Развитие экономики стран Древнего Востока
Общие закономерности экономического развития стран Древнего Востока. Зарождение основных очагов цивилизации происходило на огромных территориях от Средиземного моря на западе до Тихого океана на востоке. Древние культуры возникали в основном по берегам полноводных рек (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы), которые не только служили людям в качестве постоянных транспортных путей, но и создавали условия для развития земледелия. Эти территории расположены в теплом климатическом поясе, на хороших плодородных почвах, что также способствовало хозяйственному развитию древних народов.
В то время как в Европе человеческая цивилизация была представлена отдельными стоянками первобытных охотников среди непроходимых лесов, на Древнем Востоке развивалось земледелие, скотоводство, ремесло, появлялись первые формы обмена продуктами между общинами. Все это приводило к социальному расслоению общества, к возникновению таких государственных образований, как Египет, Персия, государства Двуречья, Индия, Китай и др. Именно на Древнем Востоке в VI–IV тысячелетиях до н.э. начался переход от первобытного строя, которому была присуща родоплеменная организация, к рабовладельческому обществу.
Именно в этих странах на протяжении веков наблюдалось устойчивое экономическое положение сельской (соседской) общины, что было связано прежде всего с особенностями природно-климатических условий. Недостаток осадков, бурные и длительные разливы рек — все это требовало строительства сложных ирригационных сооружений, что было под силу только большим сообществам людей.
Специфической особенностью стран Древнего Востока являлось относительно слабое развитие частной собственности на землю. Несмотря на то что земля в основном считалась собственностью общины, в действительности верховным собственником земельных угодий выступала центральная власть, которая и осуществляла организацию всех ирригационных работ. Государственный строй этих стран называют восточной деспотией. Цари (фараоны, деспоты) имели неограниченную власть над подданными и, как правило, обожествлялись при жизни.
Большое распространение здесь получило долговое рабство, в которое попадали свободные общинники. Но общая численность рабов в этих странах была относительно невелика, рабский труд еще не являлся основой хозяйства, а наибольший удельный вес среди различных слоев населения имели крестьяне-общинники и ремесленники. К тому же рабство в древневосточных государствах носило патриархальный характер. Рабы использовались представителями господствующих сословий в основном в домашнем хозяйстве, хотя это и не исключало применения рабского труда при возведении грандиозных объектов: пирамид, храмов, плотин, каналов.
Развитие материальной культуры шло очень медленно. На протяжении многих столетий люди пользовались одними и теми же орудиями труда, методы организации труда почти не менялись. Тем не менее именно на Древнем Востоке появилась письменность, были сделаны такие технические изобретения, как колесо и порох, успешно развивались науки (математика, медицина), создавались шедевры архитектуры, прикладного искусства, литературы. Служители храмов — жрецы, наблюдая за звездами, открыли семь планет и основные созвездия, составили лунный и солнечный календари. Были заложены основы геометрии, необходимой для измерения земельных площадей, для мореплавателей составлялись астрономические и географические карты. Именно в этом регионе зародилась торговля, появились первые металлические деньги (слитки и монеты). В Ассирии были построены первые в мире дороги, мощенные камнем. В Египте изобрели способ производства папируса — бумаги из тростника. Словом, Древний Восток можно с полным правом считать колыбелью цивилизации в широком смысле этого понятия.
Экономическое развитие Древнего Египта. Один из самых первых очагов цивилизации возник на берегах Нила. Этому способствовали теплый климат, плодородные почвы, относительная территориальная изоляция от других народов, защищавшая местное население. Судя по археологическим памятникам (каменным и костяным орудиям труда, глиняной посуде и др.), примерно в VI–IV тысячелетиях до н.э. в долине Нила появились первые поселения, на базе которых сформировались земледельческие общины вокруг Фаюмского озера в нижнем течении Нила.
