Раздел 4. Искусство в системе культуры
Основные категории: Искусство. Функции искусства. Виды искусства. Направления развития искусства. Стили искусства. Модерн. Постмодерн.
План.
- Художественная культура и искусство.
- Функции и виды искусства.
- Направления, течения и стили искусства.
Тема 4.1. Художественная культура и искусство.
Художественная культура - это совершенные, соответствующие принятым в обществе стандартам, занятия искусством и способствующие его функционированию и развитию.
Художественная культура - это занятия общества, группы, индивида искусством, по поводу его и в связи с ним. Первая деятельность подразделяется на создание искусства, которое вместе с исполнительским мастерством часто называется художественным творчеством, и на потребление его. Вторая деятельность состоит из создания, познания и распространения информации об искусстве. Третья заключается преимущественно в функциональном использовании искусства, например, в художественном обустройстве быта и оказания художественного влияния на разные области жизни. Следовательно, художественная культура не сводится к занятиям искусством, не ограничивается художественной деятельностью. Искусство всего лишь её сердцевинная, центральная часть. Важной деятельностью является усвоение различной информации об искусстве, которая просвещает людей о нём, делает их художественно эрудированными, серьёзно помогает им в восприятии искусства.
Обычно людей, только знающих об искусстве художественно культурными не считают. Но можно ли им отказать в этом? Тем более что таких, действительно, немало. Думается, нет. Но что касается полноты их художественной культуры, то она, безусловно, оказывается ограниченной. Это вытекает из разницы занятий искусством, в том числе потребления его, и деятельности по поводу искусства, состоящей в получении информации об искусстве и обмене ею с другими людьми. Первая осуществляется ради того, чтобы испытать особое переживание - эстетическое удовольствие, а вторая -ради пополнения знаний об искусстве и лучшего его постижения.
Особенность художественной культуры, отличие её от других культур определяется спецификой искусства. Последнее представляет собой великий симулякр - имитацию реальности. Однако в отличие от других симулякров, искусство предстаёт не как подражание фальшивым образцам, эрзацам, а как результат такого удвоения действительности, который несёт о ней художественную правду. Поэтому и стандарты художественной деятельности особые, они предписывают людям пребывание не в реально существующем, а в художественно изображённом мире, в котором необходимо симуля-кративное мышление и соответствующие действия.
Художественная культура - это не только профессиональная, но и любительская художественная деятельность людей, которой они предаются в свободное время. Поэтому субъектами художественной культуры являются не только те, кто профессионально занимается искусством, но и все любительски изготовляющие и потребляющие его люди.
Художественная культура у отдельных людей не бывает своей, а является результатом приобщения их к какой-то из существующих в обществе художественных культур. Это выражается в наличии у человека общественных, групповых художественных взглядов. Выбор человеком художественной культуры редко связан с его социальной принадлежностью, он определяется больше особенностями его художественного вкуса. Принятие им художественной культуры оставляет место для индивидуального её освоения. Большое значение индивидуальное видение искусства, зачастую с претензией на свою художественную культуру, имеет для создания и исполнения художественных произведений. В известной мере это относится и ко всему потреблению искусства.
Важно подчеркнуть, что во всех своих проявлениях художественная культура предстаёт как деятельность, осуществляемая по существующим в обществе, группах стандартам. Это прежде всего относится к художественному творчеству. Критерием культурного потребления искусства является постижение людьми художественной критики, степень приобщения к ней.
Поскольку художественная культура включает всебя занятия по поводу искусства и в связи с ним, её стандартами являются и те, которыми предписывается их образцовое осуществление.
Искусство – одна из важнейших сфер культуры, причем в отличие от других сфер деятельности (род занятий, профессия, должность и т. д.) оно общезначимо, без него невозможно представить жизнь людей. Зачатки художественной деятельности отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления науки, философии. И, несмотря на древность искусства, его незаменимую роль в жизни человека, длительную историю эстетики, проблема сущности и специфики искусства до сих пор остается во многом нерешенной. В чем же тайна искусства и почему трудно дать строго научное определение его? Дело, прежде всего в том, что искусство не поддается логической формализации, попытки выявить абстрактную сущность его всегда кончались или приблизительностью, или неудачей.
Можно выделить три разных значения этого слова, тесно связанных друг с другом, но отличающихся по своему объему и содержанию. В самом широком смысле понятие «искусство» (и это, по-видимому, самое древнее его применение) означает всякое мастерство, искусно, технично выполненная деятельность, результатом которой является искусственное по сравнению с естественным, природным. Именно этот смысл вытекает из древнегреческого слова «технэ» – искусство, мастерство.
Вторым, более узким значением слова «искусство» является творчество по законам красоты. Такое творчество относится к широкому кругу деятельности: создание полезных вещей, машин, сюда же следует отнести оформление и организацию общественного и личного быта, культуру повседневного поведения, общения людей и т. д. В наше время успешно функционирует творчество по законам красоты в различных сферах дизайна. Особым видом социальной деятельности является собственно художественное творчество, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности, – таков третий и самый узкий смысл слова «искусство». Он и станет предметом дальнейшего рассмотрения.
Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.
Характерные черты искусства:
служит сильным средством общения между людьми;
связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности;
ему присущи образность и творческий характер.
Современной наукой установлено, что искусство зародилось в эпоху верхнего палеолита, т.е. около 30-40 тысячелетий до н.э. Полифоничность искусства предполагает и многообразие точек зрения на причины его происхождения.
Религиозная теория. В соответствии с ней красота является одним из имен Божьих, а искусство – конкретно-чувственным выражением божественной идеи. Происхождение искусства связывается с проявлением божественного начала.
Теория игры (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер). Заключается в том, что искусство считается самоцельной игрой, лишенной какого-либо содержания. В силу того, что игра – явление биологическое, присущее всем животным, то и искусство объявляется одним из естественных природных явлений. Так как игра старше труда, то искусство – старше производства полезных предметов. Его основная цель – удовольствие, наслаждение.
Эротическая (Н. Нардау, К. Ланге, 3. Фрейд и др.). Сторонники этой точки зрения полагали, что искусство возникает как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола. Например, одна из наиболее древнейших форм искусства – украшательство – создавалась для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное влечение.
Теория подражания (Демокрит, Аристотель и др.). Здесь выражена попытка соединить причину возникновения искусства с социальным назначением человека. Аристотель видел в искусстве «подражание» матери-природе и одно из средств «очищения» чувств человека, воспитания его красивым, благородным, мужественным («Поэтика»). Причинами зарождения искусства он считал естественные склонности человека к имитации, подражанию природе.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 267;