Архитектура стран мира второй половины ХХ – конца ХХ века
Перед второй мировой войной в США приезжают многие европейские архитекторы: В.Гропиус, Л. Мис Ван дер Роэ, Э.Мендельсон, Э.Сааринен и др. Они не только занимаются архитектурной практикой, но и создают свои творческие мастерские по подготовке профессиональных архитектурных кадров. Поэтому в архитектуре 2-й половины XX века вновь устойчивые позиции приобретает функционализм и рационализм. Благодаря созданной функционалистами системе регламентации, процесс проектирования стал базироваться на законодательной основе, дав гарантию потребителю объектов строительства в компетентном решении функциональных и технических задач архитектуры.
Применение методов функционализма способствовало ускоренным темпам строительства, что являлось немаловажным фактором при восстановлении разрушений после второй мировой войны во всех странах, пострадавших в период войны.
Главную линию архитектуры Западной Европы надолго определил «Международный» стиль Л. Мис Ван дер Роэ. Применяемый им металлический каркас с легкими стеклянными или комбинированными ограждающими конструкциями и трансформирующимися внутренними перегородками давал широкие возможности при проектировании самых различных типов зданий. Выразительность композиции достигалась пропорциональными соотношениями силуэта здания, выявлением каркаса и высоким эстетическим качеством конструкций.
Одной из программных работ Л. Мис Ван дер Роэ стал комплекс зданий Технологического института в Иллинойсе, 1957 г. В нем идеально отработанные четкие пропорции объемов и стальной каркас сочетаются с безукоризненной кирпичной кладкой и большими гладкими стеклянными поверхностями (рис. 74). По проектам Л. Мис Ван дер Роэ построены: здания фирмы «Сигрэм» в Нью – Йорке, 1958г, суда в Чикаго, 1964г, Секретариата ООН в Нью – Йорке ,1961г. (совместно с Ле Корбюзье и О. Нимейером) и др.
Личная творческая манера Л. Мис Ван дер Роэ и общетехнический характер строительства способствовали тому, что «международный» стиль сохранял свою привлекательность во многих странах мира до 1950-х – 1960-х годов.
После Второй мировой войны новый импульс к развитию в странах Европы приобретает вторая волна функционализма – модернизм. При этом модернизм имеет разные стимулы, объем и формы реализации в Европе и Америке.
Конец 1940-х – начало 1950-х гг. были связаны с проектированием и восстановлением разрушенных городов – Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населённых мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства.
Но архитектурные формы застройки при восстановлении городов были различны: в Волгограде (арх. В. Симбирцев) - неоклассицизм («сталинский ампир), в Гавре (арх. О. Перре и его ученики – Одижье, Турнан, Ланье и др.) - модернизм, в Гданьске (арх. Я.Боровский, З. Жулавский, В. Долинский) - тщательная реставрация и воспроизведение исторического облика разрушенной застройки (северный ренессанс и барокко).
Застройка Гавра – первый в мировой практике пример решения крупной архитектурно-градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.
Принципы модернизма привлекались в послевоенные годы и при проектировании немногочисленных в этот период в Европе крупных общественных зданий. Однако эстетика модернизма по сравнению с 1920-ми гг. не осталась неизменной, эволюционируя под воздействием развития строительной техники и разнообразия новых композиционных и функциональных задач.
В наибольшей степени это обогащение при одновременном «смягчении» аскетизма архитектурных форм модернизма демонстрируют композиции таких общественных объектов, как вокзал Термини в Риме и комплекс сооружений ЮНЕСКО в Париже.
Комплекс ЮНЕСКО (1955-1958) в Париже запроектирован интернациональной группой архитекторов – Б.Зерфюсса, Н.Л. Нерви и М. Брейера. Он состоит из трех зданий – Секретариата, Пленарных заседаний и корпуса Постоянных представительств. Самым крупным и наиболее характерным для модернизма 1950-х гг. является здание Секретариата.
Присущая модернизму предельная экономия выразительных средств, в сочетании с диктуемыми ограничениями домостроительной промышленности, и огромное число повторяющихся в застройке типовых объектов, нанесли качественный ущерб градостроительству и архитектуре рассматриваемого периода модернизма. Кроме того, свободная застройка жилых образований, при всех её гигиенических преимуществах разрушала привычные представления о городской среде, вызывая у новосёлов ностальгию по традиционному городскому пространству.
Эти обстоятельства заставили большинство столичных и крупных городов Европы к концу 70-х гг. отказаться от практики многоэтажной застройки, перейти к плотно-низкой (2-4 этажа) с элементами регулярной планировки, и одновременно проводить непрерывную и трудоёмкую работу по «очеловечиванию» ранее возведенных многоэтажных «бетонных джунглей» в целях сохранения их потребительской ценности.
