Развитие античных рабовладельческих государств


Наивысшего расцвета рабовладельческая экономика в ее классической форме достигла в так называемом античном (древнем) мире — Древней Греции и Древнем Риме. Развитие этих государств шло иным путем, отличным от развития стран Древнего Востока. Родоплеменные отношения достаточно рано уступили место рабовладельческим. В обществе произошла резкая дифференциация населения на свободных людей и рабов. Только свободный человек имел право быть собственником, он являлся полноправным гражданином своей страны. Рабы, считавшиеся «говорящими орудиями», не имели практически никаких имущественных и гражданских прав.

Государственное устройство античных стран заметно отличалось от восточных деспотий. Древняя Греция и Древний Рим в период своего расцвета соответственно имели форму демократической или аристократической республики, что означало огромный шаг вперед в развитии общественно-политического сознания людей. Но античный мир с его глубоким расслоением таил в себе острые противоречия, которые находили выражение в восстаниях рабов (особенно в Риме), что привело к конечном счете к его гибели.

Основные черты экономического развития Древней Греции[4]. Греция — страна, закрытая с севера горными хребтами, поэтому она была надежно защищена от набегов воинственных кочевников. На каменистых почвах, где мало пресной воды, было трудно обрабатывать землю, поэтому население предпочитало разводить мелкий скот, заниматься рыболовством. Мягкий климат создавал условия для развития садоводства, виноградарства и других отраслей сельского хозяйства. Географическое положение Греции очень удобно для мореплавания: Греция располагается на многочисленных мелких и крупных островах в Восточном Средиземноморье и на Пелопоннесском полуострове. Через ее территорию проходили торговые пути, связывавшие различные центры древних цивилизаций. Это позволяло Греции унаследовать многие достижения материальной и духовной культуры стран Древнего Востока и на этой основе продвигаться вперед в социально-экономическом развитии.

Археологические данные позволяют утверждать, что эта территория была заселена еще в VII–VI тысячелетиях до н.э., причем материальная культура материковой части развивалась медленнее, чем на островах. В III тысячелетии до н.э. здесь стали возникать первые государственные объединения.

Экономическую историю Древней Греции условно можно разделить на четыре периода: крито-микенский, гомеровский, архаический и классический. Для каждого из этих периодов были характерны свои специфические особенности.

Крито-микенская эпоха занимала наибольший промежуток времени: XXVIII–XII века до н.э. Свое название она получила оттого, что наиболее развитыми в политическом, хозяйственном и культурном отношениях были остров Крит в Эгейском море и восточное побережье полуострова Пелопоннес[5]. Особого расцвета эта цивилизация достигла в XVIII–XV веках до н.э. на Крите, где сложилась развитая материальная культура, стали использоваться медь и бронза, началось строительство каменных зданий и храмов, получило развитие судостроение и мореплавание, были проложены дороги. В эти века была особенно заметна связь древних греков со странами Двуречья и Древним Египтом.

Подражая египетским фараонам, греческие цари строили себе такие же великолепные дворцы, стены которых были украшены картинами из жизни животных, двери и пороги блестели от металлической обивки, полы выкладывались цветной керамикой. Так же, как и в Египте, цари строили себе усыпальницы для загробной жизни в виде пирамид.

Как и в странах Древнего Востока, все земельные угодья делились на дворцовые, частные и общинные. Основой экономики являлось дворцовое (царское) хозяйство. В аграрном секторе были заняты в основном свободные общинники, которые должны были выполнять в пользу дворца трудовые повинности и платить натуральный оброк. Вся сдаваемая продукция собиралась на дворцовых складах (это регистрировалось особыми служащими на глиняных дощечках). Здесь же функционировали ремесленные мастерские, которые обслуживали потребности дворца. В дворцовых хозяйствах была сосредоточена не только административная власть, но и управление религиозной и экономической жизнью страны.

