Успенский собор (1475 – 1479гг.) Арх. Аристотель Фиораванти
Реконструкция Кремля началась с перестройки главнеого храма Москвы Успенского собора (рис.106).
Первоначально главным собором Руси являлся Успенский собор во Владимире, но в XV веке это становится обременительно, т. к. с 1326 года митрополит жил в Москве, а для проведения церковных праздников приходилось всему двору ехать во Владимир.
Иван Калита послал архитекторов Кривцова и Мышкина для обмеров Успенского собора во Владимире, поскольку решено было построить московский собор по его подобию, но на полторы сажени выше. Началось строительство, были возведены стены и начаты хоры, но от землетрясения 1472 (4) года собор рухнул. Для экспертизы из Пскова приехала комиссия, которая установила, что главной причиной явился “неклиевитый” раствор. Строителей отстранили от работы и в 1474 г. пригласили в Москву итальянца Аристотеля Фиораванти.
Рухнувший собор был разобран до фундамента, а итальянец был послан на Север для изучения
приемов строительства русских церквей.
Фиорованти создал монументальный белокаменный собор близкий по своим традициям архитектуре Владимира и Новгорода
В плане это шестистолпный 5-иглавый храм с 5-ю абсидами из кирпича, облицованного белым камнем. Кровля выполнена по сводам равной высоты. Поэтому в отличие от владимирского, внутреннее пространство носит зальный (в летописи “палатный”) характер. Внутренние круглые столбы увеличивают впечатление просторности.
Фасад собора равномерно расчленён на 4 части пилястрами и завершениями закомар. Высота собора 38м. Посередине высоты стен – горизонтальная тяга, ниже которой проходит декоративный аркатурный пояс, характерный для архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Боковые входы оформлены романским перспективными порталами.
Рис. 106 Рис.107
В архитектуре собора Фиораванти применил новые строительные приёмы:
1. Глубокое заложение фундаментов ( в виде 4-х метровых дубовых столбов);
2. План собора состоит из 12 равных квадратов без выделения центрального подкупольного пространства;
3. Применены крестовые своды, в основе которых – модуль, боле прочная ячейка, не требующая массивных опор;
4. Использование пропорций золотого сечения, введение ордерных форм;
5. Вместо дубовых впервые были использованы более легкие металлические связи;
6. При строительстве храма были применены подъёмные механизмы.
В интерьерах хорошо сохранились фрески Рублёва, Дионисия (35 святых и акафест Богоматери). В 80-х годах появилась алтарная преграда и иконостас.
Строгий, величественный характер собора отвечал идее главного государственного сооружения – храма, где традициям Киевской и Владимиро-Суздальской школы, Фиораванти смог создать новый, более просторный и светлый храм.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 343;