыты истоки национализма, религиозной нетерпимости и экстремистских идеологий. Это и есть рассадник социальных распрей, шовинизма, черносотенства, ксенофобии и мигрантофобии, благодатная почва для тех, кто стремится заработать политический капитал, паразитируя, как пишет В. В. Путин, на теме «национального угнетения русских». Государство перед такой армадой проблем становится бессильным, подозрительным и несправедливым. При этом объективно люди при всем их национальном многообразии хотят нормального совместного существования, кровно заинтересованы в упрочении единой общенациональной государственности. Но это возможно лишь при условии должного правопорядка, свободы естественного роста этнического самосознания, сохранения этнокультурной самобытности, строгого соблюдения взаимных обязательств власти и общества.

Наша цель, как пишет Президент РФ, остается прежней — «гармоничное развитие поликультурной общности, опираясь на нашу культуру, историю, наш тип идентичности… Нельзя допустить, чтобы у нас возникли замкнутые, обособленные национальные анклавы, в которых действуют не законы, а разного рода “понятия”, носителями которых являются криминальные авторитеты и коррупционеры от власти». Вывод верный и понятный, нужны только адекватные и конструктивные действия.

На такие целевые установки ориентирована Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)», утвержденная Правительством РФ 26 августа 2013 г., которой предусматривается целый комплекс мер по содействию укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, здоровому развитию этнокультурного многообразия, сохранению и развитию этнических традиций и языков народов России, активизации диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями. Объем финансирования — 6,8 млрд руб.

На некоторых приоритетных задачах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений следует остановиться детальнее.

Во-первых, целесообразно развести такие направления, как государственное устройство, государственное управление и развитие межнациональных отношений, которые органически едины, но имеют свою логику развития, свои особенности и своих конкретных носителей. В свободном обществе ориентация на национальные традиции, использование национального языка, следование обычаям национальной, материальной и духовной культуры — не только и не столько государственный императив, сколько свободный выбор человека. По большому счету — это частное дело каждого. Принцип «только право, закон и моя совесть определяют границы моей свободы» надо не только признавать и пропагандировать, но и на деле проводить в жизнь.

ЕНГИБАРЯН Роберт Вачаганович (р. 1941)

Выпускник юридического факультета Ереванского госуниверситета, закончил аспирантуру Московского ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. Работал на руководящих должностях в государственных и партийных органах. Свою профессиональную деятельность юриста всегда совмещал с научной и педагогической работой. В 1993 г. был назначен директором ныне успешно функционирующего в МГИМО (У) МИД России Международного института управления. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Главный редактор журнала «Право и управление. XXI век».

Р. В. Енгибарян опубликовал более 150 научных трудов, в том числе пять монографий, учебников и учебных пособий. Автор нескольких художественно-публицистических романов. В 2005 г. вышла его монографическая работа «Сравнительное конституционное право», в 2007 — «Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции». Круг научных интересов — теоретико-философские аспекты государственного строительства, сравнительный конституционно-правовой анализ различных государственных систем, федеративные отношения, диалектика прав и свобод человека и гражданина, актуальные проблемы развития межнациональных, межконфессиональных и духовно-нравственных отношений современного общества.

Государство со своим аппаратом управления должно меньше всего вмешиваться в исторический выбор людей и волевыми методами навязывать им какие‑либо национально-коллективные схемы. Его долг — создание благоприятных экономических, организационно-правовых и социально-бытовых условий, позволяющих человеку, независимо от его национальной принадлежности и религиозных ориентаций сполна удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Государство призвано приближать власть к человеку и каждого человека к власти, создавать возможность каждому активно участвовать в решении проблем общества и государственного управления. Возрастает также роль писателей, деятелей науки и культуры, философов и публицистов, Значимость их творчества в конструировании здорового национального самосознания россиян трудно переоценить.

