Культура Древней Греции (XI в. до н. э. – 146 г. до н.э).
Культура Эллады, как называли свою страну древние греки - это культура отдельных городов-государств полисов, сформировавшихся в регионе, где были благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и морской торговли.
Политическое устройство городов было различным – тирания, демократия, олигархия. Города вступали друг с другом в союзы, но могли и враждовать между собой. Свободные жители полисов делились на граждан и не граждан – из различного рода приезжих и вольноотпущенников. Не граждане должны были платить высокие налоги, у них было меньше прав.
Однако все мужчины, кроме рабов, обязаны были с оружием в руках защищать свой полис. Воевать приходилось, имея за спиной своих родных и близких, которые, не имея защитников, могли бы погибнуть или пополнить армию рабов, трудившихся на благо иного полиса или чужеземцев, например персов, неоднократно вторгавшихся на территорию Греции. Гражданин являлся важнейшей единицей общества. Сложился идеал, который стал центральной темой всей древнегреческой культуры. В литературе и скульптуре, живописи и мифологии, философии и даже в архитектуре мы встречаемся с образом прекрасного телесно и духовно воина. Понятие καλοκαγαθία (калокагатия) означало эту совокупность. καλὸς καὶ ἀγαθός – прекрасный и добродетельный.
Добродетель как красота духа означала обладание серединой, чуждой крайностей, ясность духа, чуждого резких эмоций. Первой добродетелью Аристотель называл мужество, которое понимал, прежде всего, как исполнение воином гражданского долга перед лицом грозящей в бою смерти. Далее следуют щедрость, благоразумие, величавость, уравновешенность, рассудительность, воздержанность и дружественность.
Прекрасному доблестному духу в идеале соответствовало и прекрасное тело. Красота для эллинов заключалось в гармонии, а гармония - в пропорциях. Прекрасное мужское тело формируется при помощи физической культуры, спортивных состязаний, военной подготовки. Труд уродует тело, он - удел раба. Деформации пропорциональных соотношений отдельных частей тела, к которым приводит работа, являются грубым отклонением от идеала красоты, к выработке которого так стремились греки в древности. Гармоническое сложение атлетического тела, мускулистого, но не чрезмерно, являлось предметом эстетического любования. Различные игры, проводившиеся среди граждан в честь богов – Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские являлись, среди прочего, своеобразными конкурсами красоты, проводимыми мужчинами среди мужчин (женщины на Олимпийские игры не допускались). Соревновательность характерна для древнегреческой культуры. Соперничали не только атлеты, но и поэты, музыканты, драматурги. В состав спортивных состязаний входили метание копья и диска, бег (в вооружении и без него), борьба и кулачный бой, гонки на колесницах, то есть те виды соревнований, которые полезны воину. Прекрасный и доблестный гражданин ценился в двух своих ипостасях – юного эллина и зрелого эллина. Старики, женщины и дети подобной ценностью не обладали. О том, что в Древней Греции именно мужское тело воспринимается как прекрасное, свидетельствуют и скульптуры, изображающие женщин. Плотное тело, без чрезмерно тонкой талии, лицо с массивным округлым подбородком: не изящество, а соответствие главному стандарту – стандарту прекрасного воина – определяет их черты. В этом смысле Ахилл, спрятанный по легенде среди принцесс на женской половине дома, вполне органично мог существовать на правах красивой девушки.
Положение женщины в Древней Греции, как и в целом в культуре Древнего мира, определялось, прежде всего, ее ролью хозяйки дома и матери. Она не имела имущественных прав, напротив, сама являлась собственностью мужчины – отца, мужа, сына.В такой системе взглядов близким по духу спутником жизни мыслился друг, и дружба играла важную роль в культурных нормативах. Героическая, аристократическая культура Древней Греции носила патриархальный характер.
