Проблемы современного градостроительства
Перемены в представлениях о перспективах градостроительствавозникли в результате изменений в массовом и профессиональном сознании. Они стали следствием нового отношения к экологии, историческому архитектурному наследию и культуре. Возникли идеи устойчивого развития городов, систем расселения, укрепления взаимосвязей общества с природным окружением. Повысилось внимание общественности к охране и реставрации памятников истории, культуры и архитектуры, к образному контексту, включающему своеобразие, образ города.
Образ города, его “лицо” определяется, прежде всего, социальными условиями жизни общества, конкретными историческими судьбами, его ролью в жизни страны, уровнем развития культуры, национальными особенностями, географическими и природными факторами. Кроме того, образ города определяется его функциональной характеристикой, профилем его профессионализации, как города промышленного, сельскохозяйственного, города науки, отдыха, города портового и пр. Выявление перспектив развития города, как любого живого организма, при сохранении его «лица» - главная задача градостроителей.
Комплексное решение градостроительных задач невозможно без создания проекта концепции генерального плана города. С конца 1990-х годов начинается работа по созданию генпланов Санкт-Петербурга, Вологды, Краснодара, Якутска, Владивостока, Южноуральска, Нюрба и многих других городов разных регионов России. В 2001 году был утвержден план развития Москвы ( арх . А.В. Кузьмин и др.) до 2020 г.(рис.167)
В отличие от концепций градостроительства начала ХХ века, основным методом развития большинства городов России становится реконструкция. Это подтвердила специальная сессия общего собрания Российской Академии архитектуры и строительных наук (1997 г.). На рубеже веков реконструкция становится одной из важнейших тенденций и в мировом зодчестве. Она охватывает все сферы профессиональной градостроительной деятельности: организационный, инвестиционный, планировочно - проектный, объемно-композиционный, реставрационный, дизайнерско - оформительский. Огромный шаг вперед был сделан в области реконструкции типовых и уникальных зданий и сооружений, реставрации исторической застройки, воссоздания утраченных памятников истории и архитектуры.
Реконструкция жилых районов первых массовых серий 1960 -1970-х годов проводится в Москве, Мытищах, Ярославле и др. городах. Реконструируются и благоустраиваются улицы (ул Борисовские Пруды, г.Москва), бульвары (бульвар Мира г. Краснотурьинск Свердловской обл.) и городские площади (пл. Нефтяников в г. Усинске (рис.168), центральная пл. Биробиджана)
Рис. 167 Рис.168
Особое значение проектировщики придают реконструкции общественных центров городов и районов, ведь именно здесь происходит концентрация деловой, общественной и культурной жизни города . Не осталась без внимания как строительство новых центров (досуговый центр в пос.Дурнево Курской обл.,1994, арх.М.Крышталь, общественный центр жилого комплекса по ул. Репина в Екатеринбурге, 1994, арх.А.Саавченко, Е.Трубецков), так и реконструкция старых (международный офисно – коммерческий центр «Атриум на Невском»,1998, арх. С.Соколов и др.)
При создании образа города особое внимание обращается на бережное отношение к историческому архитектурному наследию. В последнее время возродился интерес к отечественной истории, возникло сильное общественное движение за восстановление и сохранение исторического облика населенных мест и охрану памятников истории, культуры и архитектуры. Но памятники зодчества не должны оставаться застывшей каменной формой. Только наполненные современной функцией они продолжат свою жизнь в качественно новом содержании.
После длительного времени консервации, а то и полного забвения сейчас возрождаются многие страницы каменной летописи России. В 2001 году был разработаны проекты «Земля Владимирская в Золотом кольце России» и этнографического центра «Коломенское». Воссоздан облик комплекса «Дворца конгрессов» в пос. Стрельна, малый исторический город Свияжск. Большие реставрационно – восстановительные работы проведены в музее – заповеднике А.С.Пушкина «Михайловское», реконструирована территория комплекса «Михайловский сад – Михайловский замок», Большого Эрмитажа и Третьяковской галереи. В настоящее время под государственной охраной находятся около 3000 различного вида памятников (архитектурных, монументального искусства и т.п.) и ансамбли садово – паркового искусства. Под контролем городских архитектурных органов находятся и здания, представляющие рядовую застройку определенной исторической эпохи и формирующие градостроительную среду. (ул. Тарская – Ленина в Омске («Дорога к храму»)). Требования к современному архитектору состоят в необходимости работать в «историческом контексте», сохраняя культурную или образную идентичность новых зданий индивидуальным особенностям культурного наследия.