К наиболее значительным произведениям американского модернизма середины века относится комплекс сооружений компании «Дженерал Моторс» в Детройте, построенный в 1951-1955 гг. по проекту Ээро Сааринена.
Вкладом американской ветви модернизма стало активное освоение открытых металлических конструкций в композициях фасадов и интерьеров в то время как европейские мастера осваивали формообразующие возможности железобетона.
В середине 1960-х годов утрачивается ощущение новизны архитектуры модернизма. Угасание интереса к «интернациональному стилю» американского модернизма в мире произошло столь же стремительно, как и его успех: сказывалось влияние элементарности объёмных форм при невозможности привлечения столь же великолепных материалов, как на объектах Миса Ван дер Роэ, Ф.Джонсона или Э.Сааринена.
Ограничения стиля не давали возможности вводить традиционные строительные материалы, привычные для человека: дерево, кирпич.
Поиск нового архитектурного языка происходил в эти годы на фоне роста национального самосознания и поиска национальных архитектурных форм. Архитекторы обращаются к формам самых различных стилей, добавляя в них черты национального зодчества.Многие архитекторыобращаются к органическойархитектуре и ее разновидности- регионализму.
Одним из наиболее ярких примеров приверженца органической архитектуры Ф.Л. Райта, служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944-1956гг.) (рис.75).
Рис. 74 Рис. 75
Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция в музее Гуггенхейма построена вдоль спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол.
Регионализм, представляющий собой дочернюю ветвь органичной архитектуры, в середине и во второй половине XX в. дал ряд самобытных сооружений. Сложение регионализма связано с эстетическими отторжением обезличенного геометризма авангарда и «интернационального» стиля.
Раньше всего регионализм начал формироваться в странах Северной Европы, затем в Латинской Америке, Японии и др. странах. Развитие регионализма определялось особенностями социальных процессов в послевоенные годы.
Выявлению региональных черт архитектуры способствовал опыт проектирования национальных павильонов для многочисленных международных и всемирных выставок.
Возврат к традиционным архитектурным формам определил и предпочтение традиционным материалам – камню, кирпичу, дереву. Выявление эстетических черт современных конструкций из традиционных материалов (например, гнутых древесноклеевых и др.) в объёмах и интерьерах общественных зданий стало характерной чертой скандинавского регионализма. Особенно ярко она проявилась в творчестве выдающегося финского зодчего Алвара Аалто.
В современном капитальном строительстве Японии традиционный лёгкий деревянный каркас трансформировался в каркасные железобетонные монументальные сооружения местных зодчих – К. Маякава (ученика Ле Корбюзье) К. Танге, К. Курокава и др. Классическим произведением японского модернизма стало здание музея Мира в знаменитом мемориальном комплексе г.Хиросима (арх. Танге, 1949-1956 гг.) Однако очень скоро эмоциональная недостаточность модернизма потребовала поиска дополнительных выразительных средств (прежде всего из области традиционного регионального зодчества), продолжающегося и поныне.
К органичному направлению привлечения принципов традиционного зодчества можно отнести композиции зданий Зала фестивалей в Токио (арх. К. Маякава, 1960г.) (рис.76), префектуры Кагава в г. Такамацу (1958 г) и муниципалитета в г. Курасики (1960г.) (арх. К. Танге).
К глубинным проявлениям японского регионализма следует отнести и сугубо избирательное отношение к выбору современных несущих конструкций и отражению в композиции их тектонических возможностей. Поскольку традиционное зодчество развивалось на основе деревянных стоечно – балочных и срубных конструкций, ему остались чуждыми тектоника купольных и сводчатых систем. В современной архитектуре зодчие активно применяют ребристые железобетонные перекрытия и висячие системы покрытий.
Наиболее ярко это проявилось в архитектуре Олимпийского комплекса в парке Йо-йоги в Токио (арх. К.Танге, 1964г.) (рис.77). Спортивный комплекс образован двумя зданиями: крытого плавательного бассейна и баскетбольного зала. Здания имеют висячие покрытия. Основные несущие тросы первого здания крепятся к двум несущим пилонам, второго – к одному, а второстепенные – к пространственным железобетонным опорным контурам.