В IV тысячелетии до н.э. стало развиваться поливное земледелие (бассейновая система орошения), а в конце IV тысячелетия до н.э. была изобретена первая деревянная соха. Охотничий промысел постепенно стал уступать место скотоводству. Заметных успехов достигли мастера, делавшие оружие, глиняную посуду, обувь и пр. Все это приводило к повышению продуктивности земледелия и животноводства, что создавало условия для социального расслоения сельского населения, зарождения племенной знати и появления первых форм государственности. Первые государственные объединения назывались номами.
Долгое время вся территория вдоль Нила была разделена на два царства — Южное (Верхнее), где, по преданию, правил царь в белом шлеме, и Северное (Нижнее), где царь носил красный шлем. К началу III тысячелетия до н.э. в результате борьбы между Верхним и Нижним царствами несколько номов образовали единое государство Египет, куда вошли земли от Нубии на юге до Средиземного моря на севере. Население нового государства в разные периоды составляло от 7 млн до 9 млн человек.
Следует отметить, что долина Нила простирается между двумя цепями возвышенностей шириной 10–15 км. У Средиземного моря, где Нил разделен на множество рукавов, равнина расширяется до 200–250 км. Это и были плодородные «черные земли», пригодные для возделывания, где сосредоточивалось основное население Египта. Вокруг — огромные территории пустынь и каменистых нагорий («красные земли»), которые почти не поддавались обработке. Пустыни постоянно наступали на плодородные земли, поэтому приходилось тратить много усилий на защиту от песка. Постепенно в хозяйственный оборот вовлекались все более обширные территории; в дельте Нила стали осушать заболоченные земли, а каменистые «верхние» поля начали орошать водами Нила.
Всю историю Древнего Египта можно условно разделить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Самые древние памятники материальной культуры относятся к эпохе Раннего царства (около 3100–около 2800 года до н.э.), во времена которого сформировалась власть первых фараонских династий. В руках фараонов (царей) находилось огромное государственное (царское) хозяйство: пахотные земли, сады, пастбища, оросительные системы (бассейны, каналы), ремесленные мастерские. В этот период экономика страны стала все больше зависеть от использования труда военнопленных, превращаемых в рабов. Наряду с царским хозяйством развивалось общинное землевладение, которое постепенно попадало в зависимость от государства.
На смену Раннему царству пришла эпоха Древнего царства (около 2800–около 2250 года до н.э.), во время которого правили фараоны III–IV династий. Главной отраслью Египта оставалось сельское хозяйство, основанное на бассейновой системе орошения. Государство уделяло большое внимание строительству огромных каналов, плотин, водохранилищ (бассейнов) для сезонного накопления воды. Стала создаваться система шадуфов (приспособлений в виде колодезных «журавлей»), при помощи которых воду из Нила подавали через несколько ступеней на «верхние» поля. В июне–октябре Нил разливался и вода покрывала все вокруг. В ноябре, когда вода уходила, население засевало «нижние поля», которые к тому времени были покрыты плодородным илом, принесенным водой. Крестьяне разбрасывали зерно, а домашний скот (бараны, свиньи) втаптывал его в ил. Через три-четыре месяца урожай надо было собрать, чтобы успеть до засушливого сезона. При обмолоте зерна также использовали домашних животных, которых заставляли ходить на токах. Кроме зерновых выращивали лен, сажали сады, виноградники, пальмовые рощи. Основным сельскохозяйственным орудием оставалась деревянная соха.
Заметного прогресса достигло ремесленное производство, где в качестве сырья широкое применение получила медь. Изделия из железа использовались редко. Для производства изделий из глины применялся гончарный круг. Египтяне строили из камня и глиняных кирпичей дворцы своим фараонам и храмы богам.
Со времен III династии началось невиданное до того периода строительство огромных храмов из мягкого известняка и других каменных пород. К этому же времени относится сооружение грандиозных усыпальниц фараонов — пирамид. Среди них особое место занимают семь пирамид, построенных для фараонов IV династии, в том числе пирамида Хеопса, которую строили в течение 20 лет около 100 тыс. человек одновременно.
