Тема 2.2 Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (подсудимого)


Юридической основой данного вида экспертизы является п. 3 ч. 3 ст. 89 УПК Республики Беларусь, в которой среди обстоятельств, подлежащих доказыванию, указываются «... обстоятельства… характеризующие личность обвиняемого». Поскольку, согласно ст. 88 УПК Республики Беларусь, заключение эксперта является доказательством по уголовному делу, во многих случаях возникает необходимость назначения экспертизы личности обвиняемого, которая может проводиться в рамках СПЭ либо КСППЭ.

Законодательная формулировка содержательно не раскрывает свойств личности обвиняемого, имеющих уголовно-правовое значение и подлежащих доказыванию, не уточняет, какие же конкретно «иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого» имеются в виду.


Экспертиза личности обвиняемого во многих случаях способствует правильному установлению мотивов преступления, которые могут быть необходимым признаком состава преступления или выступать в качестве квалифицирующего обстоятельства - разумеется, установление искомых мотивов является прерогативой суда.

Для судебно-следственных органов научно обоснованная оценка личности обвиняемого выступает, во-первых, в качестве предпосылок установления обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, т.е. смягчающих или отягчающих обстоятельств (ст. 63, 64 УК Республики Беларусь). Не все обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности, относятся к личностным характеристикам, но следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 63 УК Республики Беларусь судом «при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи», а как показывает многолетняя практика судопроизводства, в качестве таких часто выступают обстоятельства, характеризующие личность виновного. Во-вторых, судебно-психологическая оценка личности обвиняемого помогает суду более полно раскрыть причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст. 89 УПК Республики Беларусь). В-третьих, полное исследование личности виновного способствует правильному решению вопроса о назначении вида наказания (ч. 1 ст. 62 УК Республики Беларусь). Законодателем указывается, что при назначении осужденным вида наказания подлежит проявлять индивидуальный подход с учетом, в числе прочих обстоятельств, и личности виновного. О большой роли СПЭ личности обвиняемого свидетельствует тот факт, что неполное выяснение обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого, рассматривается в судебной практике (при невозможности восполнить этот пробел в судебном заседании) как основание направления дела для дополнительного расследования [59].

Экспертиза личности − один из наиболее дискуссионных вопросов в юридической и психологической практике. Специалисты в области права полагают, что предметомтакой экспертизы могут быть лишь отдельные психические процессы и состояния, а не личность в целом, оценка которой входит в компетенцию следователей и судей как неотъемлемый компонент формирования их внутреннего убеждения. По мнению же психологов, ни одно психическое явление или процесс, которые подлежат экспертному исследованию, не могут быть правильно поняты и оценены без раскрытия личности в доступных для эксперта пределах. Тем не менее, при настоящем уровне развития учения о личности и состояния ее диагностики, эксперты - психологи способны с высокой степенью надежности отвечать на вопрос об особенностях структуры и содержания устойчивых и обобщенных мотивационных образований личности (направленности и черт характера). Таким образом, с учетом состояния теории, методологии и методических возможностей современной психологии, диагностика индивидуально - психологических особенностей личности предполагает решение двух основных задач:

1) исследование направленности и характера подэкспертного;

2) оценка влияния личностного фактора на поведение и (или) своеобразие психической деятельности подэкспертного в значимой для следователя и суда криминальной ситуации [67].

Основание назначения СПЭ:

− наличие в материалах уголовного дела противоречивых оценок личности обвиняемого;

− необходимость выявления ведущих мотивов его поведения (мотивацию конкретных поступков);

− необходимость исследовать отдельные особенности его личности (степень внушаемости и сензитивности, импульсивность, ригидность, агрессивность, жестокость, преобладающее настроение, темп и характер решения мыслительных задач, привычные способы адаптации и реагирования, ранимость, конформность, робость, мягкость, скрытность, склонность ориентироваться на общепринятые нормы поведения и т .д .), способные существенно повлиять на формирование у подозреваемого (обвиняемого) преступного намерения [67].

Объектом исследованияданного вида СПЭ выступают

· человек (как носитель психического), имеющий определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший).


· материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

Основной вопрос судебно-следственных органов, решаемый этим видом экспертизы:

«Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?»

