Основы инсценирования литературного материала.
Рассматривая художественный литературный материал как вид искусства, необходимо понять и осмыслить последнее как новую эмоционально-образную реальность. В этой связи литература представляет собой запись смещения действительности под воздействием силы, явленной в качестве энергии чувств. Сила и символ - вот два понятия, лежащие в основании литературы как вида искусства
Литературный материал представляет собой документальный объект внимания сценариста, удовлетворяющий условиям, необходимым для его перевода на язык драматургии. В свою очередь, драматургически преобразованный литературный материал может явиться художественной основой или фрагментом театрализованного прздник, обряда, либо послужить сценарием театрализованного представления или концерта в целом.
Выбор литературного материала диктуется темой театрализованного действа и художественными достоинствами литературного произведения, способствующими наиболее полному и глубокому эмоциональному воздействию на аудиторию.
Таким образом, сценаристу предстоит проделать достаточно большую творческую работу по инсценированию избранного литературного материала.
Он в этом случае объединяет в себе две ипостаси:
1) одновременно является приемником, который воспринимает эстетическую и смысловую информацию, заключенную в литературном материале;
2) и ее ретранслятором на будущую аудиторию.
Для преобразования литературного материала в драматургическую форму необходимо прежде всего провести его углубленный анализ.
1. Определить и сформулировать тему произведения, отвечающую на вопрос "о чем рассказывает или говорит автор в данном литературном произведении?" Формулируя тему, сценарист тем самым формулирует проблему, стоящую перед автором произведения.
2. Определить и сформулировать идею произведения, отвечающей на вопрос "что хотел сказать автор, поднимая и воплощая в художественный образ ту или иную проблему?"
Задача сценариста - проникнуться теми чувствами и мыслями, которые владели автором при создании литературного произведения, и обозначить их для себя конкретно и полно.
3. Определить жанр произведения, который соответствует определенной тональности и настроению произведения в целом.
4. Определить драматургичность произведения.
Литературный материал должен быть драматургичен, т.е. в нем должны быть две составляющие - ситуация и конфликт, при этом событие подразумевается и может быть домыслено.
5. Приступает к непосредственной его драматургизации.
В процессе драматургизации (инсценирования) используется сюжет произведения как структурная основа и последовательность событий, реализуемых в порядок следования эпизодов, драматургических модулей и определяющих архитектонику сценария.
Фабула как развитие и раскрытие событий сюжета находит свое выражение в композиции сценария, обусловливающей развитие конфликта до его разрешения, т.е. события.
При этом вся описательно-повествовательная сторона произведения опускается либо дается в ремарках.
Сохраняется лишь прямая речь в диалогах и монологах действующих лиц в необходимых сценаристу пределах.
Следует различать инсценировку того или иного литературного произведения и сценарий, созданный по мотивам литературного произведения.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 734;