III. Рост сепаратизма и упадок Империи к середине XVIII в. Английское колониальное завоевание
Зарубежные и отечественные исследователи связывают упадок империи Великих Моголов с правлением султана Аурангзеба (1658-1707). После 1680 г. он проводил политику «кровожадной подозрительности и религиозной нетерпимости»[102]. Ответом на этот «вызов» султана стала индуистская реакция, возникшая еще в ереси сикхов, в войнах маратхов и т.д. Страна, объединяющая две религии, две цивилизации – мусульманскую и индуистскую, раскололась надвое. Именно этот раскол открыл путь английскому завоеванию. Начавшийся процесс колонизации усугубляет сложившуюся ситуацию, ибо ухудшается положение всех слоев индийского общества. Чрезмерное увеличение прямых и косвенных налогов, рост произвола местных князей привели к ряду народных восстаний. Эти движения носили антимогольский характер и являлись важным свидетельством ослабления державы Великих Моголов.
Однако первые признаки цивилизационного раскола появились намного раньше. В северо-западной Индии, в Панджабе еще в XV в. возникла индусская секта сикхов. Слово «сикх» означало «ученик». Часто представители секты носили фамилию «сингх», что означало «лев». Основатель секты учитель (гуру) Нанак (1469-1539) создал оригинальное учение сикхизм, отличающееся как от индуизма, так и от ислама. Нужно помнить, что Панджаб находился на стыке двух культурно-религиозных зон. Основными постулатами сикхизма были: положение о всеобщем равенстве людей независимо от их веры и касты; ориентация на земную жизнь и деятельность; утверждение о том, что женщины не ниже мужчин. Гуру Нанак писал, что люди достойны лучшей жизни и должны бороться за рай на земле. Так как на Панджаб совершали набеги афганцы и иранцы, сикхи создали свою армию. Она называлась хальсы, то есть «армия чистых». Посвящение в это воинство напоминало священный обряд, во время которого гуру размешивал в сосуде с водой тростниковый сахар и давал его испить тем, кто хотел вступить в армию. Члены секты давали ряд обетов. Например: истинный сикх не должен стричь волосы, сбривать усы и бороды; всегда носить в волосах особый гребень; на правой руке у сикха был ритуальный браслет; у пояса – кинжал; под тканью, драпирующей бедра, сикхи-воины носили короткие кожаные штаны. Все эти слова на языке сикхов панджаби начинались с буквы «К». Отсюда и положение о том, что сикх должен неукоснительно следовать правилам «5-ти Ка»[103].
Религиозный вождь сикхов Говинд (1675-1708) запретил сикхам курить, прикасаться к мусульманкам. Именно он возглавил самое мощное восстание против властей и впервые выдвинул лозунг создания независимого государства Халистан.
Вторым крупным движение стало восстание военно-земледельческой касты джатов, живущей к югу от Дели. В 60-е годы XVIII в. джаты распространили свою власть на часть северной Индии, их восстание было созвучно восстанию сикхов.
Третьим крупнейшим движением, охватившим центральные районы Индии, стало восстание маратхов. В 1630-1680 гг. здесь жил и воевал «индийский Робин Гуд» Шиваджи. Социальные лозунги маратхов сочетались, как и у сикхов, с идеей создания независимого от Дели индийского государства. Освободительная борьба маратхов длилась с середины XVII до начала XVIII столетия. Маратхам удалось создать самостоятельное государство в центре Индии в Махараштре. В первой трети XVIII в. границы государства маратхов простирались от Бенгалии на востоке до Гуджарата в центре Индии. Это означало начало конца Империи – колосса на глиняных ногах.
В начале XVIII в. на территории султаната Великих Моголов существовало несколько крупных независимых княжеств: Панджаб, Маратхское государство, Бенгалия, Ауд, Хайдарабад. Кроме них, было несколько десятков мелких независимых княжеств. Владения Моголов ограничились лишь городом Дели и его округой. Слабостью Индии воспользовались афганцы. Ахмед-шах Дуррани захватил северную часть Индии и подчинил Великих Моголов. До 1761 г. ему сопротивлялись только маратхи, затем и они потерпели поражение. Однако завоевать Индию оказалось значительно легче, чем сохранить завоеванные земли. Ахмет-шах не смог объединить страну и вскоре был вынужден вернуться в Афганистан. Не смогли объединить Индию и маратхи. Междоусобные войны ослабили молодое государство маратхов, обрекли страну на неудачи в дальнейшем.
Во второй половине XVIII в. Индию охватил глубокий экономический и политический кризис, что создавало благоприятную обстановку для вторжения англичан. Карл Маркс писал: «Каким образом установилось английское владычество в Индии? Верховная власть великого Могола была сломлена маратхами. Могущество маратхов было сломлено афганцами. И пока все воевали против всех, нагрянул британец и сумел покорить их всех»[104].
Английское колониальное завоевание и борьба индийских государств за сохранение независимости продолжались почти сто лет. Как же англичанам удалось устранить своих европейских конкурентов?
