В современной России
Главная тенденция развития российского общества - усиление социальной дифференциации, появление новых страт, все большее расслоение общества по размеру доходов и уровню жизни, власти.
В СССР – высший класс составляла партийно-государственная бюрократия. Средний класс - часть элиты в науке, культуре, высшие служащие, обслуживающая интеллигенция.
В современном российском обществе социальная стратификация затруднена нестабильностью социальных отношений, неустойчивостью процессов социальной дифференциации. По мнению академика Т.И. Заславской, в стратификационной структуре российского общества можно выделить несколько социальных слоев. Верхний (правящий) слой российского общества представлен руководством властных структур и влиятельных политических партий, высшим звеном государственной бюрократии, а также собственниками крупного капитала. К этому слою относится приблизительно 5-10% населения, которые стремятся выгодно и надежно разместить свой капитал, закрепить свое положение. Средний слой выделить сложно: состав его неустойчив и мозаичен, статус многих относящихся к нему групп нестабилен. К этому слою относится 20-25% населения российского общества. Среди них: среднее звено бюрократии, администрация приватизированных или государственных предприятий; менеджеры социальной сферы; мелкие предприниматели; представители бизнес-профессий; группы гуманитарной интеллигенции, труд которых пользуется спросом на рынке труда (юристы, экономисты). Этот слой реально заинтересован в содействии реформированию общества, но он немногочислен.
Самым большим (около 70%) является базовый слой российского общества. В его составе - наемные работники средней или невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом. Это большинство интеллигенции, рабочие, крестьяне, работники сервиса и торговли. Около половины их семей живут за чертой бедности, остальные - на уровне, близком к прожиточному минимуму. Главная задача этого слоя - выживание, в поиске способов которого его представителям приходится проявлять немалую инициативу.
По мнению члена-корреспондента РАН Ж.Т. Тощенко, к середине 90-х гг. в России в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны, и полудеклассированными наемными работниками – с другой, при весьма неустойчивом среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем. К неблагоприятным тенденциям в развитии социальной структуры российского общества можно отнести тотальную маргинализацию, блокирование процесса формирования среднего класса, социальную поляризацию, в основе которой лежит продолжающееся углубляться имущественное расслоение. Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность.
Более полную картину российской стратификационной структуры можно получить, определив нижнюю и верхнюю границы ее слоев. Нижнюю границу богатства (высшего слоя) отражает не только и не столько обеспеченность необходимыми для достойной жизни материальными благами и услугами, сколько возможность самореализации определенного стиля жизни и уверенность в завтрашнем дне. В экономической социологии данная граница получила название «черта богатства» и в современной России оценивается в диапазоне от 2000 до 3000 долларов США в месяц в зависимости от региона проживания.
Определить верхнюю границу богатства достаточно точно невозможно. Скорее всего, ее не существует. Верхняя граница богатства отражает ту предельно допустимую черту, через которую нельзя переступить в связи с резким возрастанием социальной напряженности, вызванной крайне высокой поляризацией доходов населения. Как отмечает Н.М. Римашевская, превышение восьмикратного уровня децильного коэффициента, отражающего соотношение доходов 10% самого богатого и 10% самого бедного населения страны, вызывает опасность социального взрыва общества. Такая опасность существует в современном российском обществе с 1993 г. Согласно данным Госкомстата РФ, наблюдается превышение указанного порогового уровня: 1993 г. - в 11,2 раза, 1994 г. - 15,1 раза, 1995 г. - 13,5 раз, 1996 г. - 13 раз, 1997 г. - 13,5 раз, 1998 г. - 13,8 раза, 1999 г. - 14 раз, 2000 г. - 13,7 раза.
Социальную стратификацию современного российского общества можно представить следующим образом (рис.5.1.).
Рис. 5.1. Стратификационная структура современного
российского общества
Представителями богатого слоя являются классическая элита общества и «новые русские». Средний класс образуют традиционный и новый средний класс. Кроме того, существуют категории людей, живущих за счет собственности, рантье, и люди, обладающие выдающимися способностями, одновременно являющиеся составными частями двух категорий - богатых и среднего класса. Бедный класс образуют традиционные бедные, «новые бедные» и маргиналы. Представители богатого слоя, часть представителей среднего класса, и особо выделенных категорий относятся к обеспеченным слоям населения.
Феномен «новых русских» иногда рассматривают через теорию элит. Элита общества, обитающая на вершине социальной пирамиды – узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и деньгами.
К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны: правительственную верхушку и политических лидеров, а также крупнейших ученых, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных музыкантов, балетмейстеров и модельеров. В США она составляет 0,5% населения, которое владеет 35% национального богатства. Существует принципиальное отличие российской элиты от западной. Российская элита соединяет принятие решений и их исполнение, что является разными функциями. Стратегические решения принимают обычно одни лица, а воплощают в жизнь - другие (чиновники, аппарат, бюрократия). Сравнивая разные типы обществ, несложно заключить, что если в западной элите большие деньги дают доступ к могущественной власти, то в российском обществе происходит все наоборот: доступ к управленческим рычагам позволяет скопить огромные богатства.
В нашей стране изучение элиты активно началось только в 90-е годы XX в. Следует отметить существенное различие способов формирования и путей проникновения в страту элиты или богатых в советское и постперестроечное время. Так, в среднем путь наверх для советской элиты - до первой номенклатурной или эквивалентной ей должности – требовал около 17 лет. При этом самую быструю карьеру делали представители партийной элиты, работники массовых организаций. Они получали первую номенклатурную должность в среднем через 12-13 лет. Самые медленные карьеры у представителей научной, культурной и старой экономической элиты - 19-20 лет. Постперестроечная элита частично сформировалась из представителей старой номенклатурной элиты, а также из представителей бизнеса и новой волны политиков.
Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 277;