Город как система пространственно-средовых комплексов: уровни организации городских пространств (образ города – градостроительная форма - композиция города).
Образ города.
Все воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению и связанным с ним цепочками событий. У всякого горожанина есть свои ассоциации связанные с какой-либо частью города, и этот персональный образ пронизан воспоминаниями и значениями. В опознании и упорядочении восприятия окружения участвует множество ощущений: визуальные ощущения цвета и формы, равно как чувства осязания и обоняния, слух, возможно восприятие электрических и магнитных полей. Характер организации этих ощущений имеет фундаментальное значение для формирования образа своего окружения.
Образ обладает для человека и практической, и эмоциональной важностью. Ясность образа окружения позволяет быстро и легко перемещаться в средовом пространстве. Но упорядоченное окружение содержит в себе и нечто большее: оно может служить широчайшей системой отнесения, организующей деятельность, представления или знания. Оно способно служить подосновой для знаков коммуникации внутри городского сообщества, для коллективной памяти.
В противовес беспокойству, вызываемому утерей ориентации, добротный образ окружения дает важное чувство эмоционального комфорта и помогает установить гармоничные отношения между личностью и внешним миром. Потенциально город сам по себе – символ сложности организации общества, и, если зрительно он хорошо организован, этот символ приобретает сильную выразительность.
Образ города возникает в результате обратной связи между наблюдателем и его окружением. Окружение предлагает членения и зависимости, а наблюдатель, исходя из своих собственных нужд и потребностей, отбирает, организует и наделяет значениями то, что он видит. Связность образа может складываться разными путями. Однако, сколь бы ни различались способы упорядочения, сколь бы ни казалось бесконечным число потенциальных «ключей», с помощью которых можно расчленять видимый мир, большинство из них будет так или иначе соответствовать абстрактным типам элементов образа города: путь, ориентир, граница, узел, район.
При анализе образ городского окружения может быть разделен на четыре основных части:
- опознаваемость образа объекта, предполагающая различение его среди других;
- структуру образа, включающую в себя пространственную или формальную соотнесенность объекта с наблюдателем и другими объектами;
- значение образа, так как объект должен иметь какое-то практическое или эмоциональное значение для наблюдателя, где значение – тоже связь, но совсем иной природы, чем пространственная или формальная;
- открытость образа, т. е. способность вместить в себя изменения, дающие возможность продолжать исследование и организацию действительности.
Безусловно, что сравнительная важность этих критериев «хорошего» образа у разных людей различна: одни предпочитают экономную и надежную систему, другие – открытую и общепонятную. Тем не менее, мы теперь в состоянии организовывать и развивать образ нашего окружения как путем воздействия на внешнюю материальную форму, так и процессом самообучения в результате анализа существующих форм и их воздействия на горожан, что является краеугольным камнем архитектурной организации городских комплексов.
«Архитектура – по мнению М.Г. Бархина - не только выражает что-то уже свершившееся, но и сама активно организует жизнь, конструируя среду для развития новых элементов жизни, предвидя их, способствуя их росту, организуя искусственную среду всех сторон бытия человека». Куплун А.И. считает, что: «Архитектура оперирует пространством природы, создавая из него как материала образов образно выразительное архитектоническое пространство. …В архитектуре образ заложен в драматизме столкновения стихийного начала природы и творимого – самой архитектуры».
Совершенная градостроительная форма.
Американский архитектор и теоретик К. Линч предложил набор показателей качества соотношения между функцией и пространственной формой города. Он убежден, что: «Любая новая модель города должна соединять ценностные суждения с утверждениями относительно объективно присутствующих связей – обобщенных предпочтений (преемственность – связность - открытость). Отталкиваясь от этих позиций, предлагается следующий набор показателей:
1. Жизнепригодность – степень, до которой форма поселения поддерживает жизненные функции, потребности и способности человека. Это, прежде всего – мера, в которой градостроительная форма обеспечивает выживание его вида.
2. Осмысленность – степень, до которой горожане способны ясно воспринимать, мысленно расчленять и структурировать во времени и пространстве свое поселение. Это мера соответствия мысленной структуры ценностям и представлениям горожан, связности между окружением, нашими интеллектуальными и чувственными способностями и нашими же культурными конструкциями.
3. Соответствие – степень, до которой формы и емкость пространств, каналов коммуникации и оборудования поселения отвечают структуре и объему действий, в которые вовлечены жители.
4. Доступность - способность достичь других лиц, виды деятельности, ресурсы, обслуживание, информацию или определенные места с учетом количества и качества достижимых элементов.
5. Контролируемость – степень, в которой те, кто использует элементы городского окружения, могут контролировать функционирование этих элементов и доступ к ним, их создание, восстановление, изменение и поддержание.
6. Эффективность – цена создания и поддержания поселения на определенном уровне названных выше показателей качества среды.