Наряду с повышенным интересом к возрождению, застройке и благоустройству центров исторических городов, идет активное освоение свободных территорий и территорий сносимой ветхой застройки внутри города, уплотнение застройки центральных районов, включая исторические центры. Этот процесс отражает стремление к экономической эффективности использования городских территорий.
Одно из направлений улучшения структуры города – совершенствование или изменение функционального зонирования. Внимание градостроителей привлекают производственные территории и прилегающие к ним санитарно – защитные зоны. Все чаще они рассматриваются как резерв для размещения выставочных, торговых, ярмарочных, складских построек, предприятий транспортного обслуживания (парки, гаражи, СТО)
С ростом городов и уплотнением застройки, все более остро встают проблемы улучшения транспортной структуры городов. За последнее десятилетие значительно увеличились капиталовложения в улучшение дорожно – транспортной сети городов, расширение транспортных артерий города с целью увеличения их пропускной способности, формирование автомобильных развязок (эстакада Ушаковской развязки в Санкт – Петербурге диспетчерский пункт Гагаринского тоннеля в Москве) и т.д. Рост пассажиропотоков в крупных городах регулируется за счет создания новых станций метрополитена (Люблинская линия Московского метрополитена, ст. «Крестовый остров» в Санкт – Петербурге), а также общей гуманизации и эстетизации городской среды, создания пешеходных улиц и комплексов (комплекс Андреевского пешеходного моста, эспланады и набережной Нескучного сада в Москве).
Многое в нашем городском окружении зависит, казалось бы, от мелочей: функционального зонирования малых городских пространств (дворов, сквериков, мини-рынков, пешеходных зон и т.п.), размещения остановок общественного транспорта, наружной рекламы, городской мебели, малых архитектурных форм и пр. Городской дизайн как самостоятельная художественная сфера в нашей стране сравнительно молод, но поле деятельности у него сейчас невероятно огромное. Размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотного подбора сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, позволит воздействовать на подсознание горожан, воспитывая их вкус и культуру.
Создание комфортного городского пространства – одна из главных задач ландшафтной архитектуры. Появление новых направлений и стилей в архитектуре не может не сказаться на формировании нового языка в области городского ландшафтного дизайна. Уникальный проект благоустройства и озеленения двориков Невского проспекта и пешеходной улицы М.Садовой в Санкт-Петербурге был выполнен в 2000г. Л.Домрачевой и О.Харченко.
Большие работы по благоустройству и озеленению Москвы были проведены в 2001 -2003 годах. Генеральная схема цветочного оформления столицы стала уникальным проектом в мировой ландшафтной архитектуре. Широкие эстетические возможности использования водных поверхностей были продемонстрированы при создании каскада искусственных прудов в парке «Динамо» в Хабаровске (Н.Прокудин) и фонтанного комплекса в саду «Аквариум» по Б.Садовой в Москве (арх. В.Симонихин). Создание парков и скверов стало программным направлением в градостроительном искусстве России (сад клуба «Ягода Кай» в Чите, Авиапарк на Ходынском поле в Москве.)
Изучение и проектирование городов требует интеграции подходов и применения различных наук, создания интернаучных урбанистических концепций, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству приходится решать необычайные по сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.
Особенности типологии и стилистики современной российской архитектуры.
!990-е годы – время перехода к рыночной экономике – расставило новые акценты в типологии современного строительства. В новом строительстве стали превалировать здания офисов, банков, гостиниц и магазинов. Банковские и административные здания возводятся практически во всех крупных городах России:здание Уникомбанка в Даевом переулке в Москве, административное здание ВОК «Внешторгбанка» в Нижнем Новгороде, операционное управление Сбербанка РФ в Санкт – Петербурге, административное здание на Цветном бульваре в Москве, банк «Гарантия» в Н.Новгороде (рис.169), Агропромбанка в Чебоксарах и др. В их архитектуре сформировались и были реализованы экспериментальные проекты, а также ряд новаций, рожденных художественными образами зодчих, не скованных, как прежде, экономическими рамками.
В наше быстротечное время начинает прослеживаться еще одна интересная тенденция.
