Рекомендации по использованию наглядности в обучении
Наибольший учебный эффект достигается комплексным, системным использованием наглядности. При этом важно придерживаться следующих принципов.
1.Наглядных пособий должно быть достаточно, но не слишком много. Количественным критерием здесь может быть обеспечение связи знаний с практикой. Плохо также, если часть пособий совсем не используется на занятии. Надо помнить, что восприятие каждого наглядного пособия должно войти в систему связей: «предмет — плакат — макет — объяснение руководителя», вырабатываемых в сознании курсантов.
2.Выставлять мелкую предметную наглядность и выдвигать плакаты и схемы для восприятия следует по ходу объяснения учебных элементов. Большое количество одновременно выставленных пособий отвлекает внимание курсантов, ослабляет чувство новизны, а значит, понижает к ним интерес. Использованные пособия должны убираться.
3.В методических материалах и планах занятий должны быть разработаны не только методики передачи знаний и организации их усвоения обучаемыми, но и (в комплексе с этими методиками) методика использования технических средств, учебных и наглядных пособий по каждой теме занятий.
4.Системный подход предполагает включение тех или иных средств наглядности в систему «преподаватель — средства обучения — обучаемые» при изучении каждого учебного элемента темы (занятия), а также осмысливание информации по определенной системе в зависимости от ее содержания и цели, а именно:
— при изучении устройства машин, боевой обстановки и т. д. — мысль движется от общего к его частям (дедуктивное мышление);
— при изучении устройства множества однотипных предметов (приборов наблюдения различных машин, боевых порядков, решений и т. д.) — мышлением по аналогии, выделением сходного и различного;
— при формировании двигательных действий — от элементарных действий к координациям движений (индуктивное мышление).
Наглядность не самоцель, а средство повышения осознанности образов, активности усвоения, поддержания внимания и познавательных интересов курсантов. В связи с этим и цели использования наглядности в каждом конкретном случае могут иметь свои особенности.
Наглядный материал — фон для решения учебной задачи. Например, приступая к изучению боевых действий батальона, целесообразно показать фильм о боевых действиях полка, чтобы воины представили общий образ взаимосвязей батальона в боевых порядках полка; приступая, например, к изучению конкретной силовой передачи, — показать основы ее устройства (графически, на плакатах или макетах); показ вождения танка перед отработкой сложных упражнений — фон образа «поведения» танка в этих условиях.
Значительно важнее роль наглядности, когда она органически включается в процесс решения учебной задачи. Это наиболее распространенное использование учебных приборов, разрезных агрегатов, кинематических схем и действующих макетов, фрагментов кино и т. д. Так, модель датчика угла стабилизатора вооружения, соединенного с макетом пушки и действующим амперметром, показывает физический принцип возникновения сигнала управления стабилизатором, а также зависимость угла отклонения пушки от величины сигнала и направления сигнала. Без понимания физического смысла трудно было бы разобраться в устройстве и принципе работы сложной системы.
Наконец, целью применения наглядности может быть завершение процесса усвоения знаний, когда она закрепляет сформированные на занятиях образы. Например, реальный показ боевых действий мотострелковой роты на БМП после их изучения; показ кинофильма «Действие боевых машин (вооружения) в различных условиях» после прослушивания обзорной лекции по бронетанковой или другой технике.
Во всех случаях руководителю следует помнить, что образы, возникающие у курсантов при восприятии наглядности, оказывают положительное влияние на усвоение лишь в том случае, когда образ и понятие формируются в процессе правильного обобщения с выделением как существенных, так и несущественных признаков. Это значит, что предмет можно считать воспринятым, если курсант представляет его мысленно и может выделить в нем существенные и несущественные признаки.
Восприятия могут быть простыми и сложными.
К простымотносятся те, которые являются продуктом работы одного анализатора. Например, наблюдение за движением танка противника на большом расстоянии.
К сложнымотносятся те, которые являются результатом суммарной работы нескольких анализаторов. Например, картина боевой обстановки воспринимается органами зрения, слуха, обоняния и т. д. Следует помнить, что сложные восприятия — более точные, полные и яркие. Они формируют более глубокие знания.
На эффективность восприятия натуральной и изобразительной наглядности оказывает влияние их взаимодействие со словесной инструкцией. В тех случаях, когда наглядность статическая или динамика ее изменения имеет замедленный темп, а слуховые помехи отсутствуют, словесная инструкция руководителя сопровождает показ. В тех же случаях, когда показываемая система работает в реальном темпе и имеет звуковую и другую имитацию, словесная инструкция руководителя предшествует показу.