Стены храмов и усыпальниц украшались разнообразными рисунками, изображавшими сцены из жизни фараонов и простого народа. Искусные мастера высекали из камня фигуры богов, людей, животных. Ремесленники изготовляли тонкие ткани из льна, раскрашивая их яркими узорами. Египтяне изобрели иероглифическую систему письменности. Сохранилось множество текстов, где описаны события той эпохи, представления египтян об окружающем мире и пр.
Период Древнего царства отмечен небывалым усилением власти фараонов, общинной знати (номархов), высших государственных чиновников. Именно тогда сформировалось особое сословие жрецов, выступавших в роли посредников между богами и народом. Поскольку вся жизнь жрецов подчинялась служению богам, они жили при храмах, вокруг которых стали создаваться огромные хозяйства, почти ни в чем не уступавшие царским. Все население должно было приносить богам дары, которыми пользовались жрецы (они как бы кормились вместе с богами). Находясь на службе у богов, жрецы должны были уметь гадать, предсказывать будущее, разъяснять явления природы — для этого следовало долго учиться. Жрецы не занимались физическим трудом, а выполняли многочисленные религиозные обряды, не забывая при этом о пополнении своих материальных богатств. Некоторые из жрецов со временем становились управляющими в многочисленных храмовых хозяйствах.
В царских, храмовых и частных хозяйствах наряду с рабами должны были трудиться и крестьяне-общинники, особенно в неурожайные годы. В этот период для общинников открывали зернохранилища, а за это они должны были «добровольно» отрабатывать долги на царских полях или на «полях бога» — храмовых полях. Постепенно многие из крестьян попадали в долговое рабство, а общинная земля становилась собственностью рабовладельцев. Фараоны, будучи верховными собственниками земли, осуществляли контроль за храмовыми и частными хозяйствами и также могли силой забрать общинные земли.
Для содержания царского двора крестьяне должны были не только выполнять определенные работы, но и отдавать различные продукты и предметы обихода (подать). Для сбора податей назначались специальные наместники и приказчики. При них состояло большое количество писцов, которые вели подробный отчет о доходах и расходах. Своих многочисленных слуг и чиновников царь награждал одеждой, посудой, украшениями с царских складов. Чиновники считались «людьми царя», т.е. находились под его опекой (сам же царь был «под опекой богов»). Всякий низший по положению должен был подчиниться высшему или приписаться к какому-нибудь хозяину или владыке, что формировало определенную вассальную структуру общества. Иногда знатные владыки объявляли о своем неподчинении царю. С ними царская власть расправлялась сурово, так как это неподчинение грозило разрушить единое государство.
Для укрепления своей власти цари щедро раздавали земельные угодья крупным военачальникам и чиновникам. Эти земли обрабатывались «рабочими отрядами», которые использовали скот, сельскохозяйственные орудия и семена, принадлежавшие землевладельцу. По законам вельможам принадлежал и весь урожай, выращенный на полях и собранный в специальных складах. На таких же складах хранились изделия ремесленников, работавших в «палатах мастеров». Все это богатство шло на удовлетворение потребностей знати, а земледельцам и ремесленникам выдавались только продукты питания, одежда, домашняя утварь.
Постепенно фараоны стали уступать право на «кормление» (самостоятельный сбор налогов среди подвластного населения) представителям старой общинной знати (номархам) и новым землевладельцам, которые, в свою очередь, не спешили делиться с верховной властью доходами, оставляя в своих руках все большую часть собранных налогов. А это неизбежно приводило к тому, что они все меньше зависели от фараонов.
Конец Древнего царства ознаменовался значительным усилением власти номархов и богатых вельмож, которые к этому времени сумели захватить новые земельные угодья, включая храмовые. Многие номархи добивались от верховной власти специальных грамот, освобождавших их от государственных налогов и повинностей.
