Создание Академии художеств и ее роль в развитии русского искусства
Идея учреждения сообщества художников высказывалась Петром Великим и его приближенными еще в 1690-х годах. После посещения императором Парижа и французских академий в 1719 году эта мысль приобрела конкретную форму, но необходимый указ Петр подписал лишь 22 декабря 1724 года. Он провозглашал создание единой «Академии наук и художеств». Российская академия художеств дорожит тем, что родилась одновременно с Российской академией наук и сотрудничает с ней почти три столетия. Но потребовалось еще четверть века, чтобы создать точный регламент, определявший роль искусства. Первое «Собрание Академии Художеств» состоялось в Петербурге под председательством академика Людвига Доминика Шумахера 8 июня 1748 года. Главное свершение этого времени то, что из полупостроенного, полузадуманного Петром города возник Петербург, с его изысканной регулярностью и великолепными перспективами. Это был результат совместной работы людей, состоявших в единой Академии, где развивались вместе науки и художества.
С 1757 по 1764 год Академия художеств состояла при Московском университете, хотя и было решено разместить ее в Петербурге. Сотрудничество с МГУ продолжается и сегодня и насчитывает два с половиной столетия. В екатерининский период было осуществлено строительство для Академии грандиозного здания-ансамбля на Васильевском острове в Петербурге. Первоначальный проект, заказанный И.И.Шуваловым Ж.Ф.Блонделю, был переделан Ж.Б.М. Валлен-Деламотом и А.Ф.Кокориновым и стал манифестом классицизма в архитектуре России, образцом, на котором учились поколения отечественных зодчих.
В течение первых пятидесяти лет своей истории в стилистическом отношении в Академии господствовал классицизм, хотя к концу XVIII века стали появляться произведения с чертами раннего романтизма и сентиментализма. Все же главным для этой эпохи было создание в России школы классицистического искусства, не уступавшей ни одной из европейских. Напротив, русский классицизм развивался стремительно и мощно, не только следуя западным образцам, но и осуществляя те замыслы, которые на Западе оставались лишь на бумаге. В.И.Баженов и И.Е.Старов, первые выпускники Академии, создали произведения, заложившие исключительно высокий стандарт художественного качества архитектуры, их последователи и ученики Академии следующих поколений изменили жизненную среду страны — создали классицистическую Россию, и каждый город получил регулярный план и парадные здания с белыми колоннами
XIX век для Академии начался триумфально, как и для всей России. Ее мастера руководили созданием сооружений, ставших символами Петербурга — Адмиралтейства, Казанского и Исаакиевского соборов, в отношении последнего действовал даже специальный академический комитет по одобрению и доработке проектов его частей. Вторая половина XIX столетия оказалась нелегким временем для Академии, хотя большинство крупнейших тогдашних мастеров прошли курс академического обучения: от И.Е.Репина и В.И.Сурикова, Н.Н.Ге и И.Н.Крамского до В.А.Серова и М.А.Врубеля, М.М.Антокольского и целой плеяды выходцев из семьи Бенуа. Система образования и критерии художественных вкусов внутри Академии претерпевали изменения, но, по мнению многих художников, недостаточно быстрые. Поздний классицизм вступил в острое противоречие с набиравшим силу критическим реализмом. Знаменитый «бунт 14» 1863 года, когда ряд учеников исторического класса в знак протеста против устаревших правил покинули Академию, правда, к трагическим последствиям не привел.
Во время революции Академия была распущена. В 1918 году были созданы «Свободные государственные учебно-художественные мастерские». Затем на их основе создан Всероссийский художественно-технический институт (Вхутеин), а в Москве Всероссийские художественно-технические мастерские (Вхутемас). Образовательная деятельность под иными именами продолжалась, причем с сохранением классического духа, даже в те времена, когда в ее стенах, на набережной Невы, свершались ярчайшие события авангарда. В бывшей мозаичной мастерской В.Е.Татлин создавал знаменитую модель Башни Третьего Интернационала, а в основном здании, в старых классах, еще находились люди, которые с усердием рисовали с античных слепков архитектурные фрагменты и статуи.
БИЛЕТ 4. Скульптура XVIII (18) века. (Этьен Морис Фальконе, Федот Иванович Шубин, Михаил Иванович Козловский).
Становление скульптуры в петровское время происходило медленно, так как русский человек практически не был готов к восприятию и пониманию этого феномена - в Древней Руси светская скульптура вообще не развивалась. В самом начале 18 в. русской культуре была известна лишь деревян. древнерус. скульптура религиозной тематики. Собственных традиций в этой области в России не существовало и пришлось воспользоваться традициями иностранных мастеров. Выдающаяся роль в развитии русской светской монументальной скульптуры принадлежит Бартоломее Карло Растрелли. Его работы послужили началом развития как русского скульптурного портрета, так и монументальной русской скульптуры. Особенности русской скульптуры 17- 18 века (барокко, ранний период, работы Растрелли): живописность, парадность, пристрастие к пышным костюмам и парикам, к разного рода украшениям и нарядам, торжественность, парадность, жанровость, контрастность, свободная четкая пластика, местами уход к античной традиции (статуя «Императрица Анна Иоановна с арапчонком», портретные бюсты А.Д. Меньшикова и Петра I, конная статуя Петра I)
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась открытием Академии художеств (1757), определившей направление развития художественной культуры на оставшуюся половину столетия - классицизм. Наблюдается расцвет светской скульптуры во всех видах: статуи, портретного бюста и монумента, появилась русская скульптурная школа, выросло поколение выдающихся скульпторов: Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин.
Ф.И. Шубин использовал приемы барокко, особенно любил мрамор, среди форм выделял бюст. Работы: портретные бюсты видных правителей, госдеятелей и военачальников: З.Г. Чернышева, П.А. Румянцева-Задунайского, М.В. Ломоносова, А.Н. Голицына, Павла I; 58 овал. мрамор. портретов для Чесменского дворца (династия рус. царей от Рюрика до Елизаветы I); статуя Екатерины II — законодательницы.
Э.М. Фальконе (француз), автор памятника Петру I. Объединил лучшие черты барокко и классицизма. Император представлен как целеустремленный, волевой, сильный человек, как великий реформатор и гражданин. В аллегорической форме показана победа Петра I над природной стихией и средневековой общественной.
М.И. Козловский, работы: рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани, статуя «Самсон разрывающий пасть льва» (образ воспринимался как памятник славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу); памятник А. Суворову. Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме — все подчеркивает героический характер образа великого полководца. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. Героический характер образов, стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.
Особенности русской скульптуры конца 18 века (классицизм, русские мастера и школы):
Человеческая фигура, чувственность, «любви порывы» в поэтическом и эстетическом вариантах. Гармоничная соподчиненность отдельных частей человеческого тела, целесообразность их равновесия, красота человеческого тела в тандеме с раскрытием внут. свободы и воли. Ясность силуэта, легкость и чистота композиции, подвижность, нестатичность.
Искусство отечественной скульптуры в XVIII в. достигло европейского уровня, о чем свидетельствуют произведения русской пластической школы.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 652;