В середине XV века до н.э. на острове Крит произошло сильное землетрясение, в результате которого погибло много людей, а критская цивилизация была практически разрушена. Крит утратил свое господство над Эгейским архипелагом и восточным побережьем Пелопоннеса. Среди греческих племен лидерство получили ахейцы, которые переселились в материковую Грецию. Ведущим центром стали Микены, чей расцвет пришелся на ХV–XIII века до н.э. В этот период появилась частная земельная собственность, хотя еще преобладало общинное землевладение. Рабство носило в основном патриархальный характер. Из среды свободных людей стала выделяться знать, а также выборные племенные старейшины, или вожди-басилевсы (василевсы, басилеи). В конце XII века до н.э. Средняя Греция и Пелопоннес были захвачены пришедшими с севера дорийцами, которые находились на более низком уровне развития. Дорийцы разрушили Микены и другие города. Это привело к упадку крито-микенской культуры.

В истории Древней Греции начался предполисный период, который также носит название гомеровского (XI–IX века до н.э.), поскольку сведения о социально-экономической жизни конца II–начала I тысячелетия до н.э. были получены в основном из поэм легендарного поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанных, видимо, в IX–VIII веках до н.э.

Судя по этим источникам, греческая экономика в гомеровский период была отброшена назад и на протяжении почти трех столетий находилась на уровне первобытнообщинного натурального хозяйства[6]. Железо почти не использовалось, большое распространение получила бронза. В качестве денег выступал скот (быки). В тексте упоминались купцы, как правило финикийцы. Все земли считались общинными. Они распределялись по наделам среди общинников. Постепенно из общины стали выходить земельные собственники, претендуя на наследственное владение угодьями.

Племенные вожди-басилевсы собирали дружины из своих товарищей и самых сильных слуг и отправлялись грабить близких и дальних соседей. Часть награбленной добычи продавали (выменивали), а остальную делили между соплеменниками. Особую ценность представляли рабы, которых прежде всего забирали себе вожди. Басилевсы строили крепкие замки на крутых холмах, окружали их высокими стенами с бойницами и устанавливали господство над общинниками в округе. Басилевсам во всем подражали их соратники. Такие замки назывались ойкосами (хозяйствами), внутри которых производились почти все необходимые продукты питания, обувь, одежда и пр. В этих хозяйствах работали не только рабы, но и зависимые общинники[7]. Власть басилевсов была ограничена аристократами (лучшими людьми) и народным собранием. В гомеровском обществе были сильны пережитки родового строя. Роды сохраняли свое значение в общественном устройстве. Несколько племенных родов образовывали союзы — фратрии, из которых формировалось крупное объединение — фила.

Постепенно гомеровский период уступил место третьему периоду древнегреческой истории — архаическому (VIII–VI века до н.э.), который еще имел название полисного, так как Греция в это время состояла в основном из множества мелких городов-государств (полисов). Центром полиса был город, окруженный стенами. Полис объединял не только горожан (ремесленников, торговцев), но и население сельских общин, расположенных на окрестных территориях. Данное население состояло из свободных людей, среди которых были представители старой родовой знати — аристократы, а также крестьяне, ремесленники, или демос (народ). Основой экономической жизни полиса являлась античная собственность, представлявшая собой сочетание государственной, общинной и частной собственности. Все полноправные граждане полиса совместно обладали правом верховного собственника на землю. Этих прав не имели рабы и иные неполноправные жители города-государства. Города-полисы держались достаточно обособленно, основываясь на хозяйственной самообеспеченности (автаркии).

Социально-экономическое развитие древнегреческих полисов шло двумя путями: афинским и спартанским. Афинский путь развития связан с преимущественным преобладанием в хозяйстве страны торговли и ремесла, широким применением рабского труда, демократическим устройством общественно-политической жизни. По этому пути кроме Афин развивались такие полисы, как Коринф, Милет в Малой Азии, Сиракузы на острове Сицилия и др.

Афины как крупное поселение возникли еще в середине II тысячелетия до н.э. Город-государство Афины, расположенный в Аттике (юго-восточной части Средней Греции), сформировался в VIII веке до н.э.[8]. К этому времени власть в Афинах перешла в руки земельной знати — эвпатридов (благородных), которые вместе с приобретением права на наследственное владение землей получили право и на закабаление свободных крестьян и ремесленников. Древние родовые вожди-басилевсы были вынуждены передать почти все государственные функции выборным представителям знати — архонтам и их совету — ареопагу. Демос, все более притесняемый эвпатридами, оказывался лишенным многих прав.