На фоне частой смены владельцев недвижимости, ощущается потребность в сооружениях достаточно масштабных, где в одних и тех же конструкциях может осуществляться самая различная деятельность - торговля и бизнес, спорт и досуг. Вкупе с необходимостью быстрого возведения подобных сооружений, они оказывают существенное влияние на нынешние городские пространства, сообщив им более динамичный характер. А поскольку речь идет о весьма крупных сооружениях в 5 -10, а то и в 20 тыс. кв. м, то и влияние на город может оказаться достаточно сильным. Наглядно иллюстрируют это многочисленные торговые, развлекательные и многофункциональные центры и комплексы, появившиеся сначала в столицах, а сейчас распространившихся и в других городах России.
К лучшим сооружениям торгового назначения, отличающихся запоминающимся образным решением композиционного решения, можно отнести торговый центр «Нептун» в Москве, многофункциональные торговые комплексы «Гранд – 2» (рис.170) в Химках и «Три кита» на Можайском шоссе, информационно – коммерческий комплекс по шоссе Космонавтов в Перми.
Рис. 169 Рис. 170
Реставрационно – реконструктивные мероприятия, проводимые в центрах многих исторических городов сформировали новый облик «Богородских торговых рядов» в г. Ногинске, Пантелеевского подворья в Москве и комплекс по М.Дворянской ул. в Санкт – Петербурге.
Все чаще появляются многофункциональные центры, в которых торговые функции сооружений объединяются с развлекательными (торгово – развлекательный комплекс «XL») в Москве или жилыми (многофункциональный бизнес – центр с жилыми апартаментами по проспекту Вернадского, 41 , рис.171), спортивные – со зрелищными или развлекательными (многофункциональный спортивно – зрелищный центр в г. Хабаровске).
Наряду с такими принципиально новыми сооружениями общественного назначения в последние годы возродилось строительство объектов культуры (театр «Комедия» в Н.Новгороде, цирк «Арена» в Хабаровске, Якутский драматический театр), реконструируются многие здания театров и клубов советского периода (драмтеатр им. Охлопкова в Иркутске).
Впервые за долгие годы была проведена реставрация и реконструкция Государственной Третьяковской галереи в Москве (И.Виноградский и др., 1995г., рис 172). В 1999 году были реставрированы Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца в Москве (Е.Степанова и др.)
Рис. 171 Рис. 172
Правительство новой России придает огромное значениеповышению физической культуры и оздоровлению населения, развитию спорта в стране.Постепенно возрождается строительство спортивных объектов. Построены Олимпийская деревня Первых Всемирных юношеских игр по ул. Удальцова в Москве, дворец спорта «Хоккей – 2000» в Санкт – Петербурге ( рис. 173), спортивно – культурный комплекс в г.Сарове Нижегородской обл., футбольный стадион «Локомотив» на Б.Черкизовской улице в Москве, была проведена реконструкция Большой спортивной арены в Лужниках,
Коренные изменения происходят в строительстве промышленных сооружений. По мере возможности старые промышленные объекты, расположенные в центральной части городов переносятся на окраины.Меняется функциональное назначение производственных зданий: они переоборудуются под офисы, бизнес – центры, коммуникационные комплексы, мастерские художников и даже под престижное жилье, особенно если эти здания расположены в центральных районах. Вновь создаваемые здания промышленных комплексов и терминалов возводятся по современным прогрессивным технологиям, которые своей застройкой не нарушают экологию города и создают интересный городской силуэт (здание международного терминала Нижегородского аэропорта).
Автомобильный комплекс АО «Татнефть» в Альметьевске (арх. В.Нилов, 2002 г.) своим композиционным построением, сочетание белого подиума с желто – голубыми «палубами» террас, ритмичным членением оконных проемов напоминает пароход (рис. 174).
Рис. 173 Рис.174
Меняет свой облик жилая архитектура. По – прежнему большое внимание отводится строительству многоэтажных жилых зданий, качественно изменившим свою архитектуру. На смену типовым серийным домам 1970-х – 1980-х приходит индивидуальное и экспериментальное строительство. Интересные решения отличают жилой дом в ТУ «Отрадное» в Москве, высотный дом с торговым комплексом «Водники» с торговым комплексом по ул.Северной в Вологде (175), дома на Торжковской ул.и ул. Савушкина в Санкт – Петербурге, на ул.Куйбышева –Иркутская в Омске. Сборно – монолитное домостроение уверенно занимает ведущее место в высотном строительстве (жилой комплекс в г.Химки по ул. Совхозной, рис. 176)
Проектировщики проводят разработку модернизированных проектов действующих серий, реконструкцию и санацию жилого фонда 1-го и 2-го периодов индустриального домостроения, а также готовят новую нормативную базу для жилого строительства.