В стране стали нарастать сепаратистские тенденции, отдельные номы перестали подчиняться центральной власти и около 2250 года до н.э. единое государство распалось. В результате этого хозяйственная жизнь Египта пришла в упадок, разрушилась единая ирригационная система, создававшаяся многими поколениями людей. На пахотные земли стала наступать пустыня. И лишь через 200 лет египетская экономика возродилась. Начался период Среднего царства (около 2050–около 1750 года до н.э.), когда страной управляли фараоны XI–ХII династий.
Были восстановлены каналы и система водохранилищ. Оживилось ремесленное производство. Высокого уровня достигло мастерство ткачей, ювелиров, кузнецов. Однако основной отраслью по-прежнему оставалось сельское хозяйство, где происходили изменения в орудиях труда, улучшались породы скота. Стала развиваться торговля, одним из условий которой была специализация производства внутри страны: юг Египта поставлял скот, а север — зерно, фрукты, виноград и пр. Появились крупные поселения — города, в которых селились ремесленники, торговцы, строились дворцы для знати.
В эту эпоху Египет начал осуществлять военную и торговую экспансию на соседние территории — Ливию, Нубию, Синай. Из завоеванных стран Ближнего Востока, с Кипра, из Малой Азии купцы везли и готовые изделия, и сырье: шерсть, кожу, слоновую кость, древесину кедра и сосны, драгоценные металлы, медь, олово, свинец и многое другое. Увеличился поток рабов, которых фараоны не только использовали в своих хозяйствах, но и дарили приближенным.
В документах того времени можно найти записи о количестве рабов, числившихся среди имущества вельможи или фараона наравне со скотом. Так, фараон Сенусерт III подарил своему телохранителю 60 «голов», а потом еще 100. Рабы, как правило, жили при доме и входили в штат слуг, выполнявших различные работы. При переписи населения частновладельческие рабы в число жителей страны не попадали. В этот период сформировался рынок рабов, на котором продавались не только бывшие военнопленные, но и люди, попавшие в долговое рабство.
Особую категорию зависимого населения составляли массы обедневших горожан и общинников, так называемые царские хему. Несмотря на то что у них имелось хозяйство и семья, хему должны были выполнять самые различные повинности в пользу фараона, получая за это лишь продовольствие и одежду. Следует отметить, что хему не только выполняли сельскохозяйственные работы, но и использовались в качестве слуг, брадобреев, танцоров, певцов, музыкантов и пр. Ежегодно проводился смотр детей хему, чтобы определить их будущие профессии.
Объем работ, выполняемых хему, имел огромное значение для экономики Египта. Было создано специальное «ведомство поставщика людей» для учета людских ресурсов и распределения среди них государственных повинностей. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителями работ». Контроль за хему осуществляли специальные чиновники («счетчики людей»). За уклонение от работ хему могли попасть в тюрьму.
Усиление государственного гнета вызывало протест среди зависимого и свободного населения, что приводило к народным восстаниям, грабежам, уничтожению долговых документов. Историки считают, что в середине XVIII века до н.э. множество пирамид фараонов было разграблено.
В результате внутренней нестабильности Египет стал утрачивать позиции во внешнем мире и терять свои колонии. В этот период участились набеги кочевников-гиксосов, которые в конце концов захватили Египет и установили свое господство на полтора столетия (около 1710–1580 годы до н.э.). Несмотря на более низкий уровень их развития, гиксосы тем не менее привнесли в хозяйство Египта много нового. К примеру, гиксосы пользовались в своих набегах колесницами, запряженными лошадьми, тогда как египтяне в ту эпоху еще не знали ни колеса, ни лошадей.
Во второй половине XVI века до н.э. началась эпоха Нового царства (около 1560–1085 годы до н.э.). К этому времени Египет освободился от владычества гиксосов, и его экономика вновь достигла былого могущества: восстанавливались ирригационные сооружения (особенно в восточной части дельты Нила), расширялось царское хозяйство, успешно развивались торговля и ремесленное производство. Большое распространение получила бронза, из которой делали не только орудия труда, оружие, но и домашнюю утварь.