По мере развития в Аттике ремесла, внешней торговли и завоевания новых территорий внутри демоса стали формироваться новые социальные группы, состоявшие из зажиточных торговцев и ремесленников, которые также претендовали на роль рабовладельцев, стремились получить землю в частную собственность и политические права. Этого же добивались и метеки[9]. Родоплеменные отношения отходили на второй план. Подтверждение этому можно найти в законах, изданных в 621 году до н.э. афинским архонтом Драконтом (Драконом), где объявлялся приоритет частной собственности по отношению к совместной, общинной.

Законы Драконта представляли собой правила для судей, в соответствии с которыми должны были рассматриваться различные хозяйственные и уголовные дела. Большое внимание в этих законах уделялось борьбе с кровной местью, широко распространенной в Древней Греции. С этой целью в законах предусматривалась ответственность за всяческие проявления кровной мести, а также всевозможные наказания и штрафы за другие преступления. В целом законы отличались крайней жестокостью (и по сей день жестокие меры или законы называют «драконовскими»). Законы Драконта были выставлены на главных площадях городов в виде записей на деревянных или каменных столбах, а также на медных досках, чтобы каждый мог их прочитать и требовать для себя справедливого суда.

В 594 году до н.э. архонтом Афин был избран Солон, который выражал интересы новых социальных групп населения. Под их давлением он провел реформы, направленные на окончательное уничтожение остатков родового строя. Так, при Солоне были сняты долговые камни с заповедных участков, аннулированы поземельные долги населения эвпатридам[10] и запрещено превращать свободного человека в раба за долги. Тем самым крестьяне вновь приобретали статус собственников. Солон запретил продажу афинян в рабство, а проданные ранее за границу афиняне были выкуплены за государственный счет. Устанавливался строгий государственный контроль за ростом ссудного процента, а также ограничивалось количество земельных угодий в руках отдельных собственников (так называемый земельный максимум). Разрешалось дробить наделы между наследниками и продавать землю за пределы общины.

Был установлен новый порядок выборов в государственные и общественные органы Афин в соответствии с имущественным цензом (или фактическим богатством), для чего все свободные граждане были поделены на четыре разряда. Отменялись привилегии знатных слоев населения. Решение государственных проблем передавалось народному собранию. Был учрежден суд присяжных. Предусматривалось проведение унификации системы мер и весов, а также создание единой денежной системы и т.д.

Развивая реформы Солона, афинский законодатель Клисфен нанес в конце VI–начале V века окончательный удар по устаревшим родовым отношениям и закрепил решающую роль в государстве за зажиточными слоями населения[11]. Это позволило создать в Афинах демократическое рабовладельческое государство. Все граждане Афин считались равными между собой, и можно было сказать, что власть принадлежит всему народу в форме демократии.

Другим вариантом социально-экономического развития был спартанский. По этому варианту кроме Спарты развивались города-государства в Фессалии, Беотии и др. Город Спарта возник в X веке до н.э., а спартанское государство (Лакедемон) сформировалось в VIII–VII веках. Этот полис, как и другие подобные ему, по всем признакам находился на более низком уровне экономического развития. Спартанскому типу хозяйства было присуще преобладание сельскохозяйственного производства. Ремесло и торговля были развиты слабо. В целом хозяйство Спарты было натуральным. Серебряные монеты появились лишь в начале VI века.

Все земельные угодья, пригодные для земледелия и разделенные на 9 тыс. равных наделов, распределялись во временное владение между свободными полноправными гражданами — спартиатами. Эти наделы нельзя было дарить, продавать, дробить между наследниками. После смерти владельца надел возвращался государству. Спартиатам заниматься хозяйством было запрещено. Основную часть времени они проводили в военных походах или в подготовке к ним, занимаясь спортом. В хозяйствах работали илоты, или земледельческая часть населения Спарты, являвшаяся собственностью государства. Илоты были прикреплены к земельным участкам спартиатов, которые, будучи меньшинством населения, тем не менее коллективно господствовали над илотами. Каждый земельный надел обрабатывали несколько семей илотов, которые раз в год платили натуральный оброк, составлявший примерно 15% урожая. Ремеслом и торговлей занимались периэки («живущие вокруг»), представлявшие неполноправную часть населения Спарты. Периэки в отличие от илотов были свободными людьми, могли иметь земельную собственность, но были лишены политических прав.