Вторая задача видится в практическом разграничении национального и националистического, причем не только в морально-нравственном плане. Нельзя формировать нормальные отношения между людьми и обеспечивать с их помощью прочные государственно-правовые связи, если четко не разделено публичное и частное, рыночное и криминальное, нравственное и безнравственное, справедливое и корыстное, порядочное и циничное, если недооценивается опасность национализма, затушевываются его неприглядные проявления. Нам нужно мировоззрение, скрепляющее нацию, а не разрушающее ее, нужна национальная политика, основанная не на политической демагогии и подстрекательстве, а на здоровом гражданском патриотизме и поиске точек социального согласия.

Государство, если оно действительно заботится о спокойствии нации, обязано противодействовать любому выходу за пределы нравственного, всеми доступными средствами бороться с социальной, национальной и религиозной нетерпимостью. При этом нельзя забывать, что когда начинаются разговоры о превосходстве одного народа над другим (генетическом, историческом, интеллектуальном, расовом, культурном), подчеркивается богоизбранность или особая историческая миссия той или иной нации, как тут же национальное превращается в националистическое, расистское и фашистское, лояльность и уважение перерождаются в нетерпимость и даже ненависть. Законы и управленческие решения должны учитывать возможность всего этого, а также национальные и религиозные особенности каждого народа.

Не случайно большинство полиэтнических государств Запада, опасаясь именно националистического варианта развития событий, перешли в свое время к политике мультикультурализма. Достаточно эффективно противостояла националистическим настроениям в обществе советских времен также идеология пролетарского, как тогда говорилось, интернационализма и братской дружбы разных народов.

Других моделей решения проблем межнационального социального, экономического и культурного сотрудничества и тогда, и сегодня также существует немало. Модель ассимиляции базируется на идеях гомогенности общества и отказа от многообразия культур в пользу доминирующей, утраты отдельными людьми или группой лиц базовых элементов своей национальной культуры; в рамках модели интеграции наряду с интеграцией культур приветствуется сохранение самобытных характерных черт национальных меньшинств; в модели «плавильного котла» народы теряют свою изна­чальную идентичность и получают новую, оригинальную. Выбор Рос­сии в значительной степени пал, похоже, на модель этнокультурного плюрализма или, как ее называют, «модель мультикультурализма» — модель, которая сегодня считается одной из из наиболее перспективных с точки зрения обустройства национальных отношений в полиэтниче­ских обществах, разделяющих демократические ценности.

Каждая из перечисленных моделей содержит, естественно, как сильные, позитивные, так и слабые, негативные стороны своей практической реализации. Задача заключается в том, чтобы правильно соотнести конструктивные и возможные негативные последствия выбора той или иной мо­дели и учитывать это в государственной политико-управленческой деятельности. Необходимо понимать, что сегодня этнонациональное и социальное многообразие становится решающим фактором общественного развития, активно влияющим на развитие демократических устоев государства. Именно поликультурализм, как и мультикультурализм, учит сосуществовать, сотрудничать и уважать других. Правда, мультикультурализм возводит в абсолют право меньшинства на отличие, принижает обязанности нацменьшинств по отношению к титульной нации, а это, понятно, неприемлемо и достаточно опасно.

Мы согласны с мнением тех экспертов, которые считают, что в современной России (с нашим опытом решения национального вопроса на принципах интернационализма) модель мультикультурализма может найти свое применение. Объективная почва для этого имеется. Это российский менталитет, который, как говорил в свое время П. А. Сорокин, всех, кто долгие годы жил рядом с русскими, настолько пропитал русской культурой и психологией, что нерусские «стали более русскими, чем сами русские». Это такие ментальные качества, как духовность, коллективизм, вера в лучшее будущее, толерантность, патриотизм — качества, которые не только характеризуют облик русского человека, но и обеспечивают непрерывность исторических судеб всего народа. Это, кстати, вовсе не отменяет и не оправдывает другие качества, присущие российскому менталитету, — лень, недисциплинированность, непредсказуемость, чиновничий произвол и безропотность перед начальством. Есть над чем подумать. Принимая те или иные управленческие решения, надо глубже анализировать отношения по линии «мы» — «они», «миф» — «реальность», «так повелось» — «так по закону», «национальное» — «националистическое».

