Эгейская (крито-микенская) культура (3 - 1 тысячелетие до н.э.)
представляет собой своеобразный пролог к древнегреческой культуре. По возрасту сопоставимая с древнеиндийской, она оставила нам много загадок.
Возникшая на островах Эгейского моря и прилегающей части материка, эта культура подверглась разрушительному воздействию сильнейшего землетрясения и цунами, что дает повод некоторым исследователям видеть здесь прообраз Атлантиды.
В древнегреческих мифах рассказывается о таинственном критском лабиринте с чудовищем-Минотавром, требующим человеческих жертв, о знаменитом мастере Дедале, построившем этот лабиринт и многие другие чудеса. Всем известно, как со своим сыном Икаром свободолюбивый Дедал бежал, несмотря на царский запрет, с острова Крит, и чем закончился их полет над волнами на крыльях, скрепленных воском. Несмотря на это, мы располагаем небольшим количеством сведений о подлинном характере эгейской цивилизации. Дело в том, что из двух вариантов письменности, существовавшей в этом регионе – «линейного письма А» и «линейного письма Б» расшифровке поддалось только последнее, на котором делались исключительно хозяйственные надписи. Ни мифологические представления, ни социально-политические реалии нам пока точно не известны.
Поскольку письменные источники соответствующего периода отсутствуют, особое значение приобретают памятники материальной культуры, изобразительного искусства – архитектура, фрески, керамика и ювелирные изделия.
Сохранились руины дворцов, самый знаменитый из них – обширный Кносский дворец на Крите. Его сложная планировка включает большой внутренний двор и регулярно расположенные складские помещения. Все остальные залы свободно скомпонованы, перетекают друг в друга. Такое здание представителю родоплеменного общества действительно должно было показаться лабиринтом. Дворец был украшен настенными росписями – стилизованными, яркими по цвету. Такого рода изображения характерны для всего ареала распространения эгейской культуры. На острове Санторин, где найдено городское поселение, сохранились замечательные образцы подобных произведений. На материке, в отличие от островов, которые, по-видимому, были защищены флотом, найдены крепостные сооружения. Городская культура Микен и Тиринфа, расположенных на материке, по возрасту младше островной.
Высокого уровня достигли торевтика (древнее искусство изготовления изделий из металлов) и керамика. Расписные сосуды различных стилей отличаются высоким качеством. В изображениях на сосудах, как и во фресках, прослеживается тесная связь критян с морем. Считается, что именно развитие мореплавания обеспечило материальные ресурсы, необходимые для взлета этой культуры.
Некоторые исследователи находят в изобразительном материале крито-микенского искусства признаки, позволяющие предположить матриархальную ориентацию этой культуры. Прежде всего, это преобладание мелкой пластики, изображающей женщин, «богинь со змеями». Культовые статуэтки выполнены из терракоты и слоновой кости. Костюмы изображенных: колоколообразные юбки с воланами, корсаж с открытой грудью, длинные вьющиеся волосы по типу соответствуют костюмам персонажей фресок Кносского дворца некоторым фрескам Тиринфа а также фрескам с острова Санторин. Среди исследователей истории костюма принято считать, что неприкрытая грудь является признаком матриархальных корней культуры. Культ богини-матери зафиксирован во многих мировых культурах. Мифы рассказывают и о супруге великой богини, который олицетворяется быком и связан с землей и ее недрами. Культ быка, оставивший след в сюжете о Минотавре, мог бы стать объяснением известной фрески «Игры с быком» и других критских памятников: стилизованных каменных рогов, словно вырастающих из земли, ритона в виде головы быка и многих других.
Стилистика и типология мужских изображений также не соответствует образу воина – важнейшей фигуре патриархальной культуры. Удлиненные пропорции легкой, изящной фигуры, отличаются не только от более поздних классических древнегреческих, но и от представленных на вазе из Микен с изображениями воинов.
Думается, что расшифровка «линейного письма А» смогла бы пролить свет на конкретное содержание многих аспектов эгейской культуры.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 265;