Империи во второй половине XIX в.
Во второй половине XIX в. территория России, увеличившаяся за счет присоединения Кавказа, Средней Азии и части Приморья, составила 22,2 млн. кв. км (около 17% суши). Большей площадью тогда обладала только Британская империя (32 млн. кв. км).
По данным первой Всероссийской переписи, состоявшейся в 1897 г., население Империи приближалось к 130 млн. человек (128, 9 млн.). Напомним, что в 1851 г. (без учета Польши, Закавказья и Финляндии) в России проживало 57 млн. человек. Таким образом, за вторую половину XIX в. население Российской империи увеличилось в 2,3 раза. Однако средняя плотность населения оставалась по-прежнему невысокой (около 6 чел. на 1 кв. км).
Любопытные изменения произошли в этнической структуре Российского общества. Удельный вес русских (44,31%), украинцев (17,81%) и белорусов (4,68%) заметно уменьшился в сравнении с концом XVIII – первой половиной XIX вв. Если в середине XIX в. восточные славяне составляли около 78% населения, то в конце XIX в. – уже 66,8%.
Большой плотностью населения и этническим разнообразием отличались западные губернии империи. Самыми многочисленными народами здесь были поляки (6,3%), а также евреи (4,03%). Прибалтийские этносы (латыши, литовцы, эстонцы, финны) составляли в совокупности 3,37% населения Российской империи. Их ненамного опережали (3,53%) народы Закавказья (грузины, армяне, азербайджанцы, абхазы) и Средней Азии (5,69% – казахи, киргизы, узбеки. таджики, туркмены). Практически в два раза, в сравнении с серединой XIX в., сократилась доля народов Среднего Поволжья (татар, марийцев, мордвы, чувашей) и составила теперь 2,5%. Население Северного Кавказа (чеченцы, ингуши, осетины, черкесы и др.) насчитывало всего 1,05% от общероссийского, а коренные народы Сибири (ханты, манси, буряты, якуты, эвенки, чукчи) и того меньше – 0,62%.
Конфессиональный состав Российской империи принципиально не изменился по сравнению с первой половиной XIX в. Единственным фактом, достойным упоминания, можно считать увеличение количества мусульман за счет присоединения Северного Кавказа и Средней Азии.
Польское восстание 1863–1864 гг.
Подавление Польского восстания 1830–1831 гг. и введение «Органического статута» не разрешили польский вопрос, но временно перевели противостояние в скрытую форму. Находящиеся под мощным прессом николаевского режима, поляки не имели возможности возобновить национально-освободительную борьбу. В конце 1850-х гг. в Польше начинается активизация патриотического движения, что было связано, в первую очередь, с началом «оттепели» в самой России. Александр II даровал амнистию участникам восстания 1830–1831 гг., восстановил Варшавский университет, сделал начальником Гражданского управления поляка – маркиза А. Велепольского, известного своими либеральными взглядами. Царь делал это, рассчитывая, что поляки ответят на его благосклонность своей лояльностью, но он серьезно заблуждался.
В феврале 1861 г. в Варшаве прошла крупная антиправительственная демонстрация. Манифестанты требовали восстановления польской государственности в границах 1772 г. Демонстрацию разогнали, многих зачинщиков арестовали, в Польше ввели военное положение, однако, это не изменило ситуацию. Напряженность продолжала нарастать.
В конце 1850 – начале1860-х гг. в Польше возникло несколько легальных патриотических обществ: «Литературное общество», «Сельскохозяйственное общество», члены которых готовили планы вооруженного восстания. Осенью 1861 г. создан Центральный национальный комитет (ЦНК). В него вошли последовательные сторонники активизации борьбы за независимость: Я. Домбровский, С. Сераковский, В. Врублевский, С. Бобровский, З. Подлевский и др.
Польское национально-освободительное движение начала 1860-х гг. не было однородным. В нем сформировалось два параллельных направления.
«Красные» – это, в первую очередь, Центральный национальный комитет, выступавший с радикальной программой бескомпромиссной борьбы против царизма. Планы «красных» не ограничивались восстановлением польской государственности. ЦНК также намеревался передать крестьянам всю обрабатываемую ими помещичью землю и отменить сословное деление.
«Белые» – это выходцы из богатой шляхты (А. Замойский, В. Велепольский и др.). Они выступали с гораздо более умеренными требованиями: восстановление автономии Польши (Конституция 1815 г.) и присоединение к ней Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы.
В июне 1862 г. в Варшаве было совершено покушение на царского наместника – великого князя Константина Николаевича. В ответ правительство произвело несколько образцово-показательных экзекуций.
В январе 1863 г. в Польше объявили рекрутский набор, причем не по жребию, а по заранее составленным спискам, в которые внесли имена предполагаемых заговорщиков. В ночь с 22 на 23 января Центральный национальный комитет объявил о начале восстания. Был издан манифест. По его условиям крестьяне получали в собственность наделы, а помещикам была обещана государственная компенсация. Весной 1863 г. в ЦНК вошли представители «белых», таким образом, сформировалось Национальное правительство. Апогей восстания пришелся на лето 1863 г. Движение охватывало все большую территорию (Западная Белоруссия, Западная Украина, Литва). Несмотря на это, повстанцы не смогли создать боеспособную армию, действовали стихийно и терпели поражения, что привело в итоге к разногласиям в Национальном правительстве. «Белые» вышли из его состава в начале осени 1863 г.
Император поначалу не предпринимал активных действий в отношении сепаратистов, так как опасался вмешательства в конфликт западных держав, в первую очередь, Франции. Осенью 1863 г. Александр II уже уверился в том, что Европа за Польшу не вступится. Он даже заручился поддержкой Пруссии (канцлер О. фон Бисмарк), позволившей русским войскам преследовать отступающих мятежников на своей территории. К тому времени новый наместник в Варшаве граф Ф.Ф. Берг и виленский генерал-губернатор М.Н. Муравьев были уже готовы начать подавление бунта. Избранный диктатором восстания, Р. Траугутта планировал создать «посполитое рушенье» (народное ополчение), но не успел. Видя бесперспективность борьбы, многие крестьяне, горожане и шляхтичи расходились по домам. К маю 1864 г. Н.М. Муравьев закончил свою миссию. Около 20 тыс. поляков погибло, 15 тыс. было взято в плен, 400 человек казнено. За прекрасно проведенную операцию Муравьев получил от императора графский титул, а от поляков прозвище «Вешатель».
Ф.Ф. Берг в соответствии с разработанным в Петербурге планом установил в Польше жесткую военную диктатуру и начал политику русификации. Впрочем, это не помешало Александру II провести ряд реформ, резко облегчивших положение польских крестьян.
Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 1586;