Мультикультурализм — концепция достаточно свежая, в научный оборот она вошла лишь в конце 1980‑х гг. Популярность этого концепта заложена в основном его постулате, признающем самоценность культурного разнообразия народов и принципиальную недопустимость ранжирования национальных культур. Даже этническим мигрантам мультикультурализм дает возможность сохранять свою культурно-бытовую самобытность, сохранить свои нацио­нальные традиции и органически интегрироваться в жизнь тех государств, в которых они оказались. Важно и то, что мультикультурализм не ориентирует людей на культурный и политический изоляционизм. Наоборот, он отдает должное этническому многообразию, поддерживает его не только путем сохранения самобытности отдельных культур, но и всячески стимулируя многокультурность и многоязычие. Более того, подчеркивается, что именно в социальном и культурном многообразии заключены сила и мощь любого полиэтнического государства. Хотя, понятно, что «борьба противоположностей» при этом сохраняется, закон диалектики отменить никто не в состоянии.

Исторический опыт убеждает, что не этниче­ский нигилизм и не этнокультурная гомогенность, а этнополитическая интеграция и полинациональность с модернизацией межэтнических отношений и обязательным сохранением самобытности каждого народа ведут к гармоничному обогащению этнической и межнациональной идентичности. Только при такой модели общественного устройства и адекватной ему государственной национальной политике все этнические сообщества становятся заинтересованными в консолидированном государстве, его стабильности и устойчивом развитии.

Третья задача — освоение демократических принципов этнополитической интеграции в национальной и миграционной политике с учетом объективных условий, исторического опыта и современных особенностей нашей страны. Стратегическая установка — стабильность общества на основе баланса интересов государства, системообразующей нации и всех остальных этнокультурных общностей, в том числе национальных меньшинств и самых малых народов. Национализму в этой конструкции места не остается.

Национализм в любой его форме (шовинизм, ксенофобия, этноэгоизм, мигрантофобия, сепаратизм, экстремизм) не способствует прогрессу и не подчеркивает национальную самобытность народа, как утверждают некоторые, а изолирует народ от общемировых процессов, умышленно обрекает его на деградацию, постепенное саморазрушение и неминуемую гибель. Вряд ли прав был Н. А. Бердяев, когда делил национализм на разрушительный, реакционный и созидающий, творческий. Национализм всегда разрушает. Нельзя также смешивать национализм и патриотизм, всегда надо помнить, что для националиста высшей формой этнической общности является нация, а не народ в целом. И в этом, казалось бы, безобидном исходном постулате кроются большая стратегическая опасность и разрушительная энергия.

Ранжировать культуры и людей по принципу «низший — высший», «главный — второстепенный», «ведущий — ведомый», «старший брат — младший брат», «свой — чужой» однозначно недопустимо. Но нельзя закрывать глаза и на то, что межнациональная напряженность, этническая преступность, нелегальная миграция, сепаратизм становятся все более трудно решаемыми проблемами. Во многих регионах мира возрождаются классовые столкновения, происходят уличные беспорядки и террористические акты, а в некоторых странах развернулись самые настоящие гражданские войны. В этом смысле справедлив вывод профессора М. О. Мнацаканяна о том, что «без учета запросов, потребностей и интересов всех наций и народностей страны, в том числе с точки зрения их стремления к социально-правовому равенству и культурно-психологической самоиндентификации творить справедливое человеческое сообщество немыслимо».

МНАЦАКАНЯН Мкртич Оганесович (р. 1933)

Доктор философских наук, профессор МГИМО (У) МИД России, автор более 200 научных публикаций, в том числе монографий, учебников и учебных пособий. Широкую известность получили такие его труды, как: «Этносоциология. Нации, национальная психология и межнациональные конфликты» (1998); «Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория» (2001); «Нации и национализм. Социология и психология нацио­нальной жизни» (2004); «Национализм и глобализм. Национальная жизнь в совре­менном мире» (2008); «Нации в современном глобальном мире. Модернистские, кон­структивистские и постмодернистские теории» (2011).