Египет вел бесчисленные войны, захватывая территории и военнопленных, пополнявших ряды рабов. В этот период особенно усилилась роль храмов. Жрецы превратились в крупнейших земельных собственников. Примерно 20% населения и 30% земельных угодий принадлежало храмам. Их земли обрабатывались общинниками в порядке трудовой повинности.
Следует отметить такую специфическую особенность Древнего Египта, как многообразие форм хозяйственной жизни. Несмотря на огромные размеры государственной собственности, большой удельный вес имела и общинная собственность. Рабство не стало господствующей формой хозяйствования и зачастую носило патриархальный характер, так как многие рабы имели свое хозяйство, дом, семью и даже собственных рабов. Долговые рабы сохраняли возможность расплатиться с долгами и стать свободными людьми.
Помимо рабства в Египте получили распространение арендные отношения, причем условия аренды были различными. Если арендатор использовал свой скот, семена и орудия труда, то он отдавал земельному собственнику от 1/4 до 1/3 урожая. Если же он пользовался орудиями труда и тягловым скотом хозяина, арендная плата повышалась до 5/6 урожая.
В XI веке до н.э. эпоха Нового царства приблизилась к закату. На страну стали нападать со всех сторон ливийцы, эфиопы, ассирийцы. Наступил период Позднего царства (Х–VI века до н.э.), когда Египет постепенно терял свою независимость. В 525 году до н.э. его завоевали персы, и начался так называемый персидский период, который продолжался почти два века. В 332 году до н.э. Египет был завоеван греками во главе с Александром Македонским. Почти 300 лет Египет находился в составе государства Птолемеев, и этот период носит название эллинистического[1]. В 33 году до н.э. Египет превратился в римскую провинцию.
Экономическое развитие Двуречья (Междуречья). Другим древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата — Двуречье, позже названное греками Месопотамией. Раскопки подтверждают, что первые поселения появились здесь в VI тысячелетии до н.э, а в IV тысячелетии до н.э. на этих плодородных почвах стали возникать первые очаги земледелия. Но постоянно повторяющиеся бурные половодья рек приносили много несчастий крестьянам, которым приходилось проводить огромные ирригационные работы, чтобы защитить поля от разливов. В середине IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории.
В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и многое другое. Повсюду разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Особо почитаемыми были финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани, косточки употреблялись вместо угля в кузницах и т.д.
Жителям Двуречья недоставало леса. По берегам рек росли только ивы и камыши. Зато имелись большие запасы природного асбеста и глины, из которой делали гончарные изделия. В отличие от Египта в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Для строительства храмов, дворцов, плотин люди изготавливали глиняные кирпичи, которые за прошедшие тысячелетия разрушились. На севере выплавляли железо, свинец, олово. Достаточно рано стала развиваться торговля, тем более что Месопотамия лежала на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.
В истории Двуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др. Расцвет Шумерского государства приходится на III тысячелетие до н.э. В этом государстве на равнине между Тигром и Евфратом успешно развивались земледелие и садоводство, которые в значительной мере зависели от этих рек. В течение нескольких месяцев в году в Двуречье стояла невыносимая жара, от которой высыхали все поля и мелели реки. К концу весны, когда происходило таяние снегов в горах Армянского нагорья, начинался такой бурный разлив, что кое-где реки сливались, образуя огромные водные пространства. Чтобы защитить поля от таких наводнений, нужно было возводить многочисленные ирригационные сооружения. Люди строили каналы, плотины, водохранилища, каменные набережные вдоль каналов и рек. Кое-где русло каналов помещали в каменные трубы. Осушенные земли использовались под пашни. По берегам каналов сажали финиковые пальмы, выращивали тенистые рощи, защищавшие людей от жары.
В Шумерском государстве высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что равнина Междуречья (в отличие от замкнутой долины Нила) была открыта для внешнего мира со всех сторон. По государствам Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым плавали парусные и гребные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно много — из Индии.
