Раскладка продуктов. Плавающая раскладка


 

Раскладка – это количество и ассортимент продуктов на каждый день.

Участники спортивных походов наверняка замечали, что в первые дни маршрута их аппетит заметно снижается, и, если завхоз не слишком опытен, значительную часть приготовленной пищи приходится выбрасы­вать. В результате группа несет в рюкзаках бесполезный груз, обреченных на уничтожение продуктов. Некоторые руководители походов в подобных случаях стремятся, заставить участников есть через силу. Это грубая ошиб­ка, чреватая для некоторых туристов снижением работоспособности и ухуд­шением самочувствия. Дело в том, что временное снижение аппетита ха­рактерно для втягивания организма в походный режим, привыкания к высоким нагрузкам и акклиматизации. Через 3-6 дней адаптация завер­шается, и туристы начинают съедать свои порции полностью, а к концу похода даже усиленный паек оказывается мал. Трапезы завершаются мно­гозначительным скрежетом ложек о миски и котелки и кровожадными шутками в адрес завхоза. Поэтому многое зависит от правильности со­ставления раскладки, то есть распределения продуктов на каждый день похода. Бывалый завхоз должен учесть все обстоятельства и составить раскладку с изменяющейся, «плавающей» калорийностью.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Некоторые туристы, чаще представительницы прекрасного пола, пытаются в походе есть помень­ше, а то и вообще голодать, чтобы придать изящество своим фигурам. Увлекаются подобными экспериментами и некоторые приверженцы различных восточных школ и учений.

Необходимо также решительно пресекать попытки так называемых пищевых меньшинств (вегетарианцы, сырояды и т.п.) составить для себя отдельную раскладку или навязать свой образ питания остальным. Это неизбежно ведет к созданию нездорового психологического климата в груп­пе, а также к сокращению БДП из-за нарушения оптимального соотноше­ния компонентов пищи в условиях тяжелой работы.

Обычно в туристской литературе предла­гается использовать три основных рациона: «начальный», «основной» и «штурмовой».

Если рюкзак тяжел (особенно в первые дни «начального» этапа) или маршрут идет по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, а также, если в составе группы имеются слабо подготовленные новички, дневной переход надо уменьшать до 12-18 км. Нарастание нагрузок должно быть постепенным.

Например, километраж по дням может быть следующим: 15, 18, 20, 22, дневка, 22, 25, 18 км.

На «основной» этап приходятся большие длительные переходы.

В «штурмовой» ­этап проходят «пиковые» (самые длительные переходы), постепенно они снижаются к последнему дню похода.

При этом либо рекомендуются стан­дартные дневные рационы, совсем не зависящие от конкретной нагрузки, либо предлагается увеличивать калорийность пропорционально физичес­кой нагрузке.

Начнем с акклиматизации и втягивания в походный режим.

В первые дни похода турист, попавший в непривычные условия – вынуждает свой организм перестраиваться на новый режим работы. Перестройка происходит не сразу и требует боль­шого напряжения сил, мобилизации всех резервов. Здесь начинают дей­ствовать регулирующие системы организма. Они, как хороший полково­дец, перебрасывают на главное направление дополнительные резервы за счет второстепенных участков.

В походе повышенная нагрузка ложится на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Поэтому количество крови, подавае­мое к ним, увеличивается по абсолютному значению, но доля их в общем балансе кровообращения остается почти неизменной.

Наибольшую нагрузку несет двигательный аппарат, соответственно рез­ко увеличивается приток крови к мышцам. Однако, пока сердечно-сосудис­тая система привыкает в повышенным нагрузкам, а в горном походе – и к недостатку кислорода, организм не может полностью компенсировать все свои затраты. Следовательно, другие органы, и, прежде всего – пищевари­тельные, в этот период снабжаются кровью хуже, чем обычно.

Именно поэтому в сложных походах в первые дни желудок не может полностью переваривать пищу, печень хуже фильтрует ядовитые веще­ства, содержащиеся в ней, кишечник медленнее выводит шлаки, способ­ствуя тем самым всасыванию в кровь вредных веществ. Начинается самоотравление организма. Тогда срабатывают механизмы защиты. Снача­ла ухудшается аппетит. Это организм требует от нас сократить количе­ство пищи и, следовательно, снизить накопление вредных веществ.