Рис.175 Рис.176
Постепенно многоэтажная жилая застройка уступают место более «интимной» плотно-низкой. Более привлекательной становится регулярная застройка с озелененными и благоустроенными замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами. Такая застройка более комфортабельна, экологична, может использоваться на территориях со слабыми грунтами и сложным рельефом. Не случайно такие малоэтажные жилые комплексы пользуются наибольшим спросом. Они возводятся практически повсеместно: построены жилые комплексы «Зеленый остров на Крестовом острове» и в Купчино в Санкт – Петербурге, «Золотые ключи» в Москве, жилой городок «Воронеж» разновысокой застройкой в 2-9 этажей, в Набережных Челнах и многие другие. Изменился характер оформления фасадов: они стали многоцветными, со скатными высокими крышами, часто с мансардными этажами.
В 2003 году было завершено строительство 9-го микрорайона Куркино в Москве. Это самый крупный проект такого рода в столице: 250 трехэтажных квартир (таун-хаусов) сблокированы в 32 корпуса. .Каждый трехуровневый и жилой блок площадью 180 - 220 кв.м. имеет отдельный вход, гараж и небольшой участок земли. На охраняемой территории размещаются торговый центр, детский сад, паркинг.
Еще одной областью применения малоэтажных жилых домов является историческая застройка центральной части городов. Например, жилые дома в исторической части Нижнего Новгорода (арх.Е.Пестов и др., 1997 г.) используются в виде фоновой застройки и как дома - вставки (рис. 178).
С конца 1990-х годов началось массовое строительство многочисленных и разных по качеству архитектуры индивидуальных жилых домов для частного заказчика.
2000 год – значимая веха мировой христианской культуры. Двухтысячелетний юбилей со дня рождения Иисуса Христа является датой символической не только для людей верующих, но и для всей культуры России. Страна после долгих насильственно атеистических десятилетий вновь учится чувствовать и осязать эстетику православия, его глубину и гармонию. Постепенно возрождается культура храмового, церковного зодчества, которое становится общественно значимым явлением. Своеобразной точкой отсчета возрождения православия в России стало воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.
Сейчас, как никогда по всей России идет строительство храмов и храмовых комплексов. Только в последние годы были возведены: храмовый комплекс «Умиление» в Новокуйбышевске, храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Надовражино Московской обл., церковь Св. князя Владимира в г Удомле и сотни других церквей и соборов. Проводятся широкомасштабные работы по реконструкции и реставрации существующих храмов и монастырей. Закончена реконструкция Борисоглебского мужского монастыря г. Дмитрова Московской обл., Свято – Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, реставрация собора Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря в Москве. Многие постройки находятся на стадии строительства.
Россия всегда отличалась своей лояльностью к другим верам. Православные храмы всегда мирно сосуществовали с церквями других вероисповеданий. Не случайно в городах России строятся и реставрируются культовые здания самых разных конфессий. В Омске был открыт культурный и церковный центр Лютеранской кирхи, в Твери - католический приход и церковь Преображения Господа (рис. 180), в Днепропетровске закончена реконструкция Хоральной синагоги.
Общая демократизация государства, рост духовности и гуманизация общества привели к пересмотру отношения к самым незащищенным слоям населения. Начинается движение за создание достойных условий жизни инвалидам, детям – сиротам. Пересматриваются нормы проектирования общественных, торговых и учебных зданий, создаются проекты реабилитационных центров. Из реализованных проектов последних лет - деревня «SOS-Kinderdorf» для детей – сирот в пос. Томилино Московской обл., жилой дом инвалидов с нарушением опорно – двигательного аппарата в Киеве.
На рубеже тысячелетий привычные нормы формообразования разрушились, предоставив свободу выбора для архитектора не только технических, но и художественных средств. Широким стал спектр поисков средств художественной выразительности. Стилевая направленность современной российской архитектуры очень разнообразна.
