Композиционная организация городской среды: виды и средства архитектурной композиции.
Планировка и композиция.
Эти два понятия нерасторжимы и все же относятся к разным формам восприятия и реально существующего города, и его проектной модели. Говоря о планировочной организации, мы по преимуществу отталкиваемся от утилитарной функциональной конструкции взаиморасположения районов, связей между ними и их внутреннего устройства. Говоря о композиции, мы сосредотачиваем внимание на взаимосвязи художественных впечатлений, предопределяемых планировочной структурой.
При небольших размерах города обе формы его организации могут совпадать или почти совпадать. Чем крупнее город, тем понятнее, что лишь особенно значащие элементы его планировки оказываются, сопряжены в специально проработанную композицию.
Радиально-кольцевая композиция относится к числу «закрытых», теряя свое качество по мере увеличения радиуса. К примеру, источник композиционной рыхлости Москвы – трудность удержать в совершенно изменившихся условиях быстро росшего города композиционную схему, которая сохраняет свою главенствующую роль, только пока город удерживается в рамках некоторой критической величины.
Счастливее сложилась судьба композиционного «ключа» Санкт-Петербурга, который опирается на трехлучевую схему, разработанную римскими зодчими эпохи барокко и развитую в композиции Версаля. Русские зодчие 18-го века заложили устойчивую в развитии композиционную систему. «Открытость» линейной композиционной структуры весьма удачно проявлена в городе на Неве. С одной стороны, сохранился принцип самостоятельных планировочных структур разных частей города и главное – символический центр города не был разрушен. С другой стороны – древнее стремление вывести городские комплексы к морю и с севера, и с юга оказалось осуществлено. Значение старого символического центра еще возросло, ибо он теперь совпал и с геометрическим центром планировки города.
Силуэт города.
Композиция города имеет своим фундаментом планировочное решение, но проявляется, прежде всего, через организацию силуэта – своеобразную границу между «телом» города и беспредельностью неба.
Силуэт обладает для нас серьезным значением в силу особенностей организации человеческой психики. Горизонталь и вертикаль отнюдь не равнозначны в композиционной организации средовых систем. В жизни человека горизонталь – единственная поверхность, на которой можно перемещаться в любом направлении, не испытывая ощущения подъема или спуска. У горизонтальной плоскости нет избранного направления, тогда как движение взгляда по вертикали от исходной горизонтальной поверхности воспринимается очень остро. Направление по горизонтали образует особый привычный мир обыденных действий, а вертикаль ассоциируется с некоторым душевным усилием, с проявлением человеческой воли, является своего рода «вызовом Небу».
С незапамятных времен человек вторгался в небо вертикалью построек, которым придавал особое значение. Владыки Двуречья водружали дворцы и храмы на высокие платформы. Убывающими в размерах ступенями поднимались в небо пирамиды Азии, Африки и Америки. Вверх тянулись затем колокольни и шпили христианских храмов и соборов, минареты исламских мечетей и ярусы буддийских пагод. Тонким искусством организации силуэта отличались строители городов на Руси.
Объем построенного за прошлые века столь велик, «закон» индивидуального силуэта каждого старого города столь уже прочен, что остается лишь поддерживать его. Это естественно еще и потому, что силуэт – главное средство ориентации. Причем двойной ориентации – и в пространстве города, и в его историческом времени.
Лестница масштабов.
Созданные столетия назад идеально отвечающие размерности индивидуального человека, классические масштабные характеристики остаются наиболее привлекательными и поныне. Но классическая масштабность изменилась, включив два уровня: столичных центров и обычных композиционных ядер городов. Однако с середины 20-го века стройная шкала масштабов распалась благодаря двум обстоятельствам. С одной стороны, стремление застраховаться от тесноты транспортного потока, что повлекло за собой увеличение ширины улиц. С другой, – увеличение габаритов жилых зданий и соответственно дворовых пространств.
Сломав лестницу масштабов, мы утратили очень многое. Двор – «атом» общественного пространства города – настоятельно требует воссоздания, чтобы восстановить очень существенную границу между «нашим» и соседним. Улица – очевидное пространство движения людей, к которому тяготеют естественным образом все виды обслуживания. Площадь – очевидное место пребывания, связанное с уличной сетью. На подобной «лестнице» нет лишних ступеней, ибо именно они и являются организационными элементами композиционной структуры города.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 460;