Древние греки были политеистами. Древние хтонические божества и олимпийский пантеон – Зевс и Гера, Аид и Посейдон, Афина, Аполлон, Артемида, Арес и другие являются героями не только античных мифов, но и многочисленных произведений эллинского и мирового искусства последующих времен, что делает греческую мифологию необходимым культурным багажом каждого образованного человека.
Культуру Древней Греции делят на следующие периоды:
1. Гомеровский (геометрический) – соответствует укладу, описанному в поэмах Гомера. Это время постановки задач греческой культуры.
2. Архаический (древний) - характеризуют поиски путей решения этих задач.
3. Классический - время создания образцовых артефактов греческой культуры. Он, в свою очередь, делится на три части:
· ранняя классика
· высокая классика
· поздняя классика
1. Эллинистический - время завоеваний Александра Македонского и распространения греческой культуры на огромных территориях.
Литература
Литература Древней Греции начинается с эпических поэм Гомера. «Илиада» и «Одиссея» являются величайшими шедеврами, значение которых в европейской традиции невозможно переоценить.
«Илиада» рассказывает о битвах под стенами легендарной Трои (иначе - Илиона). Повествование начинается со ссоры вождей данаев, осаждающих город – великого воина Ахилла и старейшего Агамемнона. Последний отбирает у Ахилла часть его законной военной добычи – прекрасную девушку Брисеиду. Честь Ахилла задета. Оскорбленный, он удаляется в свой шатер, перестает принимать участие в сражениях, отчего троянцы начинают теснить противников, лишенных поддержки непобедимого героя.
Друг Ахилла Патрокл просит разрешения надеть его доспехи, чтобы устрашить врагов и сначала ему это удается, но затем он погибает от руки Гектора – благородного сына царя Трои Приама. Узнав о смерти друга, Ахилл забывает о своих обидах, бросается в битву, наносит войску троянцев огромный урон и, вызвав Гектора на поединок, убивает его, а тело, привязав к колеснице, оттаскивает в лагерь и там бросает.
Несчастный Приам пробирается через лагерь данаев в шатер Ахилла, умоляет отдать ему тело сына для погребения и Ахилл, тронутый горем старца, обещает с почетом похоронить Гектора. Пышным погребением этого благородного воина и заканчивается «Илиада».
Гомеровский эпос являет нам в торжественных ритмах гекзаметра целую вереницу образов сильных, бесстрашных воителей, увенчивает которую образ Ахилла. Сражающийся в кровавых битвах, непобедимый, гордо соперничающий за свое право сильнейшего, яростный герой является живым воплощением блестящей отваги перед лицом скорой смерти и бессмертной славы. За сражениями неравнодушно наблюдают боги, часто вмешиваясь в ход войны.
Повествование идет в медленном темпе, изобилует описаниями, метафоры разворачиваются в целые картины. Многое сближает «Илиаду» с устным творчеством, в том числе повторы, постоянные эпитеты героев. Можно представить, как после собственных битв древнегреческие воины слушали сказителей, повествовавших о таких близких и понятных им событиях. Однако мастерство сложного композиционного построения «Илиады» и «Одиссеи» свидетельствует о наличии авторского замысла. В литературоведении существуют два взгляда на эти великие произведения: один рассматривает их как компиляцию отдельных, различных по времени возникновении частей, другие – как результат творчества гениального мастера.
Продолжателем эпической традиции стал Гесиод – автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». В первой рассказывается о происхождении богов и сражении олимпийцев с титанами. Вторая посвящена рассуждениям о сельском труде и справедливости. Будучи крестьянином, Гесиод, в виде наставлений своему разорившемуся брату по имени Перс, с огромной любовью описывает труд земледельца, описывает, как и в какие сроки следует проводить различные работы.
К периоду формирования полисной системы относится развитие древнегреческой лирики. Часть произведений написана для декламации под звуки флейты, часть – для сольного пения в сопровождении лиры.
Поэзия Архилоха возвращает нас к образу воина, которым был и сам автор. Жизнь он воспринимает как битву.
Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.