Характерными чертами спартанского общества были стремление к равенству, презрение к богатству, суровая система воспитания. По законам, установленным легендарным законодателем Ликургом в IX веке до н.э., населению запрещалось иметь предметы роскоши, деньги. В Спарте долго сохранялись остатки родового строя. Примером этих пережитков служили совместные обеды воинов-спартиатов, на проведение которых следовало каждый месяц вносить натуральные взносы. Но постепенно увеличивалось количество спартиатов, которые не могли вносить такие платежи и поэтому лишались возможности называться полноправными спартиатами.

Спарта, постоянно осуществляя агрессивную внешнюю политику, завоевывала соседние территории. С этой целью в VI веке был создан Пелопоннесский союз, просуществовавший до середины IV века до н.э. В течение этого времени Спарта и ее союзники постоянно вели войны, стремясь подорвать могущество Афин и установить свое господство в греческом мире.

Одной из характерных черт Древней Греции архаического периода являлось проведение широкой внешней экспансии. Захват колоний в VIII–VI веках до н.э. был вызван множеством причин, в том числе и нехваткой зерна, скота, соли, сырья для ремесленного производства, потребностью в рабах. Среди причин экспансии было и наличие в Греции большого количества малоземельных и безземельных крестьян, что вело к росту социальной напряженности в отношениях между аристократией и демосом. Сложная демографическая обстановка (перенаселенность некоторых полисов) толкала на поиски новых земель с целью их заселения.

Колонизация была обусловлена и таким фактором, как наличие мощного парусного и гребного флота. Среди морских судов выделялись триремы, где гребцы сидели у бортов тремя этажами (один ряд над другим в шахматном порядке). Они работали веслами быстро и в такт, под звуки флейты. Скорость судна достигала 20 км/ч. Корабли плавали в основном в хорошую погоду, с весны до осени.

Прежде всего греки заселили весь берег Малой Азии. Самые важные колонии находились в средней части ее западного побережья (область Ионии), а также на островах Хиос, Самос, Наксос и др. Потом древнегреческие колонии появились в Южной Италии, на острове Сицилия, на Египетском побережье (Дафны, Навкратис), позже — на юге современной Франции (Мессалия), в Испании. Далее греки устремились на север через проливы Босфор и Дарданеллы. Колонизация получила особенно большой размах на северных и восточных берегах Черного моря[12].

За счет колоний Древняя Греция получала рабов, хлеб, скот, медь, серебро, железную руду, папирус, ткани, пряности и др. «Великая греческая колонизация» дала толчок развитию торговых отношений между Грецией и остальным (неэллинским) миром, расширила границы международного общения, что оказало огромное влияние как на колонии, так и на метрополию. Эту колонизацию недаром называли «Великой», поскольку ее масштаб не может не удивлять даже в настоящее время.

В первой половине V века до н.э. Древняя Греция была втянута в греко-персидские войны, длившиеся несколько десятилетий. В ходе этих войн греческим городам-полисам пришлось отстаивать свою независимость от воинственных царей Персии. Греко-персидские войны закончились победой Греции, что позволило ей стать самым мощным государством в бассейне Эгейского моря.

Таким образом, V–IV века до н.э. для древнегреческой истории являются четвертым периодом развития, который принято называть классическим. В 481 году до н.э. был образован Военно-морской союз, объединявший 31 полис. Во главе союза сначала стояла Спарта, а с 477 года до н.э. — Афины. Позже была сформирована Афинская морская держава, в которую входили города не только Пелопоннеса, но и Малой Азии. Члены союза должны были платить денежные взносы в союзную казну или поставлять определенное количество кораблей, которыми Афины распоряжались самостоятельно. Афины превратились в главный город Древней Греции, ее политический и экономический центр. Морская сила союза состояла из 300–400 кораблей.