Во времена Великих географических открытий в Индии соперничали португальцы, французы и англичане. Португалия в конце XVI в. уступила свои преимущества сначала голландцам, а затем англичанам. В 1600 г. для торговли с Индией была основана английская Ост-Индская компания. Нидерландская Ост-Индская компания создана только в 1662 г. Первые французские купцы появились в Индии в 1664 г. В XVIII в. самыми мощными были английская и французская компании, между ними шла борьба за фактории на побережье Индостана. Тарле Е.В. считает, что соперничество двух держав за Индию прошло два этапа.
Первый этап англо-французской борьбы в Индии был связан с войной за австрийское наследство (1740-1748) и Семилетней войной (1756-1763).
Второй (и последний) этап борьбы двух держав за Индию связан с англо-французской войной (1777-1783). Она шла в Европе и североамериканских колониях.
Обе державы имели сильные и слабые стороны в индийской политике. Но перевес был на стороне англичан. Английская экономика развивалась быстрее французской; для английского государства борьба за заморские владения играла большую роль, чем для французов (для них важнее были Эльзас и Лотарингия); англичане обладали самым мощным торговым флотом в Европе; у Англии было больше опорных пунктов в Индии, чем у Франции[105].
Положение осложнилось в 1763 г. Согласно Парижскому мирному договору Франция могла иметь только пять опорных пунктов на территории Индостана. Она отказалась от Бенгалии и потеряла обширные владения на юге Индии. «События Семилетней войны, – писал Маркс, превратили Ост-Индскую компанию из торговой державы в территориальную. Именно тогда было заложено основание нынешней Британской империи на Востоке»[106].
Первой добычей английской Ост-Индской компании стала Бенгалия. В середине XVIII в. правителем (навабом) Бенгалии был Сирадж-уд-Дауле. Внутренние распри привели к тому, что один из приближенных бенгальского правителя бежал к англичанам с жалобой на незаконно захваченный трон. Войска Компании под командованием Роберта Клайва насчитывали около 3000 солдат: из них 2200 сипаев, т.е. наемников – индийцев. Только 800 человек в армии английского авантюриста были англичанами. Наместник Бенгалии выставил против Клайва 18 тысяч всадников, в их числе были боевые слоны, и 50 тысяч пехоты (по другим данным – 35 тысяч). Решающая битва произошла 23 июня 1757 г. при Плесси. День этой битвы считается англичанами днем основания Британской империи в Индии. Победив при Плесси, англичане посадили на бенгальский престол сначала одного своего ставленника, затем другого. Вторым стал энергичный Мир Касим. Он надеялся самостоятельно править страной и избавиться от «опеки» англичан. Чтобы освободиться от зависимости, Мир Касим привлек на свою сторону наместника Ауда, а также Великого Могола султана Шах Алама II. Однако этот союз просуществовал недолго, в 1764 г. бенгальцы потерпели поражение от того же Клайва. После разгрома Мир Касима, Клайв сам стал губернатором Бенгалии (1757-1760), а Калькутта – его резиденцией. Во время своего второго губернаторства (1765-1767) Клайв юридически оформил вассальную зависимость Ауда от Компании и получил от Шаха Алама фирман (указ), даровавший Компании право дивани или финансового управления Индией. В 1767 г. губернатор Бенгалии покинул Индию. Через несколько лет в комиссии палаты общин разбирался вопрос о награбленных Клайвом богатствах. Клайв не признал себя виновным, нагло заявив, что он вообще удивляется собственной скромности, ибо он не присвоил всей казны наваба Бенгалии. Комиссия оправдала его на том основании, что «лорд Клайв оказал великие и достойные услуги Англии»[107].
После захвата Бенгалии главными противниками англичан были маратхское государство и княжество Майсур. Ост-Индская компания сталкивала между собой эти княжества и в результате смогла добиться победы над обеими. С Майсуром Компания вела четыре войны. В конце XVIII в. князем Майсура стал бывший офицер Хайдар Али. Он создал боеспособную армию, обученную французскими инструкторами.
Первая война (1767-1769) закончилась победой Майсура. Англичане вынуждены были отступить. По мирному договору, подписанному у ворот Мадраса, обе стороны взаимно возвращали завоеванные территории и обещали помогать друг другу «в случае нападения врага на одну из сторон». Вскоре Майсур вступил в войну с маратхами. Англичане не собирались помогать Хайдару Али. Карл Маркс в «Хронологических выписках по истории Индии» писал: «Хайдар Али и его сын Типу Султан поклялись на Коране хранить вечную ненависть к англичанам и уничтожить их»[108].
Вторая англо-майсурская война (1780-1784)длилась более четырех лет. В 1784 г. был заключен договор, по которому стороны возвращали завоеванные земли и пленных. Несмотря на то, что и во второй войне Майсур отстоял свою независимость, внутреннее положение государства было неустойчивым: его раздирали внутренние противоречия. Типу Султан вынужден был бросить все свои силы на подавление восстаний. Не имея опоры в своем государстве, он обращался за помощью к турецкому султану, и даже к Франции. Но его просьбы не были услышаны.
