ТЕМА 9. Экономический рост
Как уже было сказано, экономика развивается циклически.
С понятием цикличности тесно связано понятие экономического роста.
Экономический рост – это долгосрочные изменения реального объема национального производства, связанные с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.
Сущность экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешается это противоречие, во-первых, за счет увеличения производственных возможностей (означает сдвиг кривой производственных возможностей вправо), и во-вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей (рис.16 и 17).
Предметы Предметы
потребления потребления
*
* *
Средства Средства
производства производства
Рис.16. Потенциальный Рис.17. Фактический
экономический рост экономический рост
В экономической теории сложилось два основных подхода к определению форм экономического роста:
1. Понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемой либо темпами роста реального объема ВНП (НД), либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.
2. Трактовка экономического рост как развития национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения.
Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный тип экономического роста осуществляется за счет вовлечения в оборот все новых экономических ресурсов. Простой пропорциональный экстенсивный рост идет пропорционально росту используемых ресурсов. В результате изменения технической оснащенности отраслей происходит структурный экстенсивный экономический рост.
Интенсивный тип экономического роста осуществляется на основе повышения эффективности использования экономических ресурсов. При этом он может выступать в форме фондоемкого и фондосберегающего роста. Для первого характерен рост производительности труда в результате замены ручного труда машинным. Во втором случае рост обеспечивается благодаря применению более эффективных машин и оборудования, сырья и материалов, обеспечивающих экономное расходование средств производства.
Разновидностью интенсивного тип роста является инновационный экономический рост, характеризующийся несколькими признаками: 1) развитие информационного сектора экономик; 2) непрерывное совершенствование качества товаров и услуг; 3) ускорение структурных сдвигов в экономике в соответствии с изменяющейся системой потребностей.
Для современной экономической мысли характерно разнообразие концепций экономического роста, построенных на теоретических платформах кейнсианства, институционализма и неоклассицизма.
Среди кейнсианских моделей экономического роста наиболее известны однофакторные модели Е. Домара и Р. Харрода. В основе модели Е. Домара лежит тезис о двойственной роли инвестиций в расширении совокупного спроса и в увеличении производственных мощностей. Согласно кейнсианской теории, доход будет расти до тех пор, пока сбережения не покроют инвестиции. Но эта теория упускает из виду рост производственных мощностей вследствие роста инвестиционных расходов в долгосрочном периоде, в котором проявляется экономический рост. Поэтому Е. Домар поставил вопрос: если инвестиции увеличивают производственные мощности, а также создают дополнительные доходы, то, как должны расти инвестиции, чтобы темп прироста дохода равнялся темпу прироста мощностей? Чтобы ответить на этот вопрос он составил уравнение, в одной части которого был темп прироста производственных мощностей, а в другой – темп прироста дохода. Решение этого уравнения давало требуемый темп роста. По Е. Домару, инвестиции и национальный доход должны расти равномерными темпами во времени, чтобы поддерживать полную занятость в экономике. Равномерный экономический рост, при котором полностью используются производственные мощности, прямо пропорционален норме сбережения и предельной производительности капитала. У Е. Домара выпуск зависит только от одного фактора – капитала, при этом инвестиции задаются экзогенно.
Р. Харрод, еще до Е. Домара, попытался построить специальную модель экономического роста, включив в нее эндогенную функцию инвестиций. Для этого он дополнил мультипликатор Дж. М. Кейнса принципом акселератора и ввел модель ожидания предпринимателей. Если Дж. М. Кейнс оценивал влияние инвестиций на доход, то Р. Харрод, напротив, влияние дохода на инвестиции. В каждый период времени инвестиции зависят от скорости изменения дохода, которую Р. Харрод назвал «гарантированным темпом роста». Действительный темп роста определяется темпом роста рабочей силы и темпом роста производительности. При сравнении его с гарантированным темпом определяется состояние развития экономики в целом. Что касается инвестиций, то каждый прирост или сокращение дохода, требует большего в относительном выражении прироста или сокращения «индуцированных инвестиций».
