В практике выделились следующие виды:


· Сольный - К. одного исполнителя-виртуоза, популярность к-рого в сочетании в глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К сольным К. относятся также К. одного ансамбля, хора, оркестра, хореографического коллектива как единого организма.

 

· Моноспектакль (или моноконцерт) - чтецкая программа, исполняемая одним актером. Это может быть исполнение классики или произведение современного автора, занимающее два отделения, стихотворений одного или нескольких поэтов, цикла рассказов, объединенных общей темой, композиции из произведений одного или нескольких авторов и т.д.

· Сборный (смешанный) К.- определяется выступлением артистов разных жанров.

· Академические или филармонические (<гр. Phileo - люблю и harmonia - гармония) - концерты, проводимые концертной организацией, ставящей своей целью пропаганду высокохудожественных муз произведений (а иногда и различных видов эстрадного иск-ва) и

исполнительского мастерства. Используемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме и содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

· Камерный (позднелат.camera - комната, свод, палата) - по звучанию репертуара (инструментальная или вокальная музыка, романсы и песни), по характеру исполнительства (сольные сочинения, различного рода небольшие ансамбли - дуэты, трио и др.) предназначенный для небольшого круга слушателей.

· Тематические - «К. одной главенствующей темы». Она как стержень, нанизывает и группирует вокруг себя все художественные компоненты К.

· Ревю (фр.revue - панорама, обозрение) - обозрение на определенную тему, его сюжет, его «ход», логика подачи номеров различных жанров, возможности соединения патетического и комического. Условно ревю можно разделить на два вида: ревю-феерия и камерное-ревю. В первом случае определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий характерна для мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и драматические номера, большие коллективы - танцевальные группы, эстрадные оркестры. В ревю-феериях важнейшую роль играет музыка. Сценическое решение ревю-феерий отличает эффектное использование технических возможностей сцены (мгновенная перемена мест действия, всевозможные превращения, сложное в техническом отношении оформление, особенная световая партитура, использование киноматериалов, радиоаппаратуры и т.д.).

· Театрализованный концерт - К., имеющий единый художественный сценический образ, для создания к-рого используются выразительные средства, присущие театру, театральному действию. А именно: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера.

· Концерт народного творчества - строится на подлинных образцах фольклора.

· Эстрадный («легкий») К.- вершина развлекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам и произведениям, и больше - юмору, танцам, эстрадной песне, оригинальным жанрам.

· Гала -концерт (<фр.gala - большой) - особенно праздничное, торжественное, привлекающее публику зрелище.

· Шоу (<англ.show) - пышное зрелище с участием «звезд» эстрады, цирка, спорта, джаз-оркестров, балета на льду и т.д., в к-ром звучащее слово как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения оказывается скрытым за эффектным антуражем декораций, света, технических усовершенствований.

· К.- спектакль - сходен с театрализованным К., но его сценарий предусматривает специальную драматургическую и режиссерскую разработку значительной части игровых эпизодов.

· Стадионный - массово-зрелищный К. Его специфика обусловлена необычностью условий - огромным стечением зрителей, размером «концертного зала» под открытым небом.

· Детский - рассматривается как одна из форм педагогики, поэтому проводится по программе, составленной с учетом возраста и психологии детского восприятия, с актерами, специализирующимися в весьма тонкой области детской художественной работы.

· Митинги-концерты - включают острое политическое слово (речь оратора, стихи в исполнении чтецов), демонстрации слайдов и кинокадров, выставки политических плакатов и т.д.

· Зонг-концерт - сценическое представление, построенное на репертуаре трех-четырех профессионально очень сильных коллективов клубов (или ансамблей) политической песни. (Концертмейстер. Концертная программа. Концертное творчество. Концертное действие. Концертность. Концертный номер. Концертный исполнитель.).

 

 

КОНЦЕРТНАЯ ПРОГРАММА - качественно новое, единое и целостное произведение иск-ва, составленное из отдельных концертных номеров. Кардинальное требование к составлению КП заключается в том, что концерт должен идти по нарастающей так, чтобы естественная трата энергии зрителей компенсировалась усиливающейся «ударностью» номеров, т.е., произведениями, восприятие к-рых вызывает наиболее бурную реакцию публики, исполнялись ближе к концу программы. Если КП представить графически, то она должна иметь несколько «пиков», последний из к-рых самый высокий.

Законы построения КП :

1) разнообразие номеров - избегание соседства похожих по жанру и стилю номеров, но не все жанры могут находиться в близком соседстве, напр., ансамбль скрипачей и жонглер или фокусник, джаз-ансамбль и классический балет;

2) учет тематического сочетания номеров;

3) определение места номера в КП, не каждый номер может стоять, напр., в финале отделения или всего концерта. Трудно кончить КП сольным номером, особенно если до этого зрителю были показаны выступления коллективов. Массовый номер, напр., почти всегда производит большее впечатление, чем солирующий исполнитель. Исключение возможно только при выступлениях крупных мастеров сцены. Если в КП сочетается серьезный классический и эстрадный материал, то серьезный материал лучше показывать раньше эстрадного, хотя не исключена возможность их смелого чередования.

4) Четкость перехода от номера к номеру, к-рая заключается в умении чередовать массовые и сольные номера, предусмотреть время для выхода хоровых и оркестровых коллективов, смены деталей оформления;

5) Избегать затянутости каждого номера в отдельности и всей КП в целом;

6) Подготовка восприятия зрителя. Она может быть осуществлена через афишу или объявление ведущего в начале концерта;

7) Не «усиливать» и не «укреплять» КП после ее утверждения, ибо любые изменения в ней ведут к нарушению художественной целостности концерта.

8) Главной заботой составителя КП является целенаправленность представления,

его художественный образ.

Как ни хороши отдельные номера сами по себе отдельные номера - не объединенные сквозной мыслью, общим идейным замыслом, они не составят органического идейно-художественного сплава, именно то, что характеризует эстрадный концерт как подлинное явление иск-ва .

КРИТЕРИИ СОСТАВЛЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРОГРАММЫ - признаки, на основании к-рых определяется порядок концертных выступлений и номеров.

К ним относят :

· популярность жанра (от менее популярного - к более популярному),

· сложность номера (от более сложного для восприятия - до более легкого),

· мастерство исполнителя (от слабого к более профессиональному) и его популярность (от непопулярного к популярному),

· количество исполнителей (сольный номер - групповой - массовый),

· зрелищность номера (от незрелищного - к зрелищному),

· разнообразие номеров (по количеству исполнителей и жанрам).

Задача составителя программы концерта сделать так, чтобы произведения, восприятие к-рых вызывает наиболее бурную реакцию исполнялись ближе к концу программы.

Поэтому даже в монографических концертах (посвященных одному автору - композитору, писателю, поэту), стоит жертвовать хронологией ради настроения публики.



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 838;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.