Архитектура Московского княжества XIV начала XV вв.
Первое упоминание о Москве в летописях встречается в 1147 году. Москва располагалась на Боровицком холме между Москвой - рекой и рекой Неглинной на землях, принадлежавших боярину Кучке, другу Юрия Долгорукого. Благодаря своему выгодному расположению (в центре Руси, на пересечении важных торговых путей и укрытая от набегов татаро - монголов лесами и болтами), Москва быстро приобретает значение политического центра России.
В 1156 году в развитие Москвы начинается новый прогрессивный этап – князь Андрей Боголюбский сделал её столицей княжества. Строительство города приостанавливалось несколько раз: так, в 1177г. её сжёг Глеб Рязанский, в 1238 году произошел Бытаев погром, но всегда возобновлялось.
В Московском княжестве не было собственных древних традиций зодчества, но были потребности и возможности для формирования и развития собственных форм архитектуры в крупном масштабе. Поэтому для строительства зодчих приглашали из разных княжеств, а позже и из-за границы. Таким образом, в Московском княжестве произошло смешение самых различных строительных приемов и традиций.
С XIV века в Москве начал постепенно сосредотачиваться опыт русского деревянного и каменного зодчества.
Первоначально архитектура Москвы была деревянной, поскольку город со всех сторон был окружен вековым бором и недостатка в этом легко обрабатываемом материале не было. Из дерева сооружались и первые стены Кремля, обновленные Иваном Калитой, и мостовые, и стены зданий. Деревянные церкви Москвы носили очень «домашние» названия: Спас на бору, Никола на курьих ножках, Воздвижения под сосенками. В их интерьерах применялись слюдяные окна в свинцовых переплётах, горело множество свечей, ставших причинами многих московских пожаров.
В каменном строительстве, которое началось в Москве в XII веке, особую роль играл известковый белый камень, который при извлечении из каменоломен легко поддается обработке. При Дмитрии Донском деревянные стены Кремля были заменены на белокаменные. Из камня возводились наиболее значимые гражданские и культовые постройки, из него выполняли архитектурные детали зданий: колонны, орнаментальную резьбу, барельефы. Позже белый камень в сочетании с красным кирпичом массива стен придавал неповторимый колорит сооружениям русского зодчества.
В каменном раннемосковском зодчестве использовались приемы каменного строительства многих русских городов. Из Владимирской школы была перенята строгая белокаменная кладка, богатое оформление перспективных порталов, из Новгородской и Псковской – конструкции перекрытий со ступе6нчатыми арками и диагонально расположенными сводами. Проявлялось и влияние других архитектурных школ.
После битвы на Куликовом поле (1380 г.) начинается бурное развитие Московского государства, уже на рубеже XIV – XV веков были построены крупные каменные сооружения.
Международный престиж Московского государства возрос после завоевания Константинополя турками, т. к. оно становится главным хранителем Византийского православия.
В 1478г. происходит присоединение к Московскому княжеству Новгорода - пала новгородская вольница, отмечено вече. Новгород вошёл в состав Московского государства, что очень укрепило Московское государство, и позволило в 1180 году Ивану III отказаться выплачивать дань и порвать ханские грамоты.
К концу XV века Московское княжество становится централизованным государством со столицей – Москвой. Поэтому создаётся единый общегосударственный стиль, сочетающий и перерабатывающий в себе различные традиции. Образцами раннемосковской архитектуры являются соборы: Успенский на городке, Троицкий в Троице-Сергиевой Лавре, Спасский собор Андроникова монастыря.
Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399г.)
По своим стройным формам собор (рис.99) близок к соборам Владимира, но его закомары завершаются не полуциркульными, а килевидными арками. Высокий барабан был установлен на систему ступенчатых арок (сводов). Позже переходящие к барабану. декоративные кокошники, соответствующие этим аркам, были закрыты 4-хскатной крышей
Перспективный портал собора не только приглашал человека войти внутрь, но и ненавязчиво свидетельствовали о мощи и надежности его стен. Стены собора в середине их высоты украшены белокаменными резными орнаментальными полосами. Тонкие колонки, разделявшие лопатки фасадов обрели капители.
Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре (1422г.)
Деревянный собор Святой Троицы был сооружён в 1412 году над гробом Сергея Радонежского. Отсюда Дмитрий Донской вёл войско на Куликовом поле. В 1422 году на месте деревянного был возведен каменный собор, который был реставрирован и перестроен в XVIII веке. Сейчас он восстановлен в первоначальном виде.
Собор (рис. 100) выполнен из белого известняка, привезённого из соседнего Владимиро-Суздальского княжества. Цилиндрический барабан, несущий главу, опирается на квадрат наружных стен, возвышающийся над средокрестием, поэтому возникла необходимость устройства дополнительной конструкции переходных арок, которым снаружи соответствовали кокошники. Эти декоративные элементы и закомары имеют килевидную форму. В здании Троицкого собора кокошники ещё очень слабо развиты, но в дальнейшем этот прием перехода от квадратного плана к цилиндру барабана приобретает один из главных формообразующих факторов. Стены собора гладкие с 3-я лентами орнаментов.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1390-е – 1410 – 1427 гг.)
План собора не имеет аналогий во Владимиро-Суздальском княжестве. Собор (рис.101) имеет развитую систему килевидных кокошников и прекрасный перспективный портал. Закомары разделяются полукруглыми колоннами на стенах. Впервые в соборе применяется высокий цоколь. Стремление к декоративности внешнего облика здания сказалось в обострении силуэта, что достигалось завершением храма несколькими рядами декоративных килевидных арок и понижением боковых закомар.
В целом, декор храма очень сдержанный и применен только на барабане. Собор знаменит росписями А. Рублёва.
Рис.99 Рис.100 Рис.101
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 410;