Сюда приезжали соседи со своими товарами и покупали различные продукты. Так, с севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии — золото, слоновую кость, пряности и др. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и многое другое.
В это же время на территории Двуречья существовали города-государства: Ур, Урук, Эриду, Ларс, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Киш и др. Центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромную роль в экономике Двуречья. В этих хозяйствах работали пекари, пивовары, плотники, кузнецы, каменщики и другие мастера из числа общинников. Для обработки храмовых земель привлекалось большое количество общинников-гурушей, которым платили за труд продуктами. Храмовое хозяйство возникло на базе сельской общины, которая еще долгое время сохраняла большое значение в государствах Двуречья. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах.
В XXIV веке до н.э. наивысшего расцвета достигло Аккадское царство, которое возглавлял Саргон Древний (2316–2261 годы до н.э.). Он объединил все города-государства Северной Месопотамии (в том числе и Шумерское государство) в крупнейшую державу на Ближнем Востоке. Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась также и за счет наступления на общинные земли. Заодно выросли привилегии приближенных к царю вельмож. В стране заметно увеличилось количество рабов. Аналогичной политики придерживались и цари из династии Ура, к которым перешла власть в XXII веке до н.э.
Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в долговое рабство, становившееся наследственным, т.е. распространявшимся и на детей. Труд таких рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было гораздо лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.
В конце III тысячелетия до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Среди множества причин этого были и нападения внешних завоевателей. Но уже в XIX веке до н.э. на месте древних государств этого региона образовалось Старовавилонское царство, или Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792–1750 годы до н.э.). Будучи искусным политиком и талантливым полководцем, он подчинил Вавилонии большую часть Месопотамии, присоединил множество соседних земель. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство.
Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр. Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. На экспорт поставлялись зерно, финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, ремесленные изделия, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия; кроме того, ввозились рабы.
С развитием торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, на котором объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители. Даже египетские фараоны были вынуждены прибегать к помощи переводчика для перевода своих посланий на вавилонский язык. Масштабы распространения этого языка на Ближнем Востоке можно сопоставить с тем, какое влияние оказывал французский язык на Европу в XVII–XIX веках, а английский — на мировую экономику и политику в настоящее время.
Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: из него изготавливали кусочки одинакового веса (т.е. монеты), причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних «деньгах»). Потом все чаще на товары стали обменивать небольшие слитки из меди, серебра, золота. В раскопках находят деньги в форме палочек, колец, кружочков. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки — приобретать дома, землю, скот, рабов и др. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение, так как в храмах деньги были в безопасности. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост. Население знало, что у них всегда можно получить деньги взаймы под определенный процент.
Ростовщические операции требовали особой точности, поэтому при таких сделках заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных дощечках. Чтобы избежать подделок и обмана, каждую глиняную расписку покрывали новым слоем глины и на нем повторяли ту же запись. Если потом возникали недоразумения между должником и кредитором, верхний слой глины разбивали и проверяли запись по нижнему слою дощечки. В подобные отношения приходилось вступать часто, поэтому почти у всего взрослого населения имелись печати, вырезанные из крепкого камня. Такая печать служила вместо подписи.
В годы правления Хаммурапи был написан целый свод законов — Кодекс Хаммурапи, который является ценным памятником древневосточного права, отражающим характерные черты экономического и политического развития той эпохи. В Кодексе было подробно определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевоз вещей по рекам и многое другое.
Составитель законов настойчиво требовал, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, за нарушение этих условий необходимо было нести ответственность. Так, предусматривались строгие наказания за причинение ущерба оросительным системам, представлявшим огромную ценность в масштабе страны. В случае если рухнул дом и в нем погибли жители, то строителей этого дома следовало казнить, и т.п.
В Кодексе были четко определены взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Раб объявлялся полной собственностью господина вплоть до возможности его продажи наравне с имуществом. Убийство раба или нанесение ему увечья считалось причинением имущественного ущерба его хозяину. Число рабов увеличивали войны, долговая кабала, самопродажа в рабство, наказание за преступления и пр.