В этот период сельская община окончательно разложилась и уступила место хозяйству, основанному на рабском труде. Рабы стали основной рабочей силой Греции. По приблизительным подсчетам, в Афинах рабы, главным образом негреческого происхождения, составляли 30–35% населения. Именно в этот период сформировалось общественное мнение о том, что физический труд позорит свободного гражданина.

Численность рабов пополнялась не только за счет пленных, захваченных во время войн, но и путем их покупки в крупных центрах работорговли в различных странах Средиземного и Черного морей. В Греции было несколько крупных центров работорговли: острова Делос, Хиос, город Афины и др. Рабов могли покупать не только аристократы, но и представители демоса. Большое количество рабов трудилось в каменоломнях, рудниках, ремесленных мастерских-эргастериях. Гораздо меньше их было занято в сельском хозяйстве.

Труд рабов был весьма производительным. Так, косвенные данные позволяют сделать вывод о том, что в среднем раб-ремесленник приносил за рабочий день доход, на который можно было прокормить три-четыре человека. Нередко бывали случаи, когда рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду. Рабы имели возможность накопить определенную сумму и выкупиться на волю.

Следует отметить, что именно в эти века в Афинах, Коринфе, Милете и других полисах наивысшего уровня достигло древнегреческое ремесленное производство, особенно гончарное, ювелирное и кузнечное дело. Строились великолепные храмы и дворцы, которые украшались статуями богов и героев. Афины превратились в центр культуры, ремесла, торговли не только Древней Греции, но и всей населенной части земли-ойкумены (об этом говорят археологические находки на территории многих европейских стран). Афинская гавань Пирей стала самым крупным торговым портом на Средиземном море.

Неоценимым оказался вклад в общемировую цивилизацию древнегреческих ученых — Архимеда, Пифагора, Демокрита, Сократа и др. В области экономической мысли свой след оставили Платон, Аристотель, Ксенофонт и другие античные философы. В их трудах обосновывались законы организации хозяйственной жизни в условиях рабовладельческого общества. Они объясняли принципы, лежащие в основе товарного обмена, в том числе принципы общественного разделения труда, а также происхождение, сущность и движение денег, имевших распространение в древнегреческой экономике. Аристотель, в частности, подробно исследовал сущность государства и его роль в хозяйственной жизни Греции, анализировал проблемы собственности и богатства, ростовщичества, обмена, ценности и полезности товаров и т.д.

Кроме того, древнегреческие ученые изучали природные явления и заложили основы таких наук, как логика, история, химия, физика, география. Древнегреческие астрономы первыми выдвинули идею о том, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца, которое по сравнению с ней имеет огромные размеры. Позже греческий астроном Птолемей, живший в Александрии, высказал мысль о том, что Земля стоит неподвижно в центре мира. Система Птолемея господствовала в науке полторы тысячи лет и была опровергнута Н. Коперником в XVI веке. В Александрии был создан музей (дом муз), где собирались зоологические и ботанические коллекции, имелись анатомический зал, химическая лаборатория, огромная библиотека.

Как и для других стран той эпохи, для Древней Греции было характерно преимущественное развитие внешней торговли, нежели внутренней. Греция торговала с Древним Римом, Египтом, странами Черноморского бассейна и Ближнего Востока. На экспорт поставлялись в основном готовые ремесленные изделия (керамика, металлические изделия), а также традиционные продукты — оливковое масло, виноградное вино, зерно (ячмень). В Грецию привозили медь и железо, шерстяные ткани, пряности, слоновую кость и т.п. Купцы, занятые международной торговлей, нередко объединялись в фиасы, члены которых страховали и выручали друг друга взаимными ссудами, обменивались необходимой информацией.

Внутренняя торговля не имела столь большого значения. Наиболее оживленной она была в городах Средиземноморского побережья, но развитию торговли мешало отсутствие в Греции единой денежной системы. Афинские деньги пользовались наибольшим доверием населения, поэтому они имели хождение почти во всех полисах. Основной денежной (весовой) единицей был эвбейский талант серебра (29 кг), а также мина (1/60 таланта), драхма (0,01 мины) и др.