К числу многофакторных моделей экономического роста можно отнести концепцию «перехода к самоподдерживающемуся росту» У. Ростоу, который сформулировал свою концепцию в 1956 году, выделив, сначала пять стадий развития. В 1971 году добавил еще шестую: 1 – «традиционное общество», 2 – период создания предпосылок для «взлета», 3 – «взлет», 4 – движение к зрелости, 5 – «эпоха высокого массового потребления», 6 – «поиск качества жизни». Именно на стадии «взлета», как показал У. Ростоу, достигается увеличение темпов инвестирования,возрастет выпуск на душу населения, внедряются новая техника и технология. Он считает, что на этой стадии доля производственных инвестиций в национальном доходе, дающих первоначальный импульс роста всей остальной экономической системе, должна увеличиться вдвое. Кроме того, необходимыми условиями роста экономики он называет опережающее развитие обрабатывающей промышленности, и наличие институциональной среды, побуждающей к экономическому росту. Он считал, что при выполнении этих условий любая страна может достичь экономического процветания, при этом развитие понимается им как синоним высоких темпов экономического роста.
К этой группе теорий роста можно также причислить неокейнсианские модели модернизации экономики, например, Р. Нурксе, А. Хиршмана и Г. Зингера и др. Так, Р. Нурксе предложил модель модернизации экономики на основе «сбалансированного набора инвестиций», сама сбалансированность трактуется им в категориях рыночного хозяйства как соответствие спроса и предложения. По его мнению, синхронное приложение капитала к широкому кругу отраслей позволит не только добиться самоподдерживающего роста, но и преодолеть узость рынка. При этом на государство возлагается ответственность по созданию рыночной инфрастуктуры и предпосылок частного предпринимательства для того, чтобы принудительные сбережения стали добровольными, автономные инвестиции – индуцированными. Все это создает условия для экономического роста. Однако эта концепция вызвала критику, прежде всего, потому что для реализации набора «сбалансированных инвестиций» необходима дополнительная «надстройка» над старой экономической системой.
Концепция «несбалансированного роста» А. Хиршмана появилась как альтернатива «сбалансированному набору инвестиций» Р. Нурксе. Эта теория рассматривает несбалансированность экономики как стимул к инвестициям. Первые инвестиции, считает А. Хиршман, неизбежно нарушат равновесие. Однако это нарушение сыграет и положительную роль, так как станет стимулом к новым инвестициям, которые, исправляя возникшее неравновесие, породят новые неравновесные состояния в других отраслях и в экономике в целом. Это, в свою очередь, станет стимулом к дальнейшим инвестициям. У Хиршмана больше реализма и оптимизма, чем в теориях сбалансированного роста, вместе с тем имеет место идеализация реальных отношений в развивающихся странах, где зачастую развитие не сглаживает, а, напротив, обостряет все новые и новые противоречия и конфликты.
Г. Зингер выдвинул концепцию модернизации, в которой «сбалансированный рост осуществляется посредством несбалансированных инвестиций». Повышенное внимание он уделяет подготовке предпосылок сбалансированного роста – развитие традиционных экспортных производств, переход к импортозамещению, параллельное развитие традиционного и современного производств. «Большой толчок» в промышленности, справедливо полагает он, невозможен без «большого толчка» в аграрной сфере.
В модели «сбалансированного роста» Г. Лейбенштейна внимание сконцентрировано на действии двух групп факторов: стимулирующих и тормозящих рост. К первым относится инвестиционная активность, ко вторым – так называемая предпринимательская деятельность с нулевым результатом, сопротивление нововведениям, высокий уровень непроизводственного потребления и др. Для модернизации экономики необходимы крупные вливания капитала, в результате которых начнется самоподдерживающийся рост. Однако мобилизовать такие ресурсы на добровольной основе представляется нереальным, поэтому акцент делается на принудительных сбережениях, образовавшихся в результате денежно-кредитной и налоговой политики государства. Неэффективность фискальной системы может быть компенсирована импортом капитала. Величина инъекций должна быть достаточной для начала запуска экономического роста. Как отмечал Г. Лейбеншейн, уровень инвестиций должен составлять не менее 12–15 % национального дохода.