В конце века, в 1980 – 1990-е гг. японский регионализм сдаёт позиции общемировым архитектурным течениям – преимущественно неомодернизму, отчасти неоэкспрессионизму и постмодернизму. В этих направлениях работают, как старые мастера – К.Шинохара, К.Кикутаке, А.Исозаки, так и более молодые – Т. Андо, Т.Ито, К.Моцуна. нивелируются и выразительные средства – в ограниченном объёме начали применяться сводчатые и купольные конструкции.
Рис. 76 Рис. 77
Творческие поиски архитектуры 2-й половины ХХ века заставляли зодчих обращаться к самым различным стилевым направлениям.
В 1950-1970-х гг. вновь проявляется интерес к экспрессионизму как архитекторов старшего (Ле Корбюзье, Г. Шарун), так и среднего (Э. Сааринен, О. Нимейер, И. Утцон) поколений. С 1950-х гг. направление получает наименование неоэкспрессионизма.
Самыми знаменитыми произведением неоэкспрессионизма становится капелла в г. Роншане (Франция), построенная в 1950-55 гг. по проекту Ле Корбюзье. Её композиция навеяна образами первых молитвенных домов (шатров) ранних христиан. Железобетонная прихотливо изогнутая плита покрытия перекликается с образом шатрового навеса, а нерегулярная форма наружных стен с кажущимися случайными по форме и расположению световыми проёмами способствует созданию иррационального внешнего облика и внутреннего пространства, отвечающей мистической программе храма (рис.78).
Одним из наиболее ярких примеров неоэкспрессионизма является Оперный театр в Сиднее (арх. Й. Утцон, 1956 – 1976г.г.) ( рис.79) Здание театра на высокой платформе со вспарушенными железобетонными оболочками напоминает парусник.
Длительный путь развития экспрессионизма подтвердил его возможности повысить выразительность современной архитектуры, особенно при проектировании крупных индивидуальных объектов, играющих ответственную градостроительную роль. Неоэкспрессионизм, опираясь во многом на достижения функционализма, внёс в него индивидуализирующее и эмоциональное начало. При этом достижению эстетического эффекта в архитектуре неоэкспрессионизма в значительной степени способствовало умелое использование выразительных особенностей новой техники.
Структурализм – художественное явление, проявившееся в архитектуре, менее строго детерминированное, чем функционализм или экспрессионизм. Структурализм, сформировавшийся в 1950-1960-е гг. и базирующийся на эстетизации конструктивной формы, занимает в зодчестве XX в. промежуточное положение между конструктивизмом 1920-х и хай-теком 1980-90-х годов.
Программным объектом стало здание Центра коммуникации префектуры Ямагучи в г. Кофу, построенное по проекту арх. К. Танге в 1962-1967гг.
Работами П.-Л. Нерви, которые стали классическими примерами комплексного решения технических и эстетических задач при решении несущих конструкций, являются корпус конференц-залов в комплексе сооружений ЮНЕСКО в Париже (1958 г.) и Малый дворец спорта в Риме (арх. А. Вителлоцци) построенный к Олимпийским играм в 1957 г (рис. 80).
На рубеже 1960-1970-х гг. сформировалась своеобразная ветвь структурализма, получившая наименование стиля большого бизнеса, реализовавшаяся преимущественно в проектах высотных офисов крупнейших фирм и корпораций.
Эстетика оболочково - каркасной системы получила эстетическую трактовку в зданиях Мирового торгового центра в Нью-Йорке и Транс-Америка в Сан-Франциско, каркасно-ствольно-подвесной – в офисе фирмы БМВ – в Мюнхене, ствольной – в офисе «Рыцерей Колумба» в Нью-Йорке, оболочково-диафрагмовой – в офисе Сёрс и Робак в Чикаго (рис.81).
Отличительной особенностью этих композиций является тектоничность, сдержанность и лаконичность, использование наиболее современных и совершенных отделочных и конструктивных материалов.
Рис. 80 Рис. 81
Архитектурно-художественная среда центров большинства городов сложилась под влиянием историзма, объединяющего несколько направлений – «стилизации», эклектики, соответствующих ветвей модерна и др. – различающихся глубиной и последовательностью в привлечении художественного наследия прежних веков.
Последующее развитие историзма шло двумя путями. Первый – углублённое овладение отечественными традициями и второй – профессиональное энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов (эклектика).
С конца 1960-х гг. в архитектурной практике возрождаются элементы историзма, но преимущественно регионального, как, например, при проектировании наиболее крупных общественных зданий в столицах союзных республик бывшего СССР.