Осуществлением некоторых кредитно-финансовых операций (выдачей ссуд, проведением безналичных расчетов) занимались менялы-трапезиты[13]. Обычно ссудный процент составлял 12–18% годовых, но при кредитовании внешнеторговых сделок он мог повыситься до 30%. Следует заметить, что ростовщическими операциями занимались и служители храмов (например, в храме Аполлона на острове Делос и в городе Дельфы).

Расцвет Афин был непродолжительным. В 431 году до н.э. между Афинами и Спартой разгорелась длительная Пелопоннесская война, которая значительно подорвала экономику всей Древней Греции. В 404 году война окончилась победой Спарты. Афины понесли большие потери, ремесленное производство и торговля сократились. В городах появилось множество люмпен-пролетариев, обострилась борьба между демократией и олигархией (правлением немногих), рабы нередко поднимали восстания. Но и Спарта не смогла стать мощным полисом, так как потеряла много сил в войне.

Все это привело к тому, что в IV веке до н.э. Древняя Греция оказалась в глубоком социально-экономическом кризисе. Заметно изменилась вся система ценностей классического полиса. Особенно престижной формой богатства стали деньги, а не земля. Кроме того, в этот период наметился распад античной (совместной) собственности. Все чаще стали применяться законодательные акты, разрешающие свободную куплю-продажу земли, и это уже не считалось предосудительным, как прежде. Более того, увеличение числа сделок по поводу купли-продажи земли привело к концентрации в частных руках обширных земельных владений. Тем самым нарушался один из важнейших экономических принципов существования полиса — принцип единства понятия полноправного гражданина и собственника земли. Стали появляться граждане без земли и, напротив, собственники, не имевшие гражданства (это касалось прежде всего метеков). На смену античной собственности пришла частная собственность, усилилась социальная дифференциация населения городов-полисов.

В этот период заметно увеличилось количество вольноотпущенных, которые в основном занимались ремеслом и торговлей. Одновременно в сельском хозяйстве выросло число рабов, отпущенных на оброк. Эти явления свидетельствовали о кризисе рабовладения, охватившем экономику Древней Греции.

В результате Древняя Греция оказалась ослабленной и не смогла противостоять внешним завоевателям. В 338 году до н.э. она попала под власть Македонии, нового рабовладельческого государства, которое располагалось к северу от Греции. Один из царей Македонии — полководец Александр Македонский — в результате многочисленных походов завоевал множество стран и территорий и создал огромную империю. Но она была крайне непрочной и вскоре после его смерти распалась. Центр экономической и политической жизни переместился на Апеннинский полуостров, и в 146 году до н.э. Древняя Греция стала одной из провинций Древнего Рима.

Развитие экономики Древнего Рима. История Древнего Рима — один из важнейших этапов истории человеческой цивилизации. Она насчитывает примерно двенадцать веков, в течение которых небольшая родовая община на реке Тибр превратилась в мощное государство, подчинившее себе огромные территории известного тогда цивилизованного мира: от Испании на западе до Персии на востоке, от Англии на севере до Египта на юге. Этому способствовали различные факторы: хороший климат, многоводные реки, плодородные почвы, множество полезных ископаемых и др. Рим как государство сформировался гораздо позже, чем другие страны древнего мира, поэтому он смог воспользоваться их богатым опытом в социально-экономическом и политическом развитии.

Историю Древнего Рима можно рассматривать как классический образец зарождения, расцвета и гибели рабовладельческого общества. Народы этой страны достигли небывалого для той эпохи научного и технического уровня развития, а многие произведения культуры и искусства сохранили свое значение до сих пор. Историю этого государства принято делить на три основных периода: VIII–VI века до н.э. — царский, 510–27 годы до н.э. — республиканский, 27 год до н.э.–476 год н.э. — период Римской империи.

На территории современной Италии в начале I тыс. до н.э. проживали различные племена: италики, лигурийцы, иллирийцы, этруски, латины, сабины, сабеллы и др. Жили они в больших селах, окруженных крепостными валами, занимались земледелием и скотоводством. Главным поселением латинов был Рим на реке Тибр (датой его основания считается 754/753 год до н.э.). Рим располагался недалеко от места впадения реки в море, поэтому до него могли добираться морские суда. Сюда приплывали торговцы из Карфагена, Древней Греции, c Ближнего Востока со своими товарами. Со временем этот город стал возвышаться над другими поселениями и превратился в столицу большой страны, которая получила название Рим.

