ОФОРМЛЕНИЕ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ (КОНЦЕРТЕ). РАБОТА С ХУДОЖНИКОМ
Принципы оформления эстрадных представлений диктуются особыми условиями выступления артистов эстрады. Оно должно быть портативным, транспортабельным, способным в любых условиях легко и быстро устанавливаться, и в то же время сохранять художественную цельность и выразительность представления.
В оформлении эстрадных представления, прежде всего, должна быть использована точная деталь. Вообще, деталь, помимо всего прочего, имеет необыкновенную способность: дополненная фантазией зрителя, она в состоянии передать место действия и атмосферу происходящих на сцене событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация. Сегодня одна березка, сделанная просто и выразительно, может сказать зрителю гораздо больше, чем выгороженная на сцене целая березовая роща.
Современный сценический язык режиссера и художника и на театре избегает декораций, оформления, использует для обозначения места действия и создания верной сценической атмосферы деталь.
Такой принцип решения оформления в эстрадном представлении позволяет режиссеру «открытым способом», на глазах у зрителей менять место действия и способствует быстрой смене эпизодов и номеров. Именно такой подход к оформлению в эстрадном (концерте) делает творчество режиссера и художника изобретательным, оригинальным и неповторимым.
Естественно, что в этом случае огромное значение имеют фантазия, зоркость взгляда самих режиссера и художника, их договоренность; желание облечь представление в яркую художественную зримую форму; стремление помочь деталью раскрыть мысль и идею представления, а не просто обозначить место действия; создать определенный сценический зрительный образ.
Отбор деталей оформления диктуется теми же «условиями игры», свойственными эстраде: условностью, лаконичностью, выразительностью.
НАПРИМЕР, в одной из программ все оформление заключалось в очерченном лентой контуре Эльбруса на «горизонте»; или в городе Северодвинске Архангельской области сцена была превращена в палубу парохода частью лееров, протянувшихся вдоль сцены, на которых висел спасательный круг с надписью «Северянка».
В эстрадном концерте «Красноярские озорницы» в Саратовской области оформление создавалось комбинацией разноцветных кубов. А в эстрадном представлении Каневского района Краснодарского края. Режиссер И. Доронин так выстроил актеров на сцене, построил такую мизансцену, которая говорила зрителю, что участники забрались в кузов грузовой машины и она (машина) поехала. Более того, выстроенное режиссером точное действие заставило зрителей «увидеть», как машина тронулась с места, останавливалась, как трясло ее на ухабах и т. д. Никто из зрителей не был в обиде на режиссера и художника. Наоборот, они с благодарностью воспринимали эту, выраженную условным языком поездку еще и потому, что все участники представления делали это с огромной верой, озорством. Такая «договоренность» режиссера и исполнителей со зрителем, такая «игра в машину» принесла представлению гораздо больше успеха, чем, если бы они пользовались всамделишной машиной.
На сцене нет ничего интереснее, доходчивее, заразительнее, чем актерское исполнение, которому подвластно все.
Если в большинстве театральных спектаклей оформление, создавая зрительный образ спектакля, является элементом «обстановочным», то в эстрадном творчестве оно становится активно действующим. Из элементов, деталей оформления на сцене должно появляться только то, что может быть максимально обыграно. Такое же отношение должно быть у режиссера и художника к реквизиту.
В эстрадном творчестве часто используется прием «одушевления вещей», когда актёры играют роли: «брака», «сорняков», «штурмовщины», создаются «живые диаграммы» с использованием для этого разницы в росте участников.
Весьма выразителен и эффективен в эстрадных представлениях прием так называемой «театрализации вещей» — сценического обыгрывания предметов, в котором они приобретают новое свойство.
НАПРИМЕР, протаскивая бюрократов и волокитчиков, можно на сцене играть мячом, который как бы превращается в «вопрос», перебрасываемый от одного к другому. Можно устроить показ «исторических предметов», объявив самую обыкновенную самоварную трубу «исторической», так как в нее «пролетела смета клуба».
Можно преподносить со сцены подарки «со смыслом». Скажем, огромные очки — ревизору, чтобы он лучше видел или бутафорский стетоскоп , чтобы он ставил «диагноз» той или другой «болезни»; фонарь, чтобы высвечивать недостатки и т. д. Короче говоря, режиссер, если ему нужно, может использовать любой предмет, который так или иначе (лучше всего ассоциативно) поможет наглядно выразить желаемую мысль. К тому же такие приемы предоставляют огромное поле деятельности для выражения режиссерской фантазии.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 610;