Почему употребляется термин «индивидуально-психологические особенности», а не, к примеру, «личность» или «характер» и пр.? Дело в том, что если в житейском сознании понятие личности нередко отождествляется с представлением о человеке, то в научной психологии во многих теориях личность понимается как более узкое образование, наполненное определенным психологическим содержанием. В современной психологии существует множество определений личности. Человек же может быть описан не только с помощью понятия личности, но и характера, темперамента и других существенных свойств, которые и отличают одного человека от другого и выявляют его индивидуальность. Юридическое значение имеют как раз индивидуальные особенности обвиняемого, включающие способности, систему отношений, мировоззрение, ценности, мотивы, привычные способы адаптации и реагирования, темперамент, характер, культурные различия, эмоциональные особенности и т.д. Понятие индивидуально- психологических особенностей включает в себя и аномалии личности, конкретизирует их, т.е. является синтезом многих характеристик человека.

Как видно, психолог-эксперт может оперировать достаточно широким кругом явлений, связанных с индивидуальными особенностями подэкспертного, что позволяет ему создавать

«психологический портрет» обвиняемого как контекст решения многих юридических вопросов. В то же время в данном «психологическом портрете» могут быть упущены какие-то конкретные характеристики личности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные уголовно- правовые последствия.

Поэтому можно рекомендовать задавать вопрос и в конкретизированном виде: «Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как ... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?».

В одних случаях необходимо установление личностных черт, например, таких, как повышенная агрессивность, жестокость, импульсивность, или повышенная внушаемость, подчиняемость, в других- важное значение приобретает содержательная характеристика ценностных, нравственных ориентации, социальных установок, мотивационной, волевой сфер личности и т.д.

Более сложную и относительно мало разработанную проблему представляет экспертная оценка влияния индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его поведение в интересующей следствие и суд ситуации. В этом случае формулируется следующий вопрос судебно-следственных органов: «Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?» [56].

Естественно, что личностные особенности человека проявляются в его действиях, поведение всегда определяется взаимодействием индивидуально-психологических и ситуационных факторов. Возникает вопрос: а в каких случаях следует признавать такое влияние существенным и какие уголовно-правовые последствия это влечет? С позиций судебно- психологической экспертизы, индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказывают существенное влияние на его поведение в том случае, когда они ограничивают его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т.е. способность в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний. С юридической точки зрения, признание такого влияния существенным, т.е. ограничивающим произвольность поведения, его подконтрольность и осознанность, может выступать как обстоятельство, смягчающее ответственность. Следует подчеркнуть, что простое отражение в


поведении человека его индивидуальных особенностей (например, у обвиняемого диагностируется жестокость как черта личности, как привычный способ реагирования, и он совершил жестокое убийство; или обвиняемый с высокой степенью агрессивности, при сохранности структур самосознания и регуляции деятельности, совершает агрессивный деликт и т.п.) нельзя смешивать с существенным их влиянием, так как они не нарушают нормальный ход деятельности, целевую структуру поведения, а только оформляют действие, определяют способ достижения цели. Сказанное выше не имеет ничего общего с «ограниченной вменяемостью». В данном случае ограничение анализируемой обусловлено не медицинским критерием (психическим расстройством), а особенностями личности или ее аномалиями неболезненного характера.

Следует учитывать разницу между социально извращенным, но подчиняющимся психологическим закономерностям поведением и поведением, протекающим с нарушениями полного осознания и контроля под существенным влиянием определенных индивидуально- психологических особенностей.

В первом случае в заключении судебно-психологической экспертизы устанавливается, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности нашли отражение в его поведении. Подобный ответ не приводит к сколь нибудь значимым правовым последствиям, поскольку и так очевидно, что в любом поведенческом акте отражаются индивидуально- психологические особенности человека.

Во втором же случае в заключении формулируется экспертный вывод о том, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (указываются, какие) в период совершения инкриминируемых ему действий оказали существенное влияние на его поведение. При этом эксперт обязан раскрыть психологический механизм существенного влияния, показать, какие звенья мотивации поведения оказались нарушенными, основываясь на анализе взаимодействия личности и конкретной ситуации, в которой совершалось преступление.

Заключение судебно-психологической экспертизы о существенном влиянии индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение может служить основанием индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Данный предметный вид судебно-психологической экспертизы является одним из самых сложных, требующим опыта производства экспертизы и умения применять индивидуальный подход, идиографический анализ и (идеографический способ исследования должен быть ориентирован на описание и объяснение сложного целого, описание должно быть полным и конкретным, единичный элемент, т.е. личность, должен быть представлен как уникальный феномен) каждого конкретного экспертного случая. Одной из причин этого является практическая невозможность создания достаточно универсальной типологии вариантов существенного влияния индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение, поскольку, устанавливая снижение способности субъекта в полной мере осознавать и контролировать свои действия, эксперт-психолог отталкивается не столько от психодиагностики личности испытуемого, сколько от анализа взаимодействия личностных структур с ситуационными переменными.

