Русское деревянное зодчество.
Россия - страна лесная. Испокон веков русский человек селился в лесистых лесах, по берегам рек и озер. Лесные чащи бережно укрывали жителей от набегов кочевников, давали им приют, кров, пищу. Из дерева русский крестьянин рубил себе избу, возводил города и села, обносили крепости мощными стенами и башнями, строили церкви, мастерил почти все, что нужно ему было в быту, - от сохи до ложки. Секреты деревянного зодчества передавались от отца к сыну, совершенствуясь на протяжении многих веков. Деревянные конструкции обладают целым рядом достоинств:
· Доступность материала ( для строит6ельства применяется 27 пород дерева );
· Эстетически привлекательный внешний вид;
· Национальная традиция ;
· Лёгкость обработки;
· Возможность транспортировки;
· Высокая прочность и хорошие теплотехнические качества;
· Взаимозаменяемость конструктивных элементов – брёвен.
От врагов, недружелюбных соседей и диких зверей спасались жители русских селений за надёжными деревянными крепостными стенами - городнями. Стены укреплялись тарасами, дополнительным рядом стен с заполнением землёй и камнем.
Ворота защищали рубленые башни – стрельницы для дозора. Иногда стены и башни покрывались слоем глиняной обмазки. Над укреплёнными главными воротами устраивали часовню или место для иконы. По её названию давали звание воротам (например, Спасские ворота в московском Кремле).
Главная постройка любого города или деревни – изба. Простая русская изба, дошедшая до нас - замечательный памятник архитектуры. Избы, особенно на русском Севере, ставили большие, уютные, добротные, иногда в один этаж, часто в два, со светелкой над ними, с обширным крытым двором.
При строительстве применялся стандартный модуль – бревно длиной 5-6 метров. Такой модуль не ограничивал высоты здания. Если же требовалось увеличить объём здания, то делались прирубы.
Основу каждого дома составлял тырехугольный сруб,сложенный из ряда венцов с выпусками концов бревен по углам, иными словами, рубленный «в обло» - с остатком: в морозные зимы это мешало промерзанию сруба, а в непогоду предохраняло от загнивания. Врубка без остатка, « в лапу», применялась в том случае, если здание было многогранным (рис.102).
Рис. 102
В каждом венце делали продольный паз, а в верхних или нижних концах бревен делались «чаши» - вырубки для крепления бревен между собой. Избы чаще всего имели самцовуюконструкцию кровли (рис.103), и поныне широко распространенную в России. Суть ее в том, что в самцы - бревенчатые обрубки, замыкающие треугольником чело избы, врубаются длинные бревна -слеги, по которым на оба ската настилают тес (плоские, колотые доски), являющиеся покрытием кровли. Верхние концы теса, лежащие на последней, князевой слеге, обычно заводятся под тяжелое бревно, в нижней части имеющее паз - охлупень, илишелом, конек. Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду от сруба. Желоба, в свою очередь, лежат на крючьях - курицах, вырубленных из нетолстых елей: у них чаще всего встречаются корни, отходящие от ствола почти прямым углом, - готовый крюк. Если вынос крыши был большим, то устраивались повалы- кронштейны из 3-4-х выпусков бревен верхних венцов срубов.
Чтобы выступающие из-под кровельного настила концы слег-обрешетин не сырели, их закрывали декоративно оформленными досками - причелинами. Стык причелин закрывала короткая резная доска - полотенце. Под потоком - декоративные доски - подзоры.
Рис.103
Кровли церквей и часовен имели более сложную декоративную форму. Наряду с наиболее часто встречающимися шатровыми и луковичными завершения на изящной шейке (шее - глухом барабане, несущем главку) применялись такие элементы, как «крещатая бочка». Для покрытия глав, шеек, бочек, и кокошников применялась деревянная черепица - лемех.
Образ любого деревянного сооружения будет незавершенным без высокого резного крыльца и окон внутри узорных наличников. Каждый хозяин стремился, чтобы именно его дом стал самым нарядным и запоминающимся. « Красные» окна называли косящатыми, т. к. они обрамлены косяками. Такие окна были признаком состоятельного хозяина. Сверху их закрывали ставнями. Для подсобных помещений и у бедных хозяев чаще применялись волоковые окна. Они вырубались на ½ высоты бревна в смежных венцах и изнутри задвигались затворкой (заволакивались). Такие окна на фасадах размещались треугольником. Через верхние выходил дым, так как избы топились по-черному. Однако эти вытяжки обеспечивали сохранение тепла и чистоту в помещении: вдоль стен от печи на уровне головы размещались длинные деревянные полки-воронцы, отделявшие «чистую» половину избы от «черной». Позже воронцы использовались в качестве полок для домашней утвари. Под воронцами - лавки с опушкой - резным подзором. В красном углу - божница. Под ней, у стола самое почетное место в доме.
В зависимости от плана существует несколько типов жилых домов, но наиболее распространёнными являются следующие: ²глаголь², ²кошель² и ²брус².
Избы, строенные ²брусом² были характерны для всего русского Севера. Жилая часть избы стояла на высоком подклете, в котором находился – хлев для скота и хозяйственные помещения.
В доме, построенном «кошелем» все жилые и хозяйственные помещения объединены в квадратный в плане сруб. Конек избы приходится по центру жилой части дома, поэтому главный фасад его асимметричен. Другой тип избы носит название ²глаголь² . Он имеет форму буквы ²Г².Здесь хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым.
Избы отличались не только планами, но и великолепной резьбой.
Центральное место любого поселения занимала церковь. В культовом строительстве сложилось 3 типа деревянных церквей: клетская церковь, шатровый «круглый» храм и ярусные церкви.
В основе клетского храма лежит архитектура жилого дома, переработанная в соответствии с религиозным назначением. К центральному срубу с востока пристраивался алтарь, с запада – трапезная – невысокая пристройка, служившая местом общественных собраний и притвор – входная часть.
Главный зал для службы выделялся высотой и был увенчан декоративной главкой. Интерьер украшался иконостасом и росписями. Примером клетской церкви является Вознесенская церковь села Кушерека Онежского района. Рядом – шатровая колокольня.
Шатровый или круглый храм представляет 8-и угольный сруб, крытый шатром.
В конце XVIII – начале XIX века складывается принцип построения планов, сочетающих в себе оба типа церквей, широкое распространение получают ярусные церкви (рис. 104).
Рис. 104
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 324;