Тема 2.2. Функции, структура и виды культуры.
Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура как целостное явление выполняет определенные функции по отношению к обществу.
Функции культуры.
1.Функция познавательная, гносеологическая. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.
2. Функция исторической преемственности, или информационная. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, «социальной наследственности», помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Для этой, цели в обществе на каждом этапе его развития складывается объективно обусловленная «социальная программа», в которой находит отражение состояние материальной и духовной культуры. Она вещественно представлена технологией, памятниками искусства, архитектурой, средствами передвижения и множеством других «очеловеченных» предметов и выражена в знаковых системах –научной и художественной литературе, живописи, музыке, нормах права. Благодаря культуре осуществляются передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в период жизни одного поколения между странами и народами. Эту важную социальную функцию может выполнять только культура, которую в этом смысле называют «памятью» человечества.
В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.
Коммуникативная функция. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, она есть условие и результат общения людей. Условие потому, что только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – потому что только благодаря общению люди могут создавать хранить и развивать культуру; в общении люди учатся пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные в них мысли других людей. Таким образом, культура связывает и объединяет людей.
Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает почти все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является «ключом» к овладению той или иной национальной, культурой. Однако словесный язык ограничен в своей коммуникативной функции, ибо требует перевода или специального знания. Этого ограничения нет в языках искусства (музыки, театра, кино и т.д.), науки (математические, физические, химические и др. символы и формулы).
3. Регулятивная, или нормативная функция культуры, выступает как система ценностей, норм и требований общества (социальной группы) ко всем сторонам деятельности людей. Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. nоrmа – руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с общественным и отраслевым разделением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной.
5. Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства, информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция стоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.
6. Главной, системообразующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл и сущность, является гуманистическая. Все названные выше подчинены ей и фактически выступает ее модификациями. Культура призвана формировать человека, «культурную модель» личности. Гуманистическая функция культуры проявляется в единстве процессов социализации и индивидуализации личности.
4. Ориентационная функция. Совершенная деятельность служит образцом того, как людям следует действовать и поступать, то есть она ориентирует их поведение. Вместе с тем, она оказывает на них регулятивное воздействие – диктует им искусное осуществление социальных действий. Но при этом надо иметь в виду, что следовать предписаниям стандартов может только человек, умеющий выполнять их. Для остальных людей образцы, эталоны будут выполнять только стимулирующую роль, побуждать их к выполнению своей деятельности совершенным образом.
5. Интегративная функция. Все люди, осуществляющие те или иные действия по предписывающим их правилам, относятся благодаря этому к культурным, образуя особую группу.
6. Наконец, овладение людьми культурной деятельностью позволяет им приобщаться к определённым видам деятельности, чтобы наиболее оптимально осуществлять их. С этим связано человекотворческое назначение культурной деятельности.
7. Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно – культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука – рациональный (рассудочный) мир, а религия – вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия – составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью, как разума, так и чувств,
8. Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами, Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.
9. Культуру творит человек, и одной из важнейших ее функций является деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная, поскольку деятельность людей направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности и поведения людей в социальной жизни и межличностном общении.
10. Адаптационно-охранительная функция культуры. Она связана с тем, что общество, человек и культура развиваются разными темпами, «скоростями». Культура в названной триаде наиболее устойчива и консервативна. Если современное общество в цивилизационном и особенно в формационном плане изменяется относительно быстро и человек ныне в большой степени подвержен разного рода внешним влияниям природной и социальной среды, то культура имеет иные по длительности исторические циклы эволюции. Ввиду этого возникает сложная двуединая проблема: адаптация культуры к переменам в данном обществе и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной культурной идентичности. При этом культура использует особые механизмы, позволяющие ей сохранять свое первородство.
Структура культуры.
Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура –это предметный мир культуры, включающий в себя все, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.) Духовная культура – это, прежде всего, идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии, комплексе социальных норм и ценностей и т.д. Ее ядром и носителем является система духовных ценностей. Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре. Материальная культура опирается на культуру труда и производства, культуру потребителя и т.д. Существует экономическая культура, политическая, правовая, экологическая и т.д.
Формы и разновидности культуры различны. По степени распространённости принято делить культуру на мировую и национальную. Кроме того, у каждой демографической, социальной, профессиональной группы может выделяться собственная культура (ее называют субкультурой). Это, например, городская субкультура, молодежная субкультура и т.д. Если ценности субкультуры вступают в противоречие с ценностями общества, она превращается в контркультуру. Типичный пример – культура хиппи, которая отрицала собственность, институт брака, политические структуры и социальную дифференциацию, моральные нормы общества и т.д.
В структуре культуры ведущим элементом являются ценности. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность – это не предмет, а особый вид смысла. Который усматривает в нём человек.
Особый смысл в структуре культуры принимают регулятивы и нормы. Регулятивы - это жизненные смыслы, которые обычно формулируются в виде правил. Регулятивы нормативного поведения называются нормами. Норма – мера допустимого для личности, группы или общества в целом поведения.
Типы культуры
Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщённом, схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая культура уникальна, и отнести её к какому-то типу удаётся лишь с какими-то упрощениями и оговорками.
В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков ее уровень и кто является ее потребителем, различают три формы – народную, элитарную и массовую культуру.
Народная культура (англ. «фольклор» – народная культура) своими корнями уходит в прошлое, она базируется на системе ценностей, менталитете народа, отражает национальный характер. Ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться такими же анонимными творцами в процессе коллективного творчества (мифы, легенды, сказания, сказки, песни, танцы). Народная культура традиционна, коллективна, глубока и инертна. К ее истокам постоянно обращаются представители элитарной и массовой культуры.
Элитарная культура – это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Ее ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Массовая культура – это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Н.А. Бердяев с тревогой писал о вступлении в культуру огромных человеческих масс: «Гуманистическая культура хрупка, и она не может противостоять большим массовым процессам, которые её опрокидывают». Наибольший ее размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
Историческая типологизация культуры связана с их пространственными и временными параметрами. Соответственно в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются:
1. Первобытная культура.
2. Античная культура.
3. Средневековая культура.
4. Культура эпохи Возрождения.
5. Культура Нового времени.
6. Современная культура.
Особое место среди локальных культур занимают этнические или национальные культуры, создаваемые отдельными племенами, народами, нациями. Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: её черты проявляются в особенностях питания, одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и пр. Специфика этнической культуры в значительной мере обусловлена природной средой. Ей свойственны консерватизм, преемственность прошлой культуры, ориентация на сохранение традиций. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы. Этническая культура - основа национальной культуры, которая, в свою очередь, преумножает её богатство на основе письменности и образования. Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещённых, эрудированных людей.
Каждая культура существует в определённом географическом ареале, поэтому существенна региональная типологизация культуры. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.
Чаще всего под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» - Европу и Северную Америку. Под «Югом» понимается социокультурный мир народов субтропического пояса – африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет западная культура.
Существуют традиционные и инновационные культуры. Поскольку всякая культура содержит и традиции и инновации, традиционная культура характеризуется доминированием традиции над новаторством, а инновационная, наоборот, новаторством над традиционностью.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 295;