Предмет особого внимания ученого — исторические, культурные, психо­логические истоки нации, ее этнические основания и природа; жизнь наций (русских, армян, татар) в их феноменологическом проявле­нии в истории и современности; процессы глобализации и модернизации как нового основания формирования и развития наций; современные модернистские, конструктивистские и постмодернист­ские теории и подходы; культурно-психологические и духовные ис­токи национализма, его этнические основания и нарциссическая природа, особенности политики демократического государства в области противодействия националистическим проявлениям. Глобалистское мировоззрение представляется им как обобщенное выражение новой мировой реальности — глобального мира, в условиях которого бурно развиваются транснациональные процессы, принципиально не меняющие общую картину национально-государственного устройства. Он детально исследует теоретико-методоло­гические проблемы национальной общности, содержание и своеобразие культурализма в национальной жизни.

Правильно говорят, что национализм возникает только тогда, когда социальным коммуникациям и жизни людей начинает угрожать опасность. Именно тогда большинство готово подчиняться требованиям мультикультурного универсализма, а вот этнокультурные меньшинства начинают «бороться за свою самобытность», чаще всего, кстати, за счет большинства. Если так происходит, то внутренний порядок в государстве дестабилизируется, обостряются атаки как «снизу», так и «сверху». Отношение граждан к государству становится менее лояльным, а то и вовсе враждебным. Понятно, что такое положение принципиально недопустимо. А значит, на государство ложится трудная задача поддержки национальных культур и нейтрализации негативных проявлений национализма, шовинизма, а тем более сепаратизма. Причем, решать ее придется не какими‑то силовыми методами, а методами политических переговоров, взаимных уступок и компромиссов, воспитания и финансирования национальных культурных программ, проведения соответствующих социальных преобразований.

Рычаги эффективного действия у государства имеются: миграционное программирование; изменение административных границ; языковая политика; «культурная политика национального возрождения»; ужесточение законодательства, особенно в части пресечения экстремизма, незаконной миграции.

Четвертая задача — вернуться к самому серьезному осмыслению статуса государствообразующего рус­ского народа, историческая миссия которого — объединять и скреплять российскую цивилизацию, сохранять культурный код общественного развития. Это не частная, а стратегическая проблема этнополитического раз­вития страны и ее будущего. Если раньше под национальным вопросом мы подразумевали проблемы развития малочисленных народов и национальных окраин, то сегодня ситуация изменилась. Общество все громче говорит о деформированности социального положения именно русского этноса, о «травмированности национального самосознания рус­ских». Крепнет убежденность в том, что многие межэтнические проблемы могут быть успешно решены, если не игнорировать, а учитывать тенденции развития национального самосознания русского народа. Уступ­чивость, великодушное и доброжелательное отно­шение русского этноса к другим народам и этносам способны на деле гарантировать единство, солидарность и сотрудничество народов в общих интересах страны, естественно, при соответствующих усилиях и доброй воле каждой нации, населяющей огромные российские просторы. Примеров такой доброй воли у нас огромное множество.

Республика Северная Осетия — Алания

Северная Осетия — Алания — небольшая по территории республика, одна из самых многонациональных на Северном Кавказе. Здесь проживают представители более 10 национальностей и 14 конфессий. В государственном бюджете республики отдельной строкой предусмотрены средства на проведение различных мероприятий национально-культурной направленности. В республике ор­ганизованы мониторинг этнополитической ситуации, прогнозиро­вание тенденций развития межнациональных и межконфессио­нальных отношений и выработка предложений по стабилизации обстановки, ликвидации последствий осетино-ингушского кон­фликта.