Третья война между Компанией и Майсуром (1790-1792)длилась более двух лет, в ней англичане заручились поддержкой маратхов. Соединенные силы противника в составе 60 тысяч человек осадили столицу Майсура город Серингапатам. Типу Султан заперся в городе, но снять осаду майсурцы не смогли. Типу был вынужден пойти на заключение мирного договора. По миру 1792 г. Майсур уступил англичанам половину своей территории и обязан был выплатить контрибуцию в размере 33 млн рупий.
Следует заметить, что в эти годы Ост-Индская компания еще не стремилась полностью уничтожить маленькое княжество. Напротив, решено было его оставить как независимое государство в противовес маратхам. Не случайно, в одном из английских донесений подчеркивалось: «Мы, наконец, удачно закончили нашу индийскую войну, получив все те выгоды, на которые разумные люди могли рассчитывать. Мы сломили нашего врага, не усилив при этом своих друзей»[109]. Свободолюбивый Типу Султан вновь призвал на помощь французов, и хотя они ему не помогли, это послужило поводом для четвертой войны 1798-1799.Последняя война закончилась полной победой англичан. Борьба Майсура против Ост-Индской компании – самые героические страницы в истории индийского сопротивления. Майсур вплоть до своего падения (1799) был центром антиколониального движения. После завоевания англичанами Майсура сопротивление индийцев шло по затухающей линии. В 1805 г. бывший правитель Дели стал пенсионером Компании. Завершился первый этап завоевания Индии.
На втором этапе, к 1818 г. были завоеваны маратхи. Оставался только Панджаб, но его покорение было отложено на 30 лет. К 1849 г. завершились англо-сикхские войны, произошла аннексия Панджаба. Завоевание Индии было завершено. Однако генерал-губернатор Дальхузи (1848-1856) на этом не остановился. Им была провозглашена «доктрина выморочных владений», по которой земли умерших индийских князей, не имевших прямых наследников по мужской линии, становились владениями Компании.
Какова же политика колониальных властей в Индии XVIII-XIX вв.?
С завоеванием Индии Компания стала рассматривать страну как источник для выкачивания богатств. Первоначально главным источником дохода была военная добыча. Однако этот источник быстро иссяк. Но! Ост-Индская компания формально не являлась метрополией Индии. Она владела фирманом на сбор налогов во всей страны. Этот фирман Компания получала у Великого Могола – фактического пенсионера Компании[110]. Вторым и основным источником доходов стал земельный доход с крестьянства, который и собирала Ост-Индская компания.
Как же взимался земельный налог? Английские власти провели эксперимент и учредили три разные земельные системы.
1. В 1793 г. в Бенгалии был принят закон о постоянном заминдари. По этому закону основными налогоплательщиками и собственниками земли считались крупные землевладельцы – заминдары. Заминдары, собиравшие с крестьян налог-ренту, провозглашались владельцами земли на «вечные времена». По закону налог должен быть фиксированным и составлять 9/10 налога, собранного в 1790 г. В случае недоимки имение заминдара продавалось с молотка. Таким образом, заминдар становился посредником между англичанами и крестьянами – опорой колониального режима. По закону Корнуоллиса и Пита индийские крестьяне были практически лишены земли.
2. В конце XVIII в. на землях Майсура была введена система райятвари. В дальнейшем эта система была принята и в Мадрасе. По этой системе землевладельцами и основными налогоплательщиками были не «помещики»-заминдары, а зажиточные крестьяне, полноправные общинники – мирасдары. Система райятвари предполагала, что крестьяне становились собственниками земли, а по существу бессрочными арендаторами. Этот налог не был фиксирован и зависел от собранного урожая.
3. В районах Центральной и Северной Индии была введена система махалвари или маузавар. Здесь основными владельцами земли и основными налогоплательщиками выступали не отдельные лица, а община в целом. Она была посредником между крестьянами и сборщиками налогов, представителями Ост-Индской компании. Конечно, налог делился на каждого общинника. Если же общинник нарушал срок уплаты налога, его земля продавалась.
Аппарат колониальной администрации в Индии был громоздким. По существу Компания использовала свой старый торговый аппарат для управления колонией. Но это на практике. Как уже отмечалось выше, теоретически Компания обладала только правом собирать земельный налог со всей Индии, получая фирман от Великих Моголов. И хотя Моголы в действительности были марионетками в руках Компании, юридически они не были лишены верховной власти.
Как же англичане управляли индийскими провинциями? Органы управления находились как в Индии, так и в Англии. В Англии во главе Компании стоял Совет директоров, он избирался собранием акционеров. Совет директоров состоял из комиссий, которые занимались узким кругом вверенных им вопросов. Каждая комиссия посылала свои распоряжения в Индию, где были созданы три административных округа: Бенгальское, Бомбейское и Мадрасское президентство. Во главе каждого из них стоял губернатор (Бенгалией управлял генерал-губернатор). При каждом губернаторе действовал Совет, куда входили только англичане – члены Компании. Для защиты интересов Компании в каждом административном округе были созданы колониальные армии. Офицерский состав был укомплектован англичанами, рядовыми были сипаи, то есть наемники-индийцы.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2424;