Во-первых, необходимо выявить субъективную значимость ситуации, степень ее новизны для испытуемого, силу ее фрустрирующего воздействия, особенности переработки ее информационных характеристик, возможности соотнесения требований ситуации с самооценкой человека, т.е. индивидуальные особенности смыслового восприятия ситуации, понимания содержащихся в ней связей и отношений.

Во-вторых, нужно выявить способность человека к адекватному целеполаганию, выбору возможных вариантов действий, прогнозу их возможных последствий, степень опосредованности поступков, компенсаторные возможности, способность к коррекции и контролю на каждом этапе генеза поведения в анализируемой ситуации, т.е. особенности регуляции поведения во время совершения преступления [59].

Очевидно, что при таком подходе разнообразие личностных особенностей, уникальность ситуационных воздействий, индивидуальность их личностной переработки определяют очень широкую вариативность проявлений существенного влияния личностных факторов на поведение.


Тем не менее, можно увидеть и некоторые общие закономерности - как правило, ограничение способности обвиняемых к осознанию своих действий и их полноценной регуляции в основном затрагивает такие важные звенья мотивации поведения, как формирование актуальных ситуативных мотивов и процесс принятия решения [55].

При изучении индивидуально - психологических особенностей подозреваемых (обвиняемых) используется три основных подхода: психологический анализ материалов уголовного дела («L»- данные), направленная беседа с подэкспертным («Q»- данные) и экспериментальные исследования особенностей личности испытуемого с применением психодиагностического инструментария («Т»- данные).

«L»- данные позволят эксперту осуществить психологический анализ криминальной ситуации, исходя из материалов осмотра места происшествия, показаний свидетелей, потерпевших и заключения судебно -медицинской экспертизы (если она была назначена) [67].

«Q- данные раскроют эксперту картину раннего психического развития подэкспертного (появление речи, эмоциональные особенности, стиль взаимоотношений в семье); особенностей формирования его личности в подростковом возрасте (уровень интеллекта, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми) и устойчивые индивидуально -психологические особенности (характер, темперамент, ведущие мотивы, особенности межличностных отношений и реакций на конфликты). В направленной беседе целесообразно выявить актуальное состояние обвиняемого:

− до криминальной ситуации;

− во время инкриминируемого ему деяния: динамика субъективных переживаний (степень субъективной значимости ситуации для обвиняемого − новизна, сила фрустрирующего воздействия), возможность соотнести требования ситуации с собственной самооценкой (особенности смыслового восприятия и понимания связей и отношений в конкретной ситуации: способность выбора вариантов действий, прогноз последствий таких действий, коррекция и контроль своего поведения на каждом этапе совершения преступления);

− после совершенного правонарушения (планы на будущее).

Анализ высказываний подэкспертного эксперт сравнивает с имеющимися в уголовном деле показаниями очевидцев, свидетелей, результатами следственного эксперимента (если такой проводился).

« Т»- данные. Начинать исследование личности обвиняемого целесообразно с ее общей структуры (MMPI, 16-PF). В зависимости от предмета исследования выявляют: особенности познавательной деятельности (тестовые методики на выявление особенностей мышления, внимания, памяти: конкретность и эмоциональная насыщенность образов − « Пиктограмма», операциональная сфера мышления − «Исключение 4-го лишнего», «Сравнение понятий» и др.); мотивационно-волевую сферу (особенности смыслового восприятия и оценки ситуации (ТАТ, Роршах, Сонди, варианты репертуарных решеток Келли); механизмы целеобразования, целеполагания и принятия решения («уровень притязаний», «самооценка», «локус контроля»); особенности реагирования на фрустрацию (Розенцвейг).

Таким образом, несмотря на разнообразие личностных особенностей подозреваемых (обвиняемых), восприятия и анализа ими криминальной ситуации эксперт- психолог призван выяснить их способность понимать характер противоправных действий, предвидеть последствия таких действий и желать (сознательно допускать) наступления преступного результата (адекватный прогноз и контроль за своим поведением) [67].

Выводы эксперта-психолога об индивидуально-психологических особенностях обвиняемого или о его эмоциональном состоянии, или об отставании в психическом развитии, а главное — о мере их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний — должны основываться на обобщении данных, полученных как при экспериментальном психодиагностическом обследовании, так и при психологическом анализе материалов уголовного дела




Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 442;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.013 сек.