По своему образу жизни римляне не были похожи на греков. Их быт был суровее и проще. У них гораздо дольше, чем в Греции, сохранялся древний обычай приносить богам человеческие жертвы для защиты от наводнений, землетрясений и других бедствий, а также кровная месть.

К VIII веку до н.э. матриархат почти полностью уступил свое место патриархату, принадлежность к роду устанавливалась по отцовской линии. Отец получал неограниченную власть в семье. Жена и дети наравне с рабами и скотом входили в состав его имущества, или «фамилии», а сам он назывался «отцом фамилии», «главой рода» (патриархом). Жена после смерти мужа должна была подчиняться во всем своему старшему сыну, заменявшему отца в роли главы рода.

Суровый образ жизни римлян проявлялся в том, что для них не имели значения богатство, роскошь, золото. Древние сказания гласят, что отец мог пожертвовать своим сыном, если тот посмел ослушаться его приказа, а в легенде об основании Рима говорится о том, как два брата (Ромул и Рем), вскормленные дикой волчицей, поссорились и один убил другого.

В отличие от греческих богов, имевших светлые и благородные образы, римские боги были суровыми и жестокими, они постоянно следили за людьми и могли наказывать их за различные проступки. Большую роль в жизни римлян играли верховные жрецы (понтифики), которые распоряжались судьбами вождей, воинов, крестьян, определяя заранее добрые и злые дни, когда можно и когда нельзя браться за дела.

О царском периоде в истории Древнего Рима известно не так уж много. В эти века происходило разложение родового строя. Родовая община с ее коллективной собственностью на землю уступала место сельской общине. Особая роль в этом принадлежала шестому древнеримскому царю Сервию Туллию. Согласно античному преданию он провел в середине VI века широкие реформы в сфере земельной собственности, а также заложил основы государственной налоговой системы. В эти годы все мужское население Древнего Рима было разделено на пять разрядов по имущественному признаку. Для упорядочения системы налогообложения вся территория страны была разделена на трибы (округа). Сначала их было двадцать один, а в III веке до н.э. их количество возросло до тридцати пяти. Это позволило не только упорядочить налоговую систему, но и на этой основе сформировать армию страны.

Известно, что царская власть в Риме не пользовалась народной поддержкой. Последним царем был Тарквиний Гордый, которого в 510 году до н.э. римляне изгнали за его жестокость по отношению к подданным. С этого времени власть в стране перешла к двум выборным консулам, в чьих руках была сосредоточена исполнительная, судебная и военная власть в стране. Принимая решение, консулы советовались с главами крупных семей, из которых формировался Сенат, или собрание старейшин. Большую роль в Древнем Риме играло войско. Оно выбирало всех своих командиров, включая главных военачальников, влияло на принятие важных государственных решений и т.д.

Власть в Сенате принадлежала богатым родовитым людям, патрициям, которые происходили из древних, «отцовских» (патрицианских) семей. У них были обширные земельные угодья, стада, виноградники; их окружали менее родовитые люди, находившиеся под их покровительством. Кроме того, в стране проживало множество бедных земледельцев, чужестранцев (пришлых людей), называемых плебеями.

Известно, что земля в Древнем Риме принадлежала старинным патрицианским семьям и отчасти — плебеям. Но большая часть земли являлась собственностью города-государства и считалась общей. Она называлась «агер публикус» (народная земля), ее можно было занимать, внося в казну некоторую сумму. Сначала землю в «агер публикус» могли занимать только патриции. Они имели право получить по 2 югера земли (1 югер равен 0,25 га). Вся оставшаяся земля подлежала периодическому переделу между патрициями. Но поскольку в ходе развития садоводства и виноградарства происходило более длительное закрепление индивидуальных участков земли за патрицианскими семьями, то проводить этот передел становилось все более невыгодным.

Плебеи, которые не имели права на участие в переделе «агер публикус», чувствовали себя обездоленными, поэтому между патрициями и плебеями разгорелась длительная борьба за эту землю. Кроме того, плебеи требовали отмены долгового рабства, уменьшения ссудного процента, равных гражданских прав.