Идею многофакторности экономического роста высказали Н. Розенберг и Л. Е. Бирдцелл-мл., анализируя причины быстрого экономического роста западных стран. Производственные инвестиции, они указали, наряду с такими факторами роста, как научные инновации, природные ресурсы, дух стяжательства, нелегитимные действия на стадии накопления капитала и др., при чем ни один из перечисленных факторов не может считаться доминирующим в объяснении быстрого роста экономики.
Суть выводов этих авторов сводится к тому, что причина экономического роста заключается в формировании социально-экономических институтов рыночного типа, ориентированных на удовлетворение человеческих потребностей и осуществляющих вознаграждение и наказание по итогам работы сильнее и определеннее, чем другие формы организации. Заметим, что данная институциональная концепция вполне отвечает воззрениям многих отечественных ученых (Н. Петраков, М. Дерябина и др.).
Усиление институциональных аспектов в теории роста привели к переориентации направлений инвестирования с физического на человеческий капитал, который рассматривается как фактор преодоления отсталости экономики в моделях модернизации развивающихся стран (Г. Мюрдаль, Т. Шульц и др.). Исследование Г. Мюрдаля начинается с резкой критики западных подходов к анализу «третьего мира», методологическая несостоятельность которых заключается в том, что они пытаются спроектировать реалии развитого общества на слаборазвитую экономику (к примеру, в России программа Вашингтонского консенсуса). Крупные иностранные капиталовложения в отдельные отрасли на практике выливаются в создание экономики анклавного типа.
По мнению Г. Мюрдаля, главная причина слаборазвитости заключается не в отсутствии капитала,а внедоиспользовании трудовых ресурсов. Люди, которые не заинтересованы в своем труде, работать производительно и интенсивно не будут. Поэтому главную проблему он видит не в росте нормы накопления, а в изменении системы возмещения затрат труда. «Рост» в моделях институционалистов заменяется «развитием», понимаемым как удовлетворение потребностей членов общества и преодоление бедности.
В конце 50-х годов появились неоклассические концепция модернизации, в частности, модель У. А. Льюиса, которая была построена на принципах микроэкономического подхода к преодолению противоречивости в развитии дуалистической экономики. Подобно Й. Шумпетеру, в центре этой концепции стоит предприниматель, которому присущи частная инициатива и стремление к максимизации прибыли. В связи с этим анализ и отбор инвестиционных проектов осуществляются с точки зрения критерия максимизации прибыли. Максимум прибыли предопределяет распределение инвестиций по различным отраслям, сферам и регионам, а они, в свою очередь, темпы роста национальной экономики. Инвестиции, по мнению У. А. Льюиса, должны направляться, прежде всего, на модернизацию традиционного сектора экономики с примитивной технологией за счет процесса перераспределения ресурсов внутри страны. При этом он исходил из гипотезы неограниченности предложения трудовых ресурсов, поэтому если рабочая сила неквалифицированная, то заработную плату можно устанавливать на уровне прожиточного минимума. Неслучайно, его концепция получила название «рост без развития».
Неоклассические варианты теорий «самоподдерживающегося роста» и «сбалансированного роста», авторами которых являются Дж. Фей и Г. Ранис, отличаются от неокейнсианских. Согласно первой, экономический рост может поддерживаться за счет перераспределения ресурсов из одного сектора в другой. Так, по мнению Дж. Фейя и Г. Раниса, сельскохозяйственный излишек является первоначальным источником модернизации, поэтому сбережения аграрного сектора могут быть использованы как инвестиции не только в этом секторе, но и в других. Применение производственной функции Кобба-Дугласа позволило им расширить возможности маневрирования экономическими ресурсами и обеспечить замену капитала трудом. Они высказали мысль, что в условиях высокой цены капитала и относительной дешевизны труда можно заменить более дефицитный ресурс менее дефицитным, при этом сохранение прежнего объема производства происходит на фоне снижения издержек.
Из этого следует, что неоклассический подход обладает гораздо более широким набором возможностей, чем неокейнсианский. Теория «сбалансированного роста» представляет собой усовершенствованную концепцию «самоподдерживающегося роста». В ней авторы преодолели закрытость экономики, попытались отразить влияние НТП и внешнеэкономической деятельности на модернизацию экономики.
