Утомляемость глаза. Описание процесса


Что нужно для опыта: 1) Специальные рисунки. 2) Цветные стекла. 3) Цветная бумага. 4) Серая бумага. 5) Источник света.

Вещество сетчатой оболочки (зрительный пурпур) меняется под действием света и для своего восстановления в прежнее состояние требует определенного времени (отдыха) При действии яркого света глаз понижает свою чувствительность и тем самым приспосабливается к условиям яркого освещения. Такая способность глаза получила название световой адаптации, с другой стороны, глаз, оказавшийся в темном помещении, повышает свою чувствительность (темновая адаптация) и становится способным воспринимать слабый свет.

Чтобы обнаружить утомляемость глаза, надо долго (1—2 мин.), не переводя глаза с места на место, смотреть на черный рисунок на белом фоне (рис. 400); затем глаз переводят на ровный белый фон (стену, потолок). Тогда на этом фоне глаз увидит белую фигуру на темном фоне. Произойдет это вследствие утомления тех мест сетчатки, где получалось изображение белых частей рисунка, поэтому эти утомленные места сетчатки не могли воспринять белый фон в той же степени, как места неутомленные.

Рис. 400. Рисунок для наблюдения над утомляемостью глаза

Если глаз утомить наблюдением какого-нибудь определенного цвета и затем перевести глаз на белый фон, то последний будет казаться окрашенным. Этот кажущийся цвет будет близок, но не будет полностью совпадать с цветом, дополнительным к первому, вызвавшему утомление сетчатки, таковы, например, цвета:

Явление ошибочного ощущения после предварительного раздражения глаза называют последовательным контрастом. В близкой связи стоит явление одновременного контраста как просто светового, так и цветового. Примером может служить разница впечатлений, получаемых от серой бумаги, положенной на белую скатерть и на черный бархат. Рисунок В. Стирлинга (рис. 401) дает пример контраста — белые полосы в местах пересечения кажутся серыми.

Рис. 401. Рисунок Стирлинга для наблюдения одновременного контраста

Особенно чисто и отчетливо наблюдается краевой контраст на границе соприкосновения двух различных поверхностей. На рисунке 402 средняя полоса кажется более светлой у левого края (на границе с черной) ,и более темной у правого (на границе со светлой).

Рис. 402. Краевой контраст

Одновременный контраст наблюдается и с окрашенными поверхностями. Так, серая бумага на красном фоне получает зеленоватую окраску, на синем — желтоватую, на зеленом — малиновую. Контрастные цвета (как и при последовательном контрасте) не являются дополнительными, хотя и близки к ним. Явление цветового контраста возникает при получении теней от двух источников света разного цвета.

Чтобы это наблюдать, получают рядом две тени карандаша от двух электроламп и затем одну из них закрывают цветным стеклом; тогда даваемая ею тень, будучи окружена цветным фоном взятого стекла, будет казаться окрашенной в контрастный цвет. Такие цветные тени хорошо видны при одновременном освещении дневным светом и свечой.

Опыты с контрастом можно показать на экране, пользуясь цветными стеклами и цветной бумагой; можно утомить глаз длительным наблюдением спектра и затем направить взгляд на белый экран.

Рис. 403. Опыт Брегга

Брегг рекомендует эффектный опыт (рис. 403). На электромоторе вращают картонный диск с вырезом. Половина диска — белая, половина— черная; при вращении диска по стрелке часов смотрят на красную лампу, поставленную сзади диска; лампа кажется зеленой. Этот контрастный цвет переносится на лампу с белой половины диска. Диск надо ярко осветить.



Дата добавления: 2023-07-31; просмотров: 333;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.