В начале V века до н.э. плебеи стали выбирать из своей среды защитников и поручителей — народных трибунов. Они обладали большими полномочиями, в том числе имели право выступать от лица плебеев в судах, могли предотвратить арест, наложенный на плебеев, потребовать запрета на постановление Сената, вынесенное не в пользу плебеев, и т.д. Ежегодно на плебейских собраниях избирались от двух до десяти трибунов. Они играли большую роль в общественно-политической жизни Древнего Рима в эпоху республики. Патриции были вынуждены признавать народных вождей, их стали пускать на заседания Сената. Их личность считалась неприкосновенной. Многие из них становились консулами и жрецами. Патриции долго не хотели допускать в Сенат безродных людей (и особенно на должности жрецов). Но несмотря на это, народ все чаще требовал избрания своих трибунов консулами и жрецами.

Видные плебеи, получившие высокие должности, также стали собирать вокруг себя родственников и зависимых людей. Отцы таких семейств становились сенаторами наравне с патрициями. Таким образом, римляне могли сказать, что в их стране все граждане имеют равные права и возможности (например, могут занять любой верховный пост), поэтому государство стало называться республикой (т.е. общественным делом). На самом деле в стране сохранялось социальное неравенство. Просто рядом со старыми правителями из числа патрициев появлялись и новые, из числа плебеев.

В результате длительной и упорной борьбы с патрициями (начало V–конец III века до н.э.) плебеи добились своего включения в состав римского народа, уравнивания в правах с патрициями, хотя по-прежнему браки патрициев и плебеев запрещались. Закрепление прав плебеев началось с принятия закона XII таблиц (451–450 годы до н.э.). В законе было юридически закреплено господство рабовладельцев над рабами. Здесь также было записано, что уровень ссудного процента не должен превышать 8,3%. В 376 году до н.э. был принят закон, по которому патриции не могли занимать в «агер публикус» более 500 югеров (125 га) земли. В 326 году до н.э. было запрещено обращать в долговое рабство римских граждан и членов их семей. Рабами могли стать преимущественно военнопленные.

В VI–V веках до н.э. разложение родового строя происходило путем развития клиентелы (системы патроната). Это означало, что отдельные лица и целые общины — клиенты могли вступать под покровительство и защиту богатых патрициев — патронов. Клиенты получали от патрона земельные наделы, а также его родовое имя, несли сельскохозяйственные и военные повинности в пользу покровителя. Но при этом клиенты теряли часть своей гражданской свободы, что вело к развитию рабовладельческой системы. В этот период рабство носило еще патриархальный характер, поскольку рабы жили в больших патрицианских семьях почти на правах членов семьи, выполняя в основном домашние работы.

К III веку до н.э. уже весь Апеннинский полуостров входил в состав Древнего Рима. С середины III века и почти до середины II века до н.э. шли продолжительные Пунические войны с государством Карфаген на севере Африки. В этих войнах победу одержал Рим, а Карфаген был полностью разрушен[14]. Эта победа позволила укрепить могущество Римской республики. Вскоре после этого к Риму были присоединены Греция, Македония, Пиренейский полуостров и др. Завоеванные территории становились провинциями, которые должны были платить в пользу Рима всевозможные налоги. В результате Рим превратился в самую сильную державу, подчинив себе почти все страны Средиземноморья.

Считается, что начиная со II века до н.э. рабовладельческие отношения достигли своего наивысшего расцвета, они проникли во все отрасли экономики. Патриархальное рабство превратилось в классическое. Главным источником рабов для римской экономики были войны. Захватывая новую территорию, римляне убивали часть ее жителей, а другую превращали в рабов. Особенно большое количество рабов появилось после окончания Пунических войн. Среди других источников пополнения числа рабов было долговое рабство. Дети рабов также становились рабами.

В I веке до н.э. труд рабов полностью заменил свободный труд. Рабы стали основной рабочей силой Рима. Резко понизился социальный статус рабов, они уже не были членами больших семей, их рассматривали в обществе как «говорящие орудия». Рабов среди населени



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 211;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.