Основные направления и тенденции развития Авангардного искусства ХХвека
Авангард – обобщающее название многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в европейском искусстве XX в. Фактически авангард знаменовал последнюю страницу эпохи Культуры и начало пост-культуры. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу, но имеющих общие культурно-исторические корни, общую атмосферу, породившую их, и многие общие основные характеристики и тенденции.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к изменению общеевропейских культурных ценностей. На переломе веков появляется много философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Развитие научно-технического прогресса подтолкнуло человечество к смене восприятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей. Огромное влияние на переосмысление ценностей оказали войны и политические потрясения.
К характерным чертам большинства авангардных течений относят их осознанный экспериментальный характер; революционный пафос относительно традиционного искусства и традиционных ценностей культуры; протест против всего, что представлялось их создателям и участникам консервативным и обывательским; в визуальных искусствах и литературе – отказ от прямого изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения, а отсюда – и часто эпатажный и скандальный характер представления; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств.
К основным направлениям авангарда относятся фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, метафизическая живопись, сюрреализм, наивное искусство; додекафония и алеаторика в музыке, конкретная поэзия, конкретная музыка, кинетическое искусство, а также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, движений, видов арт-де-ятельности, как Пикассо, Шагал, Филонов, Клее, Матисс, Модильяни, Мондриан, Ле Корбюзье, Джойс, Пруст, Кафка и некоторые другие.
Авангард в развитии проходит несколько ступеней:
На I этапе (1910-1920-е годы) возникают фовизм, супрематизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, имажинизм, кубизм, мерцизм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, экспериментальный театр и т. д. Для этих ветвей авангарда характерен интерес к форме, обретающей духовный смысл и онтологичность.
На II этапе (1920-е – конец 1940-х годов) появляются иные ветви: конструктивизм, биокосмизм, люменизм, «новая вещественность», риджионализм, «органическая архитектура», театр жестокости, неореализм (в кино). Здесь интерес к формотворчеству дополняется пристальным вниманием к реальности.
Затем следует III этап (конец 1940-х – 1960-е годы), когда авангардизм «академизируется». Новые ветви – поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, «новый роман», абсурдизм, акционизм – появляются на дряхлеющем стволе авангарда.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 451;