Модели организации градостроительной формы: гипподамова модель Античности, звезда эпохи Возрождения, кружева барокко, лучевая схема Просвещения, линеарный город.
Образ времени. Присутствие прошлого.
А. Кларк в своем романе «Фонтаны рая» писал: «Люди, которые не знают, о чем мечтал человек в прошлом, едва ли могут иметь элементарнейшее представление о будущем».
Новое градоформирующее действие почти всегда в той или иной степени ограничено уже существующим планировочным рисунком, необходимо сделать видимым это влияние прошлого и органично вплести в новое проектное решение. Прошлое следует выбирать и менять, его следует творить в настоящем, чтобы облегчить сооружение будущего.
Город может играть роль средства обучения. Сохранение его среды всегда имело под собой не только педагогические и эстетические, но и политические мотивы: группы, обладающие властью, сохраняют яркие символы собственного престижа. Историческое окружение взаимодействует с другими мнемоническими инструментами – с книгами, устными рассказами, фильмами и т д.
Гипподамова модель.
Возвращение в прошлое нелегко, потому что большинство городов того времени уже не существуют. Можно предположить, что с глубокой древности города проектировались сознательно сообразно с требованиями их жителей, которые, не довольствуясь достигнутым, стремились к совершенству. Многочисленные колонии древней Греции ставят вопрос об идеальном устройстве городов, планы которых – это первые классические градостроительные планы, рожденные высокой культурой, сформировавшей идеал города как модели общественного устройства.
Об античном градостроителе Гипподаме Милетском упоминается в «Политике» Аристотеля, в которой он описывает структуру населения в зависимости от профессий, наиболее приемлемую его численность, выбор подходящей территории и способы его благоустройства. Греческие полисы – это своеобразные города-государства, поэтому Гипподам в 5-м в. до н. э. утверждал, что государство должно насчитывать 10 тыс. жителей и иметь три класса: ремесленников, земледельцев и военных. В соответствии с эти и территория делится на три части: священная, общественная и частная.
Он вводит шахматный прямоугольный план города, который в дальнейшем получил название «Гипподамовой системы». Согласно ей жилые кварталы нижнего города приобретают форму геометрически правильных, слегка вытянутых прямоугольников или квадратов, разделенных ровной сеткой улиц. Агоры и общественные постройки, как правило, не выбиваются из сетки, а просто заполняют одну или несколько ячеек регулярного плана. Они группируются вдоль одной или двух главных улиц, связывающих наиболее важные части города – главные въезды, гавань, акрополь, - образующих характерный крест, и увеличенную ширину. Гипподамова сетка естественно ложилась на сложный рельеф местности и, вписываясь в извилистую береговую линию, представляла собой лишь канву, пользуясь которой архитектор без всяких помех создает прихотливую, изысканную «вышивку».
Прямоугольный регулярный план был основной схемой, по которой строились римские военные лагеря, «идеальные» города Ренессанса, города эпохи классицизма, промышленные центры 19-го века и многие современные города.
Звездчатые модели Возрождения.
Эпоха Ренессанса или Возрождения характеризуется большим интересом к античному искусству. Тем не менее, общественные условия этого времени становятся предпосылкой возникновения новых архитектурных и градостроительных идей, выразителями которых были Л. Б. Альберти и А. Аверлино, называемый Филарете. Именно Филарете во второй половине 15-го века в своем трактате о вымышленном городе предлагает первый звездообразный центричный город – Сфорциада Филарете.
Позднее о городе писали Леонардо да Винчи и Палладио. Проекты идеальных городов со звездчатой структурой плана оставили Амманати (1560 г.), Лорини (1592 г.), Вазари (1598 г.) и Скамоцци (1615 г.). Все они понимали город как организованное социально-экономическое и архитектурное целое. От города требовали, чтобы он располагался в здоровой местности, был обороноспособным, просторным и архитектурно выразительным. Считалось, что деятельность архитектора не может замыкаться в рамках самого города и что следует добиваться благоустройства и архитектурной организованности окружающей город территории в целях улучшения местного климата и создания красивого ландшафта.
Внимательно изучая развитие стиля эпохи Возрождения нельзя не отметить постепенного усложнения композиций, приобретавших пышный декоративный убор. Искусство барокко явилось наследником Ренессанса. На смену замкнутых площадей эпохи Возрождения барокко выдвигает открытую площадь. Появляются системы прямых лучевых магистралей, нашедших отклик в планировочной организации Версаля, Парижа, Вашингтона и других городов Европы и Америки. Будучи декоративным стилем, барокко поднял на значительную высоту искусство фонтанов, монументов и декоративной скульптуры. Впервые после античной эпохи памятники стали размещать в середине площади, а римские обелиски стали «вехами» для организации планировки самого Рима.
«Кружева» барокко.
В конце 16-го в. папа Сикст V поручил ученику Микельанджело Д. Фонтана планировку и декоративное украшение Рима. Барокко стремилось к осевым композициям и раскрытию центров, прямолинейные же улицы Рима отвечали и тому и другому условию. Фонтана понимал, что красота города зависит не столько от числа выдающихся зданий, сколько от умения их использовать и прокладывал новые улицы, но с таким расчетом, чтобы превратить опорные пункты городского плана в сильные планировочные узлы. Каждый узел получает две или три идеально прямые магистрали, которые Фонтана замыкает громадными обелисками. В результате появились два новых градостроительных приема организации пространства:
1) система лучевых магистралей, связанных с городскими центрами;
2) прямолинейные улицы с целеустремленной перспективой.
Барочный Рим дал первые и очень яркие образцы нового подхода к архитектурно-планировочной организации города в целом. Смысл планировочных преобразований заключается в создании широких, столичного масштаба, прямолинейных улиц-лучей, сходящихся к особо важным планировочным узлам – уже существующим или только складывающимся ансамблям городских площадей. Такому подходу на долгие времена суждено было стать классическим.
Лучевая модель эпохи Просвещения.
К середине 17-го в. невиданный дотоле размах барочных композиций Рима по-своему преломляются на французской почве, давая начало более строгому стилю, получившее позднее название классицизма. Наиболее ярким примером этого стиля стал Версаль – загородная резиденция Людовика 14-го, спланированная А. Ленотром, который разбил перед дворцом грандиозную площадь Армии, соединяющую три разбегающихся в разные стороны планировочных луча. Центральный луч – дорога в Париж и главная композиционная ось ансамбля Версальского парка.
Композиция открытых пространств, система архитектурно организованных и оформленных планировочных узлов и связей – улиц и площадей – становятся определяющим фактором всей планировки Версальского ансамбля, а затем и Парижа в целом.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 383;