Дополнительными стимулами к развитию историзма служили такие характерные для 1960-70-х гг. общественные явления, как развитие индустрии массового туризма и практика организации многочисленных международных и традиционных всемирных выставок. Туризм и выставочная деятельность вызвали широкий интерес к историческому наследию и требовали реакции в архитектурной практике. В связи с этим начинается новый период развития историзма в зодчестве. Это направление очень разнохарактерно, но получило общее наименование – постмодерн или постмодернизм.
В архитектуре постмодернизм сформировался в США во второй половине 1960-х - конце 1970-х годов, объединив различных по творческим принципам и подчерку мастеров.
Постмодернисты подвергли жесткой критике функциональное зонирование городов, аскетизм архитектурных форм и серийный подход к проектированию, отказ от творческого наследия и регионализма.
В градостроительстве постмодернизм отдаёт предпочтение регулярной, преимущественно симметричной системе, а так же тщательному учёту особенностей существующей конкретной (исторической) городской среды.
В области архитектурных форм постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора, обращение к выразительности стенового массива с отказом от нарушающих его ленточных окон, возрождение активного силуэта зданий (завершение щипцами, фронтонами, мансардами) с отказом от плоских крыш, «подражание» историческим памятникам и «образцам» с упрощением применяемых классических форм.
Его основные постулаты сформулированы в трудах теоретиков и практиков постмодернизма (Р. Вентури, М. Кюло, Л.Крие, А. Росси, А.Грюмбако)
Радикальным примером в практическом становлении постмодерна стало одно из крупных сооружений этого стиля – офис фирмы АТТ в Нью-Йорке (1978г.), сооружённый по проекту экс-модерниста, затем неоклассициста (театр в Линкольновском центре в Нью-Йорке, музей в Небраске), а ныне мастера постмодернизма – Ф. К. Джонсона.
Европейский постмодернизм существенно более строг, нежели американский. И это вполне закономерно: новые сооружения строятся в богатом окружении шедевров прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм при «декорировании сараев».
В то же время европейский постмодернизм сохраняет теплоту и человечность стиля. Наиболее яркими примерами европейского постмодернизма могут служить работы по расширению главных художественных музеев Лондона, осуществленные в последнее десятилетие ( музей Тейт-галерея в Лондоне, 1890, реконструкция – 1989г.).
Работая в Европе, американские мастера постмодернизма проявляют сдержанность. Особенно ярко это видно на работах берлинской мастерской Ч. Мура, он построил крупные объекты в районе гавани Тегель в Берлине: многоэтажный дом на набережной и Гумбольтовскую библиотеку. Библиотека представляет собой вытянутый двухэтажный объём с перекрытием читального зала цилиндрическим сводом. В интерьере выполненном из бетона, стали и анодированного алюминия сформирована нарядная и дружелюбная для человека среда.
К наиболее ценным результатам развития постмодерна можно отнести тот дух уважения, который до сегодняшнего дня соблюдается при реконструкции центров исторических городов: район Ричмонд-парка в Лондоне, Бикерзей-ланда в Амстердаме, Университетской площади и Креплинерштрассе в Росстоке и многих других.
Хай-тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 1970-е гг. представляет собой современную модификацию техницизма, исповедующего радикальное обновление языка архитектуры под влиянием технического прогресса. Хай-тек – символическое отражение века «высоких технологий» ракетно-технических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. В известной мере хай-тек является последним в XX в. этапом эстетического освоения новых технических форм, начатого конструктивистами 1920-х гг. и продолженного структуралистами в 1960-х.
Хай-тек ориентирован на эстетическое освоение конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, хай-тек активно включает в архитектурную композицию зданий элементы их инженерного оборудования – воздуховоды, вентиляционные шахты, трубопроводы.
Отличительным признаком решения несущих конструкций в хай-теке стало применение стержневых элементов закрытого сечения (труб круглого или прямоугольного сечения) вместо элементов открытого сечения. Такова, например, композиционная роль вертикальных несущих труб в композиции здания банка в Мюнхене арх. В. и Б. Бетц, 1982 г. ствольно-стоечно-подвесной конструктивной системы ( рис.82).
Дальнейшее развитие хай-тека проходит в борьбе двух тенденций, начатых парижским Центром им. Помпиду и берлинским конгресс-хайлле: нарочитого усложнения внешнего объема зданий второстепенными техническими и технологическими аксессуарами и тяготением к тектонической ясности сооружения.
Примером развития первого направления служит здание страховой компании Ллойда в лондонском Сити, построенного по проекту одного из авторов Центра им. Помпиду - Р. Роджерса в 1986 г. 12-этажное здание офиса Ллойда имеет предельно ясную объемно-планировочную структуру.
