Архитектура конца XX - начала XXI века.
Архитектуре конца XX – начала XXI века присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Они охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.
В градостроительстве развитие городов перешло с экстенсивного на интенсивное. Это привело к росту объёмов внутригородского строительства с масштабными работами по реконструкции исторической застройки. В ряде стран он приближается к 30-40% от общих объёмов. Увеличился объем индивидуального проектирования, что приводит к уменьшению объема применения сборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными или металлическими.
Активно ликвидируются устаревшие промышленные предприятия, а на облагороженной, благоустроенной территории возводится современная, чаще всего гражданская застройка. Яркими примером такой деятельности стала реконструкция расположенных в центре Лондона доков, которые за последнее столетие превратились в район трущоб и антисанитарии К XXI веку Лондонские доки превратились в престижный многофункциональный район с крупнейшими в городе офисами, торговыми и зрелищными предприятиями (с крупнейшим концертным залом – «Арена Лондона»), разнообразными жилыми зданиями, школами и пр.
В целом для градостроительной деятельности конца века характерно существенное уменьшение объёма строительства промышленных объектов, крупных многоэтажных жилых комплексов и формирование деловых центров городов.. Комплексы «коммерческой архитектуры» размещают на участках близких к историческому ядру города, что заставляет очень корректно подходить к их проектированию. Хорошо продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки стало продолжившееся с конца 1980-х г. создание нового делового района Парижа – Дефанс. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля).
К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре города следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Эта сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей её Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к её реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран.
Достаточно широко в градостроительной практике распространился приём контрастного сопоставления старого и нового в входе реконструкции самых значимых ансамблей исторических городов. К самым известным композициям относятся сооружения пяти стеклянных пирамид во дворе Лувра американским арх. И.М.Пеем (1983-1993 гг.). Неомодернисткая ратуша г. Ульма, (арх. Р.Майер, 1987 г.) почти в плотную примыкает к готическому собору XIV века, стеклянные цилиндры торгового центра Г.Холяйна размещаются напротив собора Св. Стефана в Вене (XII-XV века), Центр им. Помпиду сооружен рядом с готическим собором Св. Мартина в Париже.
В типологии зданий в конце века главной задачей стало формирование многофункциональных зданий и сооружений - «архитектуры больших пространств».
Основы «сверхзданий», заложенные в 1970-е гг., в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов, а затем крупных многофункциональных зданий переросли в громадные сооружения типа «город входит в дом» со всеми его элементами: магазинами, кафе, кинозалами, залами для игр и т.п. Такие сооружения либо проектируют заново, либо организуются при реконструкции городской застройки, встраиваясь в разрывы между существующими зданиями. Проектами предусматривается перекрытие внутренних дворов или переулков «шатрами» (например, в г. Питерборо в Англии или во Франкфурте-на-Майне).
Воплощением безграничных возможностей новейших строительных технологий стало строительство вблизи Потсдамер Платц крупнейшего культурного центра Sony(рис.86) Центральная часть комплекса расположилась под огромным вантово – тентовым покрытием (рис. 87 ).Чикагские архитекторы Х.Джан и Д.Марфи предложили организацию современного форума, сочетающего в себе преимущества крытого вентилируемого пространства.
В конце века приобрел популярность еще один тип общественного здания -аква-парк. В отличие от ранее сложившегося чисто спортивного здания – крытого плавательного бассейна –аква-парк многофункционален: спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры и т.п.) Аква-парк активно строят как в крупнейших, так и в малых городах, например, аква-парк в Париже (на набережной Берси), и аква-парк в городе Ла Турет на берегу Ла-Манша.
В значительной степени пересмотру подвергались архитектура жилища. Грандиозные многоэтажные жилые комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2-4 этажа) застройке, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами. Изменился внешний облик и силуэт застройки: плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а скромная однотонная архитектура – многоцветной.
Рис. 86 Рис.87 Рис. 88
Архитектура конца ХХ – начала ХХI века – многостилевая. В современном зодчестве мирно сосуществует неомодернизм, неоэкпрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и др. направления при явном количественном преобладании неомодернизма и регионализма.
Так, объединение Берлина и образование нового политического центра Германии потребовало строительства большого количества новых административных зданий и различных дипломатических резиденций. Новые постройки, расположенные вдоль южной границы парка Тиргартен отличаются раскрепощенностью формообразования. Развитие национальных архитектурных традиций заметно в зданиях посольств. Скандинавских стран и Мексики (архитектор Ф.Серрано). В здании посольства Индии подчеркивается своеобразие природных материалов (принцип органичной архитектуры). Главной отличительной особенностью всех сооружений стало объединение их с окружающей средой – в этом заключается один из главных принципов современной архитектуры XXI века.
В образности архитектуры конца века можно встретить решения, вдохновленные проектами русского авангарда, для осуществления которых, наконец, сложилась техническая база. Объемно – пространственное решение клуба им. Русакова в Москве арх. К. Мельникова «читается» в проекте «Идеального театра» П.Рудольфа. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже арх. Й. Пея (1983-1993 гг.) напоминают пирамиду Дворца культуры арх. И. Леонидова (1930г.). Арка Дефанса – высотная вписанная в куб, и прорезанная прямоугольной аркой в здание (арх. И.О. фон Шпрекельсон и П. Андре 1984-1989 гг.), созвучна «горизонтальному небоскребу», Эль Лисицкого.
К особенностям архитектуры XX века следует отнести её глобальность, быструю смену художественных направлений (и их волнообразный возраст через два – три десятилетия) и беспрецедентную массовость строительства.
Конец XX века ознаменован применением новых строительных конструктивных и облицовочных материалов «высоких технологий»: изобретением алюминиевых сплавов, полимеров, новых модификаций светопрозрачных материалов. На базе этих изобретений в XX веке интенсивно развивались новейшие формы несущих и ограждающих конструкций. Они позволили удовлетворить выдвинутые социальным развитием требования: создать экономически эффективные большепролётные и высотные несущие конструкции, лёгкие, разнообразные, мобильные ненесущие ограждающие – наружные и внутренние. Эти, представлявшиеся первоначально чисто техническими, достижения, на самом деле породили совершенно новые выразительные средства, которые в совокупности способствовали сложению новых архитектурных форм и образов, присущих исключительно зодчеству XX века.
Символичным стало воссоздание купола Рейхстага. Н.Фостер предложил разместить внутри открытой металлической конструкции купола огромную зеркальную воронку. Свет, отраженный зеркалами должен направляться в зал заседаний через стеклянный диск потолка (рис.88 ).
Многогранные возможности современной строительной техники позволяют свободно относится к принципам тектоники: проектировать визуально атектонические сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически (например, здания-шары в парке Ла Виллет ). Практика современного строительства в Западной Европе расширила представление о применении стекла в качестве стеновой ограждающей конструкции. Так, в торговом центре Peek Kloppenburg в Берлине фасады имеют волнообразную поверхность стен.
Несмотря на радикальное различие социальных условий и формаций возникшее художественное течение в считанные годы охватывает весь мир от Америки и Европы до Азии и Австралии и так же стремительно и глобально сменяется новым художественным направлением. Современные технические средства позволяют осуществлять «перестройку» языка архитектурных форм в очень быстром темпе.
3.10. История русской архитектуры
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 751;