Например, при показе действующей системы пожарного оборудования, смонтированной на общем каркасном стенде танка, следует предварительно указать исходное положение: танк ведет бой, двигатель работает, нагнетатель и вытяжной вентилятор включены, все баллоны заряжены, а затем имитацию пожара в силовом отделении: загорание лампы «30» на автомате системы, отключение (щелчок) МОД и движение назад тяги топливного насоса; остановка нагнетателя и вытяжного вентилятора (прекратится их гул) и т. д.
Инструкция сопровождается показом элементов схемы и может повторяться несколько раз, пока обучаемые не усвоят последовательность автоматического включения элементов схемы и образы их действия. Кажется, ясно. Однако нередко можно наблюдать, когда руководитель занятий включает действующий стенд в работу, а затем поясняет, пытаясь перекричать шум его механизмов. Такой показ не достигает цели: курсанты не знают, куда смотреть, что слушать, в каком порядке переключать внимание, какие признаки замечать.
При использовании экранной наглядности важно различать просмотр кинофильма от его показа. Если цель показа — создание фона для решения учебной задачи или завершение усвоения путем закрепления и расширения круга образов курсантов, нужен просмотр всего фильма. Если фильм наряду с другой наглядностью органически включается в процесс решения учебной задачи, нужен просмотр отдельных фрагментов по ходу изучения устройства и действия отдельных систем, агрегатов, элементов боевых действий.
Большую часть учебной информации руководитель передает через рисование на доске тактических и технических схем, графиков, таблиц, рисунков, повышая ее наглядность, доступность и привлекательность. Педагогический эффект этого вида наглядности также велик. Поэтому даже в тех случаях, когда материал по своему содержанию малообразный, статистический, то и тогда следует позаботиться об увеличении его наглядности путем приведения в систему, группировки, сведения в таблицы, выявления функциональных зависимостей и т. д.
Схему (графики) важно рисовать не заранее, а по ходу изложения информации. Тогда в сознании курсанта последовательно развертываются не только пространственные, но и временные и функциональные отношения и связи элементов объекта (и конструкция, и процесс ее функционирования). Такое последовательное функциональное развертывание схемы позволяет формировать одновременно не только познавательные образы (представления и понятия), но и оперативные образы действия курсанта с изучаемой системой.
Важное значение для более глубокого осмысливания информации имеют зарисовки обучаемых в своих тетрадях, выполняемые по ходу восприятия и на самоподготовке. Однако этой их работой следует руководить. Нет смысла рисовать все и добиваться высокохудожественного исполнения. Курсант в этом случае отвлечется и отстанет от восприятия основного содержания. Следует зарисовывать в основном кинематические схемы механизмов, приводов управления, а также порядок действия с ними, опять же преследуя главную цель: формирование образа предмета и принципа действия (взаимодействия) и образа деятельности курсанта с ним.
Методика показа оказывает исключительно важное влияние на эффективность переноса материальных предметов в голову и преобразования их в идеальные образы сознания.
Однако практика обучения войск свидетельствует, что не всегда руководители занятий уделяют такое внимание методике показа.
Наиболее распространенными ошибками показаявляются следующие:
1.Предмет показа плохо виден: руководитель не убедился лично, видны ли с задних рядов рисунки на доске, плакаты, детали.
2.Демонстрируемый предмет заслоняется руководителем занятия.
3.Одновременно демонстрируется так много предметов или так много различных деталей в предмете, что курсант не в состоянии их воспринять.
4.Отсутствует идея показа: что именно, с какой целью и в какой последовательности воспринимать, не указывается назначение, значение и взаимная связь предметов.
5. Объяснение не гармонирует с показом: в одних случаях оно опережает показ, в других — продолжается и после того, как показ закончен.
6.Объяснение многословно, значительная часть слов не имеет опоры в предметах или не имеет отношения к показываемому предмету. В результате внимание курсантов переключается с предметов на слова: предмет показа «тонет» в словах.
7.Объяснение малословно, руководителю занятий кажется, что все просто, все само собой разумеется, и он, ткнув пальцем в предмет, считает, что этого достаточно, чтобы в сознании курсанта сформировался его образ. В результате — неполное и неточное восприятие, а значит, и поверхностное знание.
Руководителю занятий важно помнить, что хорошо организованное и непрерывно управляемое восприятие курсантом наглядности обеспечивает непрерывный переход в более высокую форму — наблюдение. Какова тщательность показа, такова и тщательность наблюдения, а значит, и усвоения.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 274;