Хай-тек и деконструктивизм - два наиболее ярких течения современной архитектуры активно осваивающих архитектурное пространство конца ХХ - начала XXI века. Новое поколение архитекторов обратилось к наследию современной архитектуры, поняв, что новейшие технологии помогут воплотить в жизнь многие фантазии 1920-х – 1930-х годов, в том числе и русских конструктивистов и кубофутуристов Н.Ладовского, В.Кринского. Отрадно, что задуманное ранее реализуется сегодня. Печально, что оно реализуется оно уже преломленное через западноевропейскую архитектуру. Сфера влияния направления хай – тека довольно обширна, это сооружения административного, банковского, спортивного, промышленного назначенияэ. Примерами последних лет являются здания банк «Гарантия» в Н.Новгороде (рис.169), здание Уникомбанка в Даевом переулке в Москве, здание международного терминала Нижегородского аэропорта, дворец спорта «Хоккей – 2000» в Санкт – Петербурге ( рис. 173), торговый комплекс «Гранд – 2» (рис.170) в Химках, спортивно – культурный комплекс в г.Сарове Нижегородскойобл., торгово – административный центр в Краснознаменске Московской обл. (рис. 181), информационно – коммерческий комплекс по шоссе Космонавтов в Перми (рис. 182), административное здание на Цветном бульваре в Москве и др. постройки.
Рис. 181 Рис. 182
Наряду с интерпретацией западных архитектурно – художественных течений сохранилось стремление к современному прочтению модерна, неоклассицизма и других направлений.
Направление модернавстречается в сооружениях более «интимного» характера – жилых домах, кафе, церковных и небольших театральных зданиях. Ярким примером современного понимания модерна стал жилой дом «Муха» на Театральной площади в Самаре (арх. Л.Кудеров, 1997г., рис. 183). Мягкое сочетание модерна и романтизма древнерусской архитектуре воплотилось в храме Рождества Пресвятой Богородицы в с. Надовражино Московской обл.(рис.184) и церкви Св. князя Владимира в г Удомле. В провинциальных городах довольно частым явлением стало оформление в стиле модерна административных зданий (административное здание в Нижнем Новгороде) и торговых сооружений («Богородские торговые ряды» в г Ногинске).
Элементы неоклассицизма в современной архитектуре встречаются в торжественных театральныхзданиях (театр «Комедия» в Н.Новгороде). Довольно часто к неоклассицизму обращаются архитекторы Санкт – Петербурга, поскольку этот стиль созвучен исторически сложивш6ейся застройке северной столицы (жилой дом на Каменноостровском пр., рис. 185).
Отдельные черты функционализма традиционно встречаются в промышленной архитектуре, хотя в проектах современных архитекторов появляются предложения использования возможностей стиля в жилом строительстве (проект жилого дома на Невском пр. в Санкт – Петербурге, 2001 г., арх. Е.Герасимов и др.)
Проявления символизма характерны для любой эпохи. Сейчас он также имеет будущее, хотя и очень ограниченное. Егонаправление на современном этапе больше касается образности не политических, как прежде, а торговых и развлекательных сооружений (торговый центр «Нептун» в Москве, многофункциональный торговый комплекс «Три кита» на Можайском шоссе).
Как и в другие периоды становления архитектуры, на современном этапе довольно частыми являются эклектичные направления, обращение к архитектурным стилям прошлого как в мировой, так и в отечественной архитектуре. Так, романтические готические мотивы оживают в облике многоэтажного жилого дома по ул. Давыдковская в Москве. Идут многочисленные споры о создании «неорусского» и «московского» стилей, использующих элементы русских исторических стилей. Только время сможет рассудить их сторонников и оппонентов.
Яркой страницей современной архитектуры стало широкое применение цвета в решении фасадов самых разнообразных по функциям и стилям зданий (рис. 187. Административное здание со встроенной автостоянкой и помещениями соцкультбыта в г. Ростове-на-Дону). Бесспорно обогащает современную архитектуру тесное сотрудничество с дизайнерами (рис.188. Реконструкция фасадов универмага «Новокосинский»).
Рис. 187 Рис. 188
Постоянно меняющийся мир вызывает потребность в создании все новых и новых типов зданий и сооружений, в пересмотре сложившихся стереотипов в функциональном зонировании и использовании традиционных объектов архитектуры, в поиске стилистических направлений.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 520;