Ободрись и встреть их грудью, и ударим на врагов!
Пусть везде кругом засады - твердо стой, не трепещи.
Победишь - своей победы напоказ не выставляй,
Победят - не огорчайся, запершись в дому, не плачь.
В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй.
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.
Эмоциональные, скептические строки Архилоха рождаются в диалоге с идеалом воинской чести.
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
Произведения Алкея отличаются изысканностью и полны тонких описаний.
И звенят и гремят
вдоль проездных дорог
За каймою цветов
многоголосые
Хоры птиц на дубах
с близких лагун и гор;
Там вода с высоты
льется студеная,
Голубеющих лоз —
всходов кормилица.
По прибрежью камыш
в шапках зеленых спит.
Чу! Кукушка с холма
гулко-болтливая
Все кукует: весна.
Ласточка птенчиков
Под карнизами крыш
кормит по улицам,
Хлопотливо мелькнет
в трепете быстрых крыл,
Чуть послышится ей
тонкое теньканье.
Напряженно звучат строки, посвященные политической борьбе. Судьбу государства Алкей сравнивает с плаванием корабля по бурному морю.
Под взметом ветра новый взъярился вал.
Навис угрозой тяжких трудов и бед.
Натерпимся, когда на судно
Бурно обрушится пенный гребень.
Дружней за дело! И возведем оплот,
Как медной броней, борт опояшем мы,
Противоборствуя пучине,
В гавань надежную бег направим.
Да не поддастся слабости круг борцов!
Друзья, грядет к нам буря великая.
О, вспомните борьбу былую,
Каждый пусть ныне стяжает славу.
Сафо была современницей Алкея. Женщина-поэт – уникальное явление в древнегреческой культуре. Поражает сила и смелость ее поэтических заявлений.
Я негу люблю,
Юность люблю,
Радость люблю
И солнце.
Жребий мой — быть
В солнечный свет
И в красоту
Влюблённой.
Психологизм и отточенность слога характерны для ее любовной лирики.
Богу равным кажется мне по счастью
Человек, который так близко-близко
Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
Слушает голос
И прелестный смех. У меня при этом
Перестало сразу бы сердце биться:
Лишь тебя увижу - уж я не в силах
Вымолвить слова.
Но немеет тотчас язык, под кожей
Быстро легкий жар пробегает, смотрят,
Ничего не видя, глаза, в ушах же -
Звон непрерывный.
Потом жарким я обливаюсь, дрожью
Члены все охвачены, зеленее
Становятся травы, и вот-вот как будто
С жизнью прощусь я.
Яркой страницей европейской культуры является поэзия Анакреонта. Ее отличают легкость стиха и мироощущения автора.
Бросил шар свой пурпуровый
Златовласый Эрот в меня
И зовет позабавиться
С девой пестрообутой.
·
Мил мне не тот, кто, пируя, за полною чашею речи
Только о тяжбах ведет да о прискорбной войне;
Мил мне, кто, Муз и Киприды благие дары сочетая,
Правилом ставит себе быть веселее в пиру.
Творчество Анакреонта породило в европейской литературе целую традицию подражаний.
Развивалась в греческой поэзии и хоровая лирика: девичьи песни, поэмы на мифологические темы, песни, посвященные победителям различных игр. Знаменитыми представителями сочинений для хоров являются Пиндар и Вакхилид.
Ясных представлений о древнегреческой музыке не существует, несмотря на то, что найдены примеры нотации и известны музыкальные инструменты.
Из струнных можно назвать формингу, лиру, кифару, псалтерий. Духовые – авлос, сиринга, или флейта Пана, рог. Ударные представлены тимпаном и кимвалами.
Нотация была буквенной. Найдены два варианта – с финикийскими и греческими буквами, которые писали над поэтическими строчками. Существует предположение, что древнегреческая музыка была одноголосой, однако точными данными мы не располагаем.
