Искусство Византии: территориальные границы и периодизация культуры. Особенности развития византийской иконы. Памятники византийской архитектуры
Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенёс свою столицу в город Византий (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как пантократора (от греч. — «держитель», повелитель вселенной) . С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.
Периоды истории византийского искусства и их характеристика
* раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века)
* ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века)
* иконоборческий период (VIII-начало IX века) . Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы.
* период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации.
* период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185)
* период Палеологовского Возрождения, возрождения эллинистических традиций (1261—1453).
Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской) , но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Так же под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа. Византийские художники дошли, наконец, до того, что стали обходиться вовсе без рельефа, как, например, в бронзовых дверях церквей, производя на медной поверхности лишь слегка углублённый контур и выкладывая его другим металлом, серебром или золотом. К этому разряду работ, называемому agemina, принадлежали замечательные двери римской базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, погибшие во время её пожара в 1823 году, и принадлежат двери в соборах Амальфи и Салерно близ Неаполя.
Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей, всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии . Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом . В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины) , образующий три нефа : средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом . Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.
Особое место занимает церковь Св. Виталия в Равенне. Она построена уже после Софии и представляет провинциальное зодчество. Композицию этой церкви отличает центрический план и размещенный под углом к нему нартекс*. Внутреннее пространство решено достаточно монотонно. Даже алтарь устроен в ряду совершенно одинаковых ниш. В общем архитектурном решении преобладает устремленность ввысь, которая достигается посредством крестообразных несущих столбов, завершаемых арками. Такое решение предвосхищает готику. Декоративное убранство интерьера не разрушает целостности композиции, но напоминает о восточной пышности и богатстве.
13 Колизей, Пантеон, Колонна Трояна – характеристика памятника.
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium) — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался травертин. нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colosseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли. В 1349 году мощное землетрясение в Риме явилось причиной обрушения Колизея, в особенности, его южной части. После этого на него стали смотреть как на источник добывания строительного материала. представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина. множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Нижний ряд, или подий (лат. podium), был предназначен исключительно для императора, его семейства. Подий отделялся от арены парапетом. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса. натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Колизей утратил две трети своей первоначальной массы. мфитеатр вмещал в себя около 87 000 человек.
Пантеон (др.-греч. — храм или место, посвящённое всем богам. памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона. Строительством руководил Аполлодор Дамасский. Сооружение представляло собой купольную ротонду с прямоугольным портиком и фронтоном, которые поддерживают 14 метровые колонны. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Кирпично- бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб.
Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна наддаками. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам. зображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 669;