Примером второго направления является здание офиса корпорации Шанхай – Гонконг в Гонконге (арх. Н.Фостер,1989г.) (рис.83)
Рис. 82 Рис. 83 Рис. 84
К концу 90-х гг. второе направление развития хай-тека становится главенствующим.
В этом отношении наиболее ярким примером позднего хай-тека стало композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге построенного Р. Роджерса в 1997 г. Проектируя его автор руководствовался собственной идеологической программой «создать немонументальный монумент» - здание весьма социально значимое (Совет Европы объединяет с выше 30-и стран) и в то же время демократичные, так как Европейский суд призван защищать индивидуальные права человека.
Своеобразную ветвь хай-тека составляет «слик-тек» - стиль глянцевого (преимущественного стеклянного) блеска фасадных поверхностей (например, здание Опера – Бастиль в Париже) (рис.84).
Новые криволинейные светопрозрачные конструкции позволилиреализовать давнюю мечту архитекторов создать здания – шары. Их строят в разных городах и странах. В частности в Париже в 80-90-е гг. построенные здания-шары в комплексе Дефанс и парке Ла Виллет.
Однако нейтральность гладкой блестящей стеклянной поверхности создает определенные композиционные ограничения. Поэтому неслучайно с 80-х годов архитекторы прибегают к разнообразным вариантам сочетания в композиции светопрозрачных элементов с непрозрачными.
«Оранжерейная» тема полностью стеклянного здания стала в последние годы по преимуществу основной в респектабельной «коммерческой» архитектуре преуспевающих фирм и банков многих стран: от голубых кристаллов Уником банк и Высшей школы международного бизнеса, зелённого стеклянного «газгольдера» Газпрома в Москве до парада стеклянных небоскребов финансового центра на набережной Гудзона в Нью-Йорке.
В конце 1970-х гг. возрождается интерес к модернизму, а в восьмидесятые он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем неомодернизма. Сохраняя достоинство модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Разновидность неомодернизма, основанная на трансформации образцов прошлого конструктивизма получила название деконструктивизма, декона
Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания.
В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Чуми, 1983г. (рис.84) В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно- двухэтажных павильонов – «фоли» - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда.
Прием фоли повторен немецким архитекторами Шнайдером и Шумахером в здании «Инфо-бокс» (1996 г.) (рис.85) на площадке строительства и реконструкции Постдамер – платц в Берлине. Этот длинный красный «железный ящик» поднят над землёй трехветвыми стальными опорами. По законам декона на углу железная стена разрушена и заменена большим светло-голубым витражом.
Рис.84 Рис. 85
Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приемы мастеров декона и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими.
Развитию различных направлений в эволюции зодчества XX в. постоянно сопутствует символизм. Создаются здания и сооружения, несущие символические функции - здания-символы или здания, содержащие в своей композиции символические элементы. Обычно они призваны символизировать определенную идеологическую, государственную, религиозную или другую идею, не вытекающую непосредственно из функции здания или сооружения.
В 1920-е гг. символизм архитектурной композиции в наибольшей степени был связан с поэтизацией техники, как носительницы идеи безусловного прогресса. Поэтизировались формы и образы механизмов, пароходов, летательных аппаратов.
Ряд проектов зданий и сооружений предусматривал в их составе постоянно движущиеся фрагменты (проект памятника III интернационалу архитектора-художника В. Татлина, 1919 г.) В последующие десятилетия символизм встречается преимущественно в проектировании крупных общественных сооружений – зрелищных, многофункциональных, экспозиционных. Проект Атомиума в Брюсселе ( арх. Б.Поллак, 1958г.) относится к направлению изобразительного символизма. Этому направлению очень часто отдаётся предпочтение при проектировании национальных павильонов для международных и всемирных выставок. Таковы, например, павильон Египта в виде уменьшенной пирамиды Хеопса или павильон Японии в виде пагоды на Экспо-70 в Осака.
До сегодняшнего дня самым выразительным из зданий-символов остается здание аэровокзала в аэропорту им. Кеннеди в Нью-Йорке. (арх. Э.Саариен. 1958г.)
Символ здания - взлетающая птица – почти через 20 лет после Э.Саариена вдохновил японского архитектора Кимио Йокояму при проектировании гигантского храмового комплекса Ши-Хондо на склоне горы в г. Фудзиуномия префектуры Сидзуока. Исходя из одной образной темы, Э. Сааринен и К. Йокояма создали совершенно различные по внешнему облику глубоко эмоциональные композиции, используя в полной мере формообразующий потенциал наиболее прогрессивных современных конструкций (жестких оболочек и висячих систем).
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 749;