Властями всячески поддерживаются усилия в этом направлении не только местных органов власти, но и национально-культурных центров, домов дружбы, религиозных организаций, учебных и просветительских учреждений, СМИ. Практикуется проведение массовых куль­турных и спортивных мероприятий с участием представителей национально-культурных центров, молодежных и общественных организаций. Проводятся фестивали казачьей песни, вечера поэзии, международные спортивные турни­ры. Традицией стало празднование дней независимости Азербайджана, Греции, Польши, Грузии и других стран. Отмечаются национальные праздники: осетинские —Хетаджы Бон, Хуыцауы Дзуар; ук­раинский — Ивана Купалы; грузинский — Ломисоба; еврей­ские — Пейсах и Пурим; православные — Троица, Покров и др.; мусульманский Курбан-Байрам. Позитивную роль играют регулярные встречи депутатов парламентов и членов правительств Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия. Среди наиболее значимых мероприятий политического характера можно выделить круглые столы «Матери против наркотиков», «История народов Владикавка­за: прошлое и настоящее», «Молодежь и экстремизм — проблема воспитания толерантности», «Согласие и единение — барьер тер­роризму». Особым вниманием окружены беженцы.

Исторический опыт свидетельствует, что полиэтническое государство не может долго существовать без сильного государствообразу­ющего народа. Государство Александра Македонского распалось, как только была нарушена греко-македонская скрепа. Римской империи пришел конец, как только римляне забыли о своем государствообразующем предназначении. Духовно-нравственная деградация системообразующей нации привела к распаду Австро-Венгрии, шведско-норвежской унии, Чехословакии, Советского Союза и Югославии. Представленная историческая справка — весомое предупреждение о возможности дезинтеграции и нынешней Российской Федерации.

Речь не идет об утверждении какого‑то национального превосходства русских над другими народами только на том основании, что русских в стране более 80% от общей численности населения. Дело в том, что кризис национальной идентичности и социальная деградация русского народа немедленно спровоцируют желание экстремистов поставить под сомнение целесообразность существования российской государственности вообще. Оскорблять нельзя даже самый маленький народ, но оскорбление большого государствообразующего народа — это уже оскорбление государства, его настоящего и будущего. В таких условиях даже крупное государство долго существовать не сможет. Не помогут никакая идеология, никакие призывы к миру, никакая религиозная идентификация. Вот чем опасна русофобия, если объективно анализировать и трезво оценивать происходящее.

А разве не является оскорблением российского общества объявление российских энергетических запасов «достоянием всего человечества»; стремление опоганить историю России, опорочить историческую память народа путем пропаганды идей «преступной сущности русских»; реанимация диссидентских движений; финансовая и идеологическая поддержка внесистемной оппозиции и националистических движений; провоцирование противостояния православных и мусульман, навязывание идей секуляризма и автокефальности? Это, кстати, для некоторых деятелей является легитимным, как они считают, основанием для давления на власть. Вывод: проблема национализма в России действительно существует, отбрасывать ее, замалчивать или относиться к ней безразлично крайне опрометчиво. Наоборот, нужны действия на основе взвешенной и хорошо продуманной национальной политики.

Пятая задача — создать действенный механизм управления развитием межнациональных отношений с сохранением русской культурной доминанты, носителями которой являются не только этнические русские, но и все народы, входящие в наше культурное пространство независимо от своей конкретной национальности. Свое место в этом механизме должны найти органы культуры и образования, религиозные структуры, средства массовой информации, правоохранительные органы и миграционные службы. Президент РФ также считает необходимым возродить в системе исполнительной власти специальный орган, отвечающий за вопросы национального развития и межнационального благополучия. Речь идет об особом коллегиальном органе, который тесно будет взаимодействовать непосредственно с президентом страны, руководством Правительства РФ и, обладая широкими властными полномочиями, отслеживать, направлять и решать непростые вопросы межнационального развития страны.