Но большое распространение долгового рабства приводило к уменьшению числа налогоплательщиков, поэтому Кодекс Хаммурапи ограничивал произвол ростовщиков. Плата за ссуду не должна была превышать 20%. Долговое рабство ограничивалось тремя годами. К тому же зачастую оно принимало патриархальный характер: рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, их дети объявлялись свободными. Следует также отметить, что в Вавилонии сохранялся и широкий слой свободного общинного крестьянства, которое сдерживало безграничный рост количества рабов.
Заметную роль в экономике Вавилонии играло царское хозяйство. Дворцовые земли не только обрабатывались зависимыми крестьянами, но и сдавались в аренду. В Кодексе Хаммурапи подробно описывались условия аренды. Так, за аренду садовых земель следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий — 1/3. В арендные отношения вступали как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые, в свою очередь, сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условия.
Вавилония в эпоху царя Хаммурапи превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. Как отмечали впоследствии путешественники, в жизни вавилонян было много роскоши, изысканной одежды, украшений из золота и драгоценных камней. Особенно сильное впечатление производил главный город страны — Вавилон, окруженный высокими стенами, по которым могли ехать в ряд несколько военных повозок. В них имелось около 100 медных ворот, запиравшихся на ночь. Вокруг стен находились глубокие рвы, заполненные водой. Город был построен по строгому плану, улицы пересекались под прямым углом, берега Евфрата обрамляли каменные набережные. В городе было много храмов, входы в которые оберегались огромными высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.
В Вавилонии большое развитие получила наука. Особенное внимание уделялось астрономии. Именно в эту эпоху были определены орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженных глазом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календари. Они разделили год на 12 частей по 30 дней в каждой. На годовом небесном круге движения Солнца эти 12 частей (месяцев) отметили большими созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на четыре недели, а каждый день недели получил название по именам семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.
Жрецы пытались объяснять солнечные и лунные затмения и даже научились их предсказывать. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты — на 60 секунд и т.д. Вавилоняне придумали цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием «арабские». В Вавилонии была составлена азбука, грамматика[2]. Способ письма отличался от египетских иероглифов, его назвали клинописью. Из глиняных дощечек составлялись книги и целые библиотеки.
После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. Так, в XVI веке до н.э. страну завоевали горные племена касситов, явившиеся с территории Персии, которые установили так называемую касситскую династию, правившую около 400 лет. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. страна подверглась вторжениям войск эламитян (из Персии), халдеев (с юга Месопотамии) и др.
В 732 году до н.э. на Вавилонию напало воинственное государство Ассирия, и вавилоняне не смогли оказать его войскам достойного сопротивления. Вскоре на берегах Тигра вырос ассирийский город Ниневия, не уступавший Вавилону ни по размерам, ни по красоте. Позже ассирийцы совершили военные походы и в другие страны, в частности захватили Израильское царство, Египет и др. Их владения простирались от Армении и Ирана до Сахары. В VII веке до н.э. эту огромную державу возглавлял царь Ашшурбанипал (669–627 годы до н.э.), который прославился не только своей жестокостью, но и огромной библиотекой древних памятников письменности, находившейся в Ниневии[3].
Но господство ассирийцев продолжалось недолго, и уже в конце VII века до н.э. это государство распалось, а Вавилония обрела независимость, на ее месте возникло Нововавилонское царство. Его расцвет пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605–562 годы до н.э.). Вновь приобрело большой размах строительство ирригационных систем, храмов, дворцов, висячих садов. Было начато строительство знаменитой Вавилонской башни, высота которой достигла 91 м. В этот период происходили заметные изменения в экономике. Рабство постепенно теряло свои позиции, многие рабы стали получать имущественные права, землю, возможность организовывать собственное хозяйство. Ограничивалось долговое рабство. В 539 году до н.э. Вавилония попала в полную зависимость от Персии и потеряла статус самостоятельной державы.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 254;