7. Справедливость – способ, каким блага окружения и стоимость этих благ распределены между людьми.
Все показатели могут служить наиболее общими мерами качества средовых комплексов и требуют соотнесения с пространственными композиционными системами, чтобы реально помочь разработке проектных предложений по организации средовых комплексов.
Композиция города.
Слово «композиция» чаще всего применяется для произведений искусства. Для того, чтобы говорить о композиции города, необходимо уметь увидеть городскую среду как искусное произведение человеческого разума, воли и фантазии. Такое восприятие города как рукотворной формы не дано зрителю непосредственно, однако, постепенно узнавая город, проникаясь им, всякий внимательный к окружению человек складывает некоторый целостный образ из мозаики отдельных впечатлений. В композиции города как целого исчезают, не могут не исчезать детали, тогда как в обыденном восприятии именно детали запоминаются острее всего. В тех случаях, когда образ города, видимый архитекторами профессионально, и образ, формирующийся в сознании горожан, совпадают или почти совпадают, мы имеем дело с наиболее совершенными примерами градостроительной композиции.
Первый акт градостроительной композиции заключается в конструктивном осмыслении территории и ее особенностей. Необходима немалая работа интеллекта, чтобы «вписать» образ будущего города в ландшафт, сориентировать рисунок плана по странам света. Это было важно и с утилитарной точки зрения – в холодных странах стремились «уловить» побольше солнечного света, а в жарких – защититься от палящих солнечных лучей. Важно это было и по другим причинам - символическим. К примеру, у египтян город живых располагали на восточном берегу Нила, тогда как на западном отводилось место для города мертвых – некрополя.
Продумывая композицию будущего города, зодчие всегда были особенно внимательны к направлению господствующих ветров. Они следили, чтобы город был защищен от ветров с болотистых низин или от пыльных бурь, и, наоборот, чтобы в него попадали и насквозь продували морские и горные бризы.
Город не рассматривался только как место обитания. Он еще был своего рода моделью мироустройства, претворявшейся в двух основных композиционно-планировочных формах. Одна – круг, идеально воспроизводивший представление о Круге Земном, который, как были убеждены древние, со всех сторон окружен рекой Океан. Другая схема – квадрат, стороны которого строго соответствовали странам света, а их число – четырем стихиям: небу, земле, воде и огню.
За всю свою историю развитие композиции городского плана привело к двум основным структурам организации городских комплексов:
- композиционный принцип живописного построения городского плана;
- регулярный принцип построения градостроительной решетки.
Мы фактически исчерпали все композиционные приемы в градостроительном проектировании. В большинстве случаев архитектор отнюдь не свободен в начертании градостроительной композиции. Он, как правило, опирается на уже существующую структуру градостроительной формы, на такое соединение первичного, но уже переработанного ландшафта и строений, которое в целом может быть приравнено к природе. Поэтому современный градостроитель и в естественном и в рукотворном городском ландшафте опирается на принцип живописной композиции, как говорят профессионалы «по месту».
3.4. Планировочная организация основных структурно-планировочных элементов города.
Универсальные предметные формы образа города.
Результаты исследований позволяют выявить содержимое образов города, соотнесенное с предметными формами, и для удобства классифицировать последние как универсальные, это - пути, границы, районы, узлы и ориентиры.
1. Пути – это коммуникации, вдоль которых наблюдатель может передвигаться постоянно, периодически или только потенциально. Их роль играют улицы, тротуары, автомагистрали, каналы… Люди обозревают город, двигаясь по нему, относительно путей организуются остальные элементы среды.
2. Границы – края между двумя различными состояниями, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные насыпи, края жилых районов, стены… Для многих они служат существенными организующими признаками, особенно если являются трудно преодолимыми барьерами, подобно водному фронту или стене.
3. Районы – это части города, средние по величине и представляемые как двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит «изнутри». Они обладают общим распознавательным характером и большинство людей упорядочивают свой город по районам с большей или меньшей четкостью.
4. Узлы – это места или стратегические точки города, в которые наблюдатель может попасть, это фокусирующие пункты, к которым и от которых он движется… Узлы заключают в себе и место соединения, и место концентрации.
5. Ориентиры – это тоже точечные элементы, но наблюдатель не вступает в их пределы, и они остаются внешними по отношению к нему. Обычно это достаточно просто определяемые материальные объекты: здание, знак, фасад, витрина, гора. Одни ориентиры дистанционного типа, другие – локального, видимые только в ограниченных пределах и с определенных подходов.
Конечно, ни один из выделенных элементов не существует изолированно. Районы структурированы узлами, определены с помощью границ, пронизаны путями и усеяны ориентирами. Более того, элементы обычно накладываются один на другой или взаимопроникают. Если анализ начинается с раскладки данных по названным категориям, то он должен завершаться синтезом - их объединением в целостный образ»
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 409;