Национально-этническая структура общества
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.
В то же время он отличает себя от других народов, которым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. Этническое самосознание народа рано или поздно проявляется во всем его самосознании, в котором фиксируется его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов.
В определении природы этноса проявляются два основных подхода: социокультурный (Ю.В. Бромлей) и природно-биологический (Л.Н. Гумилев). Сторонники первого подхода делают упор на культурно-языковые особенности этноса, на социальный характер этнический свойств, приобретаемых индивидом в процессе социализации. Представители второго подхода считают, что этнические качества в большей степени носят врожденный характер.
В частности, выдающийся российский историк и географ, автор своеобразной теории этногенеза, Лев Николаевич Гумилев (1914-1992 гг.) считал, что этнос – явление географическое. Этнос всегда связан с ландшафтом, приспособление к которому определяет специфические особенности этноса. Для Л.Н. Гумилева этногенез и этническая история не являются идентичными понятиями. По его мнению, этногенез – это не только начальный период этнической истории, но и четырехфазный процесс, включающий возникновение, подъем , упадок и умирание этноса. В его понимании жизнь этноса подобна жизни человека. Этническая история по Л.Н. Гумилеву дискретна (прерывна). Импульсом, приводящим в движение этносы, является пассионарность. Пассионарность – понятие, употреблявшееся им для объяснения особенностей процесса этногенеза. Пассионарностью могут обладать как отдельные личности, так и этносы в целом. Пассионарность характеризуется исключительной энергичностью, честолюбием, гордостью, чрезвычайной целеустремленностью, способностью к внушению.
По мнению Л.Н. Гумилева, пассионарность выступает атрибутом не сознания, а подсознания, является специфическим проявлением нервной деятельности, которое фиксируется в истории этноса наиболее важными событиями. Кривые роста и падения пассионарного напряжения являются общими закономерностями этногенеза. Межэтнические отношения, по мнению Л.Н. Гумилева, определяются не сознательным расчетом, а развиваются в зависимости «из чувства комплиментарности и подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противопоставление «мы и они» и деление на своих и чужих».
Типы этнических общностей.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались между собой своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.
С разложением первобытнообщинного строя распадались и племена. С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии или России) всегда отличались и отличаются поныне своими особыми социально-этническими признаками. В том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.
В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого (на несколько порядков, как фиксируют этнографы, историки, лингвисты и другие специалисты) развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.
Формирование наций, начинавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.
Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытнообщинные племена развивались в народности, а последние – в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчеркивалось, что со временем народности становятся нациями.
Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остается неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.
Один из известных отечественных этнографов М.В. Крюков небезосновательно утверждает, что, например, Ленин употреблял термины "нация", "национальность", "народность", "народ" в качестве синонимов и что противопоставление наций и народностей было введено Сталиным в 1921 г. в тезисах "Об очередных задачах партии в национальном вопросе". По мнению М.В. Крюкова, это было "теоретически несостоятельным и практически вредным", ибо искусственно порождало новые межэтнические противоречия, связанные с тем, что не все этнические общности считали справедливым произвольное отнесение одних из них к нациям, а других – к народностям. Как и многие другие этнографы, М.В. Крюков еще несколько лет назад предлагал вернуться к употреблению словосочетания "народы Советского Союза", подобно тому, как это обозначено в известной "Декларации прав народов России". В том и другом случаях термин "народы" заменяет термины "нации" и "народности", различие между которыми чисто условное.
В дальнейшем будем употреблять термины "этнос", "народ", "нация" как синонимы, т.е. равнозначные по смыслу, скажем, русский народ есть русский этнос и русская нация. Объем и значение данных явлений и выражающих их понятий и терминов, по сути, одинаковы. То же относится к украинскому, казахскому, грузинскому или же французскому и немецкому народам (этносам, нациям), соответствующим понятиям и терминам. В настоящее время многие ученые, в том числе весьма известные, демонстрируют именно такой подход к данному вопросу. Как тождественные употребляет понятия "этнос" и "народ" Л.Н. Гумилев. В.А. Тишков, известный ученый-этнограф, предлагает вместо понятий "народность" и "нация" употреблять одно понятие – "народ".
Понятие национальность обозначает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на территориях других народов и государств.
Существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, касающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания, является объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений. Национальные отношения не существуют как бы в чистом виде, в отрыве от других общественных отношений, они вплетены в эти отношения (политические, духовные, языковые, экономические, экологические) и преломляются в содержании и формах проявления данных отношений. Все эти отношения могут приобретать национальный характер, если в процессе их реализации решаются этнические проблемы существования тех или иных народов или же если экономические, политические и другие проблемы решаются в контексте национально-этнических проблем. Другими словами, социальная и этническая стороны жизни наций и национальных отношений органически взаимосвязаны.
Результаты последней переписи (2002 г.) подтвердили, что Россия является одним из самых многонациональных государств мира.
Национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась в соответствии с Конституцией Российской Федерации самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности, написание которых часто отличается друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных самоназваний этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлежности были систематизированы примерно в 160 национальностей.
Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными.
Численность (млн. человек) | 2002 г. в % к 1989 г. | В % к итогу | |||
1989г. | 2002г. | 1989г. | 2002г. | ||
Все население | 147,02 | 145,16 | 98,7 | ||
Русские | 119,87 | 115,87 | 96,7 | 81,5 | 79,8 |
Татары | 5,52 | 5,56 | 100,7 | 3,8 | 3,8 |
Украинцы | 4,36 | 2,94 | 67,5 | 3,0 | 2,0 |
Башкиры | 1,35 | 1,67 | 124,4 | 0,9 | 1,2 |
Чуваши | 1,77 | 1,64 | 92,3 | 1,2 | 1,1 |
Чеченцы | 0,90 | 1,36 | в 1,5 раза | 0,6 | 0,9 |
Армяне | 0,53 | 1,13 | в 2,1 раза | 0,4 | 0,8 |
Мордва | 1,07 | 0,84 | 78,7 | 0,7 | 0,6 |
Белорусы | 1,21 | 0,81 | 67,5 | 0,8 | 0,6 |
Аварцы | 0,54 | 0,76 | 139,2 | 0,4 | 0,5 |
Казахи | 0,64 | 0,66 | 103,0 | 0,4 | 0,5 |
Удмурты | 0,71 | 0,64 | 89,1 | 0,5 | 0,4 |
Азербайджанцы | 0,34 | 0,62 | в 1,9 раза | 0,2 | 0,4 |
Марийцы | 0,64 | 0,60 | 94,0 | 0,4 | 0,4 |
Немцы | 0,84 | 0,60 | 70,9 | 0,6 | 0,4 |
Кабардинцы | 0,39 | 0,52 | 134,7 | 0,3 | 0,4 |
Осетины | 0,40 | 0,51 | 128,0 | 0,3 | 0,4 |
Даргинцы | 0,35 | 0,51 | 144,4 | 0,2 | 0,4 |
Буряты | 0,42 | 0,45 | 106,7 | 0,3 | 0,3 |
Якуты | 0,38 | 0,44 | 116,8 | 0,3 | 0,3 |
Кумыки | 0,28 | 0,42 | в 1,5 раза | 0,2 | 0,3 |
Ингуши | 0,22 | 0,41 | в 1,9 раза | 0,1 | 0,3 |
Лезгины | 0,26 | 0,41 | в 1,6 раза | 0,2 | 0,3 |
За межпереписной период изменения в национальном составе были обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различиями в естественном движении населения. Второй фактор – это процессы во внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада СССР. Третий фактор связан с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других явлений.
В 2002 г. насчитывалось 23 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г. таких национальностей было 17. В связи с ростом численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения численности населения евреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек, однако в составе этой группы произошли изменения: вошли чеченцы и армяне, вышли белорусы и мордва.
Русское население по-прежнему является наиболее многочисленным (около 116 млн. человек) и составляет почти 80% общей численности населения. По сравнению с 1989 г. его доля во всем населении страны уменьшилась на 1,7 процентных пункта. Это произошло, главным образом, за счет естественной убыли, составившей почти 8 млн. человек, которую не смог компенсировать немногим более трехмиллионный миграционный прирост русских.
Второе место по численности населения в стране, как и при прошлой переписи, занимают татары, численность которых составляет 5,56 млн. человек (почти 4 % населения страны).
За счет эмиграции и естественной убыли снизилась за межпереписной период численность евреев (с 0,54 млн. человек до 0,23 млн. человек) и немцев (с 0,84 млн. человек до 0,60 млн. человек).
Главным образом за счет миграционного прироста значительно увеличилась численность армян (с 0,53 млн. человек до 1,13 млн. человек), азербайджанцев (с 0,34 млн. человек до 0,62 млн. человек), таджиков (с 0,04 млн. человек до 0,12 млн. человек), китайцев (с 5 тыс. человек до 35 тыс. человек).
Впервые после переписи населения 1926 г. была получена численность лиц, отнесших себя к кряшенам (около 25 тыс. человек). Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек), и ряда малочисленных народов Дагестана.
Из примерно 1,5 млн. человек, у которых не заполнен ответ на вопрос переписного листа о национальной принадлежности, почти две трети – это проживающие в г.Москве, г.Санкт-Петербурге и Московской области.
Ключевые понятия: социальная общность, массовая общность, толпа, публика, аудитория, социальная группа, малая группа, первичная группа, вторичная группа, социогруппа, психогруппа, формальная группа, неформальная группа, этнос, племя, народ, нация, национальность, этногенез, пассионарность, национально-этническая структура.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 346;