Иногда, чаще всего в высокогорье, этого оказывается мало, и кон­центрация нежелательных веществ в крови продолжает расти. И тогда организм экстренно очищает желудок и кишечник от их источников. На­чинается расстройство желудка.

Отравление вызывает недомогание, головную боль, снижает работос­пособность и, в конечном счете, сокращает БДП для данного участника. Вот поэтому-то и нельзя в начале похода есть через силу.

Но отрицательные последствия неправильного питания на этом не кончаются: организм вынужден тратить свои ресурсы на борьбу с отрав­лением, те самые ресурсы, которые ему так необходимы для скорейшей адаптации к походным условиям. В итоге срываются сроки, предусмот­ренные для адаптации, и туристы выходят на сложный участок ослаблен­ными, с не восстановившейся координацией движений. Чем это грозит – объяснять не надо.

Напрашивается вывод: в первые дни похода надо есть значитель­но меньше, чем требуется для восполнения энергетических затрат. Однако человек не может расходовать больше энергии, чем вырабатыва­ет его организм. Поэтому организму приходится мобилизовывать внут­ренние ресурсы – использовать жировые отложения. Собственный жир не надо переваривать, он не содержит вредных веществ. Следовательно, выгоднее компенсировать дефицит калорий за счет его переработки.

Теперь об основной части маршрута. Эти нормы значительно меньше фактических энергозатрат, но, как говорилось, масса даже такого урезанного рациона достаточно велика. Восполнение калорийности за счет жирной пищи, возможно, лишь до из­вестного предела. Ведь на получение одной килокалории при окислении жиров требуется больше кислорода, чем при окислении углеводов.

Рассмотрим физиологические процессы, характерные для основной части маршрута. Усвоить большое количество ккал соответствующее количество пищи практически невозможно. Ведь работоспособность даже хорошо трениро­ванного и адаптированного человека имеет предел. По этой причине, если затраты энергии на передвижение по маршруту в данный день велики, не остается достаточно ресурсов для переваривания пищи. Кроме того, переваривание завтрака и обеда приходится на период самой актив­ной физической работы. Из повседневной практики известно, что после дня тяжелой физической работы аппетит падает. Снижением аппетита пос­ле тяжелого дня желудок сигнализирует нам, что не может удовлетвори­тельно выполнять свои функции. Значит, увеличивая рацион в штурмо­вые дни, мы увеличиваем вес рюкзака, но не улучшаем питание.

В штурмовые дни надо, прежде всего, повысить в рационе содержа­ние легкоусвояемых углеводов для поддержания работоспособности в те­чение дня. А вот на следующий день, когда наиболее тяжелый участок позади, в рацион можно ввести высококалорийные, относительно трудно усваиваемые жировые продукты, такие, как топленое масло или корейка. Если акклиматизация прошла успешно, жировые прибавки допустимы даже в высокогорье. Высококалорийные продукты помогут восстановить силы, потраченные в штурмовой день.

Недостаток калорий можно частично восполнить и на дневках, когда энер­гозатраты на передвижение минимальны. Но и здесь надо соблюдать меру, чтобы пиршество не привело к срыву графика из-за расстройства желудков.

Для восстановления сил очень удобны препараты, применяемые для реабилитации спортсменов.

В пеших и лыжных походах нагрузка на основной части маршрута, как правило, распределяется более равномерно, чем в горных, поэтому в них можно обойтись без значительного изменения калорийности рацио­нов в различные дни.

При выходе из района похода нагрузки падают. Ресурсы организма к этому времени изрядно исто­щаются, и среди туристов вспыхивает «эпидемия» голода. Они в это вре­мя могут съесть, а организм усвоить баснословное количество пищи. Но рюкзаки уже пусты, поскольку нести с собой много продуктов для после­дних нескольких дней трудно, а подчас и невозможно. Есть три выхода из данной ситуации: сделать заброску продуктов на завершающий участок маршрута, перейти на низкокалорийную и трудноусвояемую пищу, чтобы обмануть желудок, или просто затянуть потуже пояс. Активно переходит на «подножный» корм в конце маршрута опасно. Привыкнув к концент­ратам, желудок может решительно возразить против избытка клетчатки в овощах и фруктах.

Есть и еще один период – послепоходный. Вернувшись, домой, ту­ристы начинают отъедаться за поход, но тем, кто ведет малоподвижный образ жизни, надо вовремя остановиться, иначе ожирение, профессио­нальная болезнь туристов, неизбежно...

 



Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1886;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.