Проблемы Российской архитектуры второй половины XX в. - начала XXI в.
Двадцатый век для России оказался одним из самых драматичных в ее тысячелетней истории. Не только первая половина столетия была отмечена как «время войн и революций». Оказалось, что и конец века был охвачен революционными преобразованиями, распадом федеративного государства (СССР), которое было наследником Российской империи. Из-за коренной перестройки сложившихся систем в меняющемся мире конца ХХ века сложились самые трудные ситуации. Выстроить новую упорядоченность на руинах разрушений - очень трудоемкая задача. Распад Советского Союза в 1991 году создал для России сложнейшую геополитическую ситуацию. По-новому должны быть организованы структуры системы производства, экономики страны, ее культурных связей. Новую остроту приобрела проблема градостроительных и архитектурных соотношений старого и нового. Возросла общественная значимость эстетических ценностей.
Посттоталитарная архитектура – 6-7 докризисных лет – время небывалой свободы: архитекторов – от власти, власти – от генеральной линии компартии, заказчика – от экономики, а всех вместе – от социальной ответственности, экологии, здравого смысла. Строительная гонка происходила на фоне общегосударственного экономического спада. (Уровень производства в России с 1991 по 1998 год упал вдвое). Архитектура, не ограниченная идеологией, властным окриком, мнением народа и экономикой страны пережила краткий период «вольности». Каждый архитектор мог выразить свои стилевые пристрастия в меру своего таланта и понимания современности архитектуры. В то же время, при свободе творчества иногда, в том числе под натиском инвестора и производителя строительной продукции, диктующих свои условия, рождается малопрофессиональная, а в отдельных случаях антипрфессиональная эклектичная архитектура.
В 1992 году был издан указ об организации Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН), регулирующей архитектурно – строительную деятельность в стране. Первым президентом РААСН является Александр Григорьевич Рогачев. Главной проблемой ее названа тема «Человек – жилище – город».
Для ликвидации негативных явлений в архитектуре и стихийности в застройке населенных мест Госстроем России совместно с Российской академией архитектуры и строительных наук и Союзом архитекторов России 17.11.1995 г. был утвержден Федеральный закон об архитектурной деятельности. 7.05.1998 г. вышел Градостроительный кодекс РФ. В соответствии с реалиями быстро меняющейся современной жизни 10.01.2003 в них были внесены дополнительные изменения, кроме того, принят ряд других правовых и нормативных актов, раскрепостивших архитекторов.
До экономического кризиса 1998 года наступил кризис творческий, интеллектуальный. Все понимали, что так строить нельзя. Встал вопрос о создании новой национальной архитектуры. Истинно национальный стиль не может быть введен декретом – он рождается в процессе длительного становления. Однако уже сегодня можно выделить те закономерности, которые определяют развитие этого процесса. Можно отметить две тенденции.
Первая – это неприятие советского архитектурного наследия при концентрации капитала в руках немногих нуворишей оборачивается тягой к богатству и его символическому архитектурному выражению – эклектизму. Этот стиль подчеркивает разницу между положением неимущих и имущих, позволяющих себе дома «ручной работы».
Вторая тенденция формируется технологией строительства, связанной с энергосберегающим фактором, как в первоначальном денежном выражении, так и с дальнейшими эксплуатационными затратами. Это не может не повлиять на развитие российской строительной индустрии в будущем.
С конца 1990-х годов в России регулярно начали проводиться архитектурные конкурсы, выставки, Смотры («Золотое сечение»), фестивали, способствующие обмену опытом. В 1993 году Союзом архитекторов России был учрежден архитектурный фестиваль «Зодчество», который ежегодно проводит Смотр лучших архитектурных произведений в области построек, проектов и творчества молодых архитекторов и студентов.
Достижения российских архитекторов и градостроителей привлекают все большее внимание мировой общественности.
Регулярные смотры мировой архитектуры позволяют не только увидеть тенденции развития мирового зодчества, но и разрабатывать предпосылки для развития отечественной архитектуры. Активное участие российских зодчих в международных архитектурных конкурсах (например, «бьеннале» в Венеции) помогает определить достижения и недостатки в области различных видов архитектурной деятельности, найти пути их преодоления.
В силу экономического кризиса большинство крупных государственных проектных организаций советского периода распались. С конца 1990-х годов появляются отдельные научно – проектные и производственные фирмы, творческие архитектурные коллективы и мастерские, способные найти композиционно – художественный образ, соответствующий представлениям заказчика и общества о современной архитектуре.
Перед архитекторами России в конце XX века встал целый ряд проблем. Это проблемы стиля, взаимосвязи архитектуры и природы, совместное сосуществование архитектуры и других видов искусств, проблемы образа, художественного качества ансамблей и градостроительства в целом и многие другие острые вопросы, охватывающие все виды архитектурной деятельности.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 297;