Появившаяся в 60-х годах прошлого столетия модель Р. Солоу, построенная на принципах теории человеческого капитала, стала альтернативой кейнсианским моделям экономического роста. Р. Солоу исходит из убывающей производительности капитала, постоянной отдачи от масштаба, неизменной нормы выбытия (амортизации) и отсутствия инвестиционных лагов. Взаимозаменяемость факторов производства объясняется не только технологическими условиями, но и совершенной конкуренцией на рынках ресурсов. Особенностью ее использования является то, что все параметры берутся в расчете на единицу труда. Поскольку государственные закупки не учитываются, совокупный спрос определяется инвестициями и потреблением. Это означает, что в условиях равновесия инвестиции равны сбережениям и пропорциональны доходу. В условиях равновесия инвестиции равны выбытию, поскольку норма выбытия предполагается постоянной и пропорциональной капиталу. Размер инвестиций увеличивает или уменьшает запас капитала, а, следовательно, капиталовооруженность труда.
Увеличение нормы сбережения в краткосрочном периоде обусловит ускорение экономического роста, и будет продолжаться до тех пор, пока экономика не достигнет точки нового устойчивого равновесия. Несомненно, ни процесс накопления, ни увеличение нормы сбережений, не объясняет сам механизм непрерывного экономического роста. Поэтому Р. Солоу вводит в модель рост населения и технический прогресс. Очевидно, рост населения, как и выбытие, снижает капиталовооруженность труда, так как наличный запас капитала должен распределяться между возросшим числом занятых работников. Если же мы хотим не только поддерживать существующий уровень производительности труда, но и повышать его эффективность, необходимо выделять дополнительные средства на увеличение капиталовооруженности. Следовательно, для поддержания экономического роста требуется не только «расширение капитала», но и «углубление капитала». Именно технологическая прогрессивность (новые технологические средства, процессы и методы производства, а также новые продукты) играют решающую роль в противодействии убывающей отдаче капитала при увеличении его запаса
Поскольку равновесный экономический рост совместим с различными нормами сбережения, возникла проблема поиска оптимальной нормы накопления. Американский экономист Э.Фелпс, сторонник неоклассической модели Р.Солоу, вывел «золотое правило накопления». Согласно этому правилу оптимальная норма накопления обеспечивает равновесный экономический рост с максимальным уровнем потребления. Если экономика в исходном состоянии имеет запас капитала больше, чем это соответствует «золотому правилу», необходима программа по снижению нормы накопления. Она обусловливает увеличение потребления и снижения инвестиций.
Если же экономика в исходном состоянии имеет запас капитала меньше, чем соответствует «золотому правилу», то необходима программа, направленная на повышение нормы накопления, что первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. «Золотое правило накопления» – это гипотетическая ситуация сбалансированного роста, при котором каждое поколение накапливает для будущих поколений такую же часть национального дохода, какую оставляет ему предыдущее поколение.
К неоклассическим концепциям экономического роста относятся также модель Р. Лукаса и модель Мэнкью-Ромера-Уэйла, учитывающие влияние человеческого капитала и его вклад в процесс роста ВВП. Одним из первых предпринял попытку оценить вклад человеческого капитала в экономическое развитие Р. Лукас, рассмотрев как запас человеческого капитала, так и его эффективность. На основе его модели получается, что если нет никаких внешних воздействий, то рост выпуска будет полностью определяться ростом человеческого капитала.
Н. Г. Мэнкью, Д. Ромер и Д. Уэйл, разделив капитал на физический и человеческий и применив одну и ту же производственную функцию по отношению к ним и потреблению, рассмотрели случай эндогенного роста. На основании чего они сделали вывод о том, что недостаточное развитие физического капитала может компенсироваться развитием человеческого капитала, и наоборот.
Следует заметить, что неоклассики подошли к проблеме модернизации экономики шире, показав, что развитие есть одновременный процесс роста и существенных сопутствующих изменений, способствующих превращению одного качества жизни общества в другое. По их мнению, развитие ускоряется, если создана конкурентная среда, стимулирующая функционирование внутренних рынков
На основе анализа вышеизложенного можно заключить, что для современной экономической мысли характерно многообразие концепций экономического роста.
Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 1483;