В целях дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, укрепления единства многонационального народа Российской Федерации и обеспечения условий для его полноправного развития Президент РФ подписал Указ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» и поручил своей Администрации и Правительству РФ:

1) до 1 июня 2012 г. подготовить предложения об образовании при Президенте РФ Совета по межнациональным отношениям;

2) до 1 декабря 2012 г. разработать и утвердить Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации;

3) до сентября 2012 г. осуществить подготовку согласованных с Рос­сийской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень «100 книг»);

4) до ноября 2012 г. разработать комплекс мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений нацио­нального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.

Чем лучше все перечисленное будет осознано и чем быстрее реализовано, тем успешнее и скорее будет осуществлен переход к демократической правовой государственности в современном ее понимании.

Шестая задача сводится к тому, чтобы в своей управленческой деятельности максимально деполитизировать национальные отношения и перевести их в русло нейтрально-социальных. Ведь истинно национальное воплощается не в том, что какой‑либо народ создает своего «отца нации» и обслуживает его политически, материально и духовно, а в создании необходимых условий для того, чтобы каждый человек по собственному желанию пользовался наиболее удобным для него языком, ориентировался на близкие ему моральные ценности и религиозные идеалы, свободно общался с теми людьми, которые близки ему по духу, интересам, менталитету и жизненным целям. Все это должно происходить без ущемления достоинства и интересов людей других национальностей.

Седьмая задача — оптимизация миграционных потоков. Прежде всего, следует на порядок повысить качество миграционной политики, исключить нелегальную иммиграцию, ввести в цивилизованные рамки внутреннюю миграцию, предельно четко дифференцировать отношение к легальной миграции в пользу людей высокой квалификации, профессиональной компетентности, социальной конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости. Следует также пойти на ужесточение правил регистрации мигрантов и усиление санкций за их нарушение. Параллельно надо подумать о создании эффективной системы социализации трудящихся-мигрантов, в том числе через образовательные структуры. Необходимо сделать обязательным для приобретения миграционного статуса экзамен по русскому языку, по истории России и русской литературе, по основам правоведения.

И самое главное: надо больше заботиться о том, чтобы мигрантов не третировали, не «приводили в чувство» путем облав и зачисток, не устанавливали правовой порядок путем периодических акций на рынках и стройплощадках, а создавали для каждого из них реальные возможности для своевременной регистрации, нормального трудоустройства, достойной жизни и культурного развития, т.е. для спокойной адаптации к новым условиям. Правонарушители же (те, кто демонстрирует неадекватное, агрессивное, неуважительное, преступное поведение) должны нести ответственность в соответствии с российским законом. Ведь мы тоже несем ответственность за то, что сегодня миллионы бывших соотечественников страдают от хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности, покидают в поисках лучшей жизни свою землю и ищут лучшей доли в России.

11.3. Государственно-церковные отношения

Россия — светское государство. Светскость — один из базовых принципов, который характеризует взаимоотношения власти и церкви, определяет их взаимные права и обязанности, устанавливает пределы возможностей законодательной, исполнительной и судебной власти в реализации принадлежащих им полномочий по регламентации порядка образования, деятельности и упразднения религиозных объединений. Образование также носит светский характер, школа отделена от церкви.

Но даже в условиях светского государства государственно-конфессиональные отношения различны и по содержательному наполнению, и по формам регулирования. Все зависит от исторически сложившегося баланса между институтами государства и религиозными объединениями. Возникают они главным образом в полити­ко-управленческой и идеологической сфе­рах и проявляются как позитивное, нейтральное или негативное взаимодействие. По характеру это может быть партнерство, сотрудниче­ство, диалог, индифферентность, господство и подчинение, соперничество, конфронта­ция, конфликт. Выстраиваются они в соответствии с государственной вероисповедной политикой. Правовое же регулирование может быть универсальным, дифференцированным или моноконфессиональным — все зависит от множества исторических, социальных, экономических и культурных факторов. Какой из них предпочтительней — определить не всегда просто.



Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 239;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.