Основные состояния современной городской среды: производственная, деловая, жилая, рекреационная.
Функциональное зонирование территории города – первая черта современной городской среды. К началу 20-го века феномен города оказался перед лицом тяжелейшего кризиса. Промышленных предприятий становилось все больше, а сами они укрупнялись. Трамвайные сети оплели старые улицы, пригородные железнодорожные линии строились одна за другой. И все, кто мог себе это позволить, бросились вон из гремящего, лязгающего, окутанного дымами и паром города. Возникло желание немедленно противопоставить неразумной, иррациональной, жадной суете образ ясности, четкости и порядка.
В 1933 году, собравшись на конгресс, группа архитекторов-авангардистов выработала 111 пунктов организации и упорядочения города, получившие название «Афинской хартии», которые сыграли огромную роль в судьбе множества городов мира.
В «Афинской хартии» наиболее важными были два положения. В одном говорилось, что «свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок» должен рассматриваться как единственно целесообразный тип жилища. В другом пункте заявлялось, что основой градостроительства должен быть принцип жесткого функционального зонирования городской территории: отдельно труд, отдельно быт (жилище) и отдельно отдых.
Несмотря на механистичность и элементарность такой схемы, в первой половине 20-го века градостроительных вариантов организации средовых комплексов было множество. Их авторы расходились между собой в деталях, но никто не подвергал сомнению достаточность схемы, согласно которой решение проблемы организации города можно свести к наилучшему взаимодействию между обособленными зонами труда быта и отдыха.
«Упорядочить - значит разделить», такова формула современного градостроительства. С разделения труда начиналась человеческая культура. С упорядоченного разделения людей относительно производства начиналась цивилизация, которая означает именно городскую форму культуры и городское поселение сразу же предстает перед нами как единое в своей расчлененности целое.
Об этом свидетельствует современное определение архитектуры как искусства проектирования и строительства зданий и сооружений, создающих материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические и эстетические начала (польза-прочность-красота). Функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру; строительная техника – техническую возможность, экономическую целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения.
Второй характерной чертой современной городской среды является стандарт.
Хотя стандарт не относится к ее новейшим изобретениям. Ведь стандартной была структура древнегреческого города и городского дома: глухая стена с калиткой в ней, маленький внутренний дворик, на который открыты все помещения. Стандартна и структура западноевропейского средневекового дома: три или пять окон по фасаду, лавка на первом этаже, два жилых этажа, высокий чердак, занятый обычно складом. Стандартная структура крестьянского жилища, да и городского мещанского дома – на Руси их издавна покупали на рынке готовыми, разбирали по бревну, перевозили и собирали вновь.
Вначале архитектор был несколько ошеломлен гигантским объемом строительной программы и слишком углублен в новые для себя задачи развития домостроительной промышленности: новые конструкции, новая технология, новые правила расчетов. Когда первое ошеломление прошло, обнаружилось, что новая строительная технология зажала мысль архитектора, а к концу 70-х годов 20-го века роль главного архитектора города фактически стал играть домостроительный комбинат.
Его высочество транспорт – третья особенность современного города.
Начавшись невинно с сотни-двух извозчиков, городской транспорт за каких-то полтораста лет вырос настолько, что взломал все привычные представления на организацию средовых комплексов. Улицы превратились в дороги, а инженеры-дорожники стали требовать увеличения их ширины; площади преобразовались в транспортные «развязки», отжав пешеходов к стенам окружающих зданий. Причем всякая техническая система, предоставленная надолго самой себе, все увеличивает размах, оперируя техническими аргументами, убедительно звучащими расчетами.
Никто, разумеется, не собирается принижать роль транспорта в современном городе, но теперь уже город требует от транспортника поиска нестандартных решений. Там, где затронуты сугубо человеческие ценности, ценности культуры, логика экстраполирующего расчета перестает действовать.
Всякий город рождается дважды. Первый раз – как пешеходное поселение, занявшее удачную позицию на перекрестке водных и сухопутных путей. Второй раз – как промышленный и информационный центр обширного района, узел разветвленной сети транспортных магистралей. Второе рождение города – его преобразование в крупную расселенческую систему, связанную в единое целое посредством транспорта. Рождаясь из территориального роста города, транспорт подталкивает дальнейший его рост – маятник начинает раскачиваться все сильнее. Теряя былую однородность и ясность, город становится все менее удобным для жизни.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 315;