Для классического периода греческой культуры характерно развитие трагедии. Она возникла, вероятнее всего, из культовых представлений в честь бога Диониса, входивших в состав посвященных ему празднеств. По-видимому, участники представлений изображали спутников этого бога плодородия, умирающей и воскресающей природы – сатиров – козлоногих, рогатых лесных второстепенных божеств. Другим источником послужил дифирамб – хоровая песнь в честь Диониса. Слово « τραγῳδία», в переводе буквально означающее «песнь козлов» свидетельствует также, что частью представления было хоровое пение, что отразилось на структуре классической греческой трагедии.
В литературном варианте в трагедии участвуют хор и актеры, причем доля хора сначала была более значительной. Хор из 12, затем 15 человек не только пел, но и проделывал танцевальные движения. Актер (вначале один, а затем их стало два и три), надевая маски, изображал персонажей, участвующих в диалогах и иногда поющих с хором или исполняющих отдельные вокальные эпизоды – монодии и дуэты.
Фоном для представления являлась в основном природа: греческий театр был театром под открытым небом. Он представлял собой круглую орхестру – площадку, на которой происходило основное действие, к которой примыкала прямоугольная скена – помещение для переодевания актеров; к ней могли крепиться живописные декорации. Вокруг орхестры располагались зрительные ряды, высеченные на естественном горном склоне.
Трагедии писали на мифологические сюжеты. Мифы были общеизвестными, поэтому важна была не развязка представленных событий, а их трактовка. Произведения разных драматургов могли быть написаны на один и тот же сюжет. В них поднимались темы гражданского долга, нравственного выбора, актуальные политические вопросы.
Постановки сделались важной частью жизни городской общины, сплачивая ее. Во время празднования Дионисий, а затем и других празднеств в честь Диониса – Леней каждый год стали состязаться драматурги. Каждый из них ставил цикл из трех новых трагедий. Затем выбирался победитель. Вход на представления был платным, но малоимущим расходы оплачивало государство. Таким образом, там присутствовал практически весь город.
До наших дней дошли лишь некоторые из трагедий великих древнегреческих классиков – Эсхила, Софокла и Еврипида.
Самый старший из них – Эсхил - был наиболее почитаем современниками. В его произведениях, среди которых «Прикованный Прометей», трилогия «Орестея» воплощен идеал непреклонной героической доблести. Софокл, больше всех побеждавший в состязаниях – автор знаменитых сочинений «Антигона», «Царь Эдип» поднимает темы судьбы и сильной человеческой личности. Еврипид в «Медее», «Электре», «Ифигении в Авлиде» и других трагедиях проявил себя как мастер психологической разработки сложных, противоречивых образов, как создатель живых речевых сцен.
Древнегреческая комедия, происходившая из праздничных деревенских шествий, фольклорных балаганных сценок, отличалась свободой фантазии и речи, сатирической, обличительной направленностью. Из классических сочинений знаменитых комедиографов до нас дошли только комедии Аристофана. В эллинистический период комедия сосредотачивается на семейной и бытовой тематике (Менандр).
В классический период развивается и проза - исторические сочинения («отец истории» Геродот, Фукидид, Ксенофонт), философские диалоги, басни, любовные новеллы.
Эллинизм – время появления огромного количества учебной литературы. Именно к этому времени относится расцвет научного знания в области математики и астрономии, географии и медицины. Библиотеки становятся центрами культурой жизни. Самая большая библиотека – Александрийская – превратилась в целый комплекс с лекционными залами, обсерваторией, хранилищами коллекций под названием Мусейон, где работали выдающиеся мыслители, которые съезжались со всех концов империи, созданной Александром Македонским.
Наука развивалась в рамках философии. Достижения в области математики, астрономии, физики, медицины принадлежат философам. Для Греции характерно многообразие философских учений.
Широким кругом авторов представлена ранняя натурфилософия (философия осмысления природы как системы). Милетская школа стояла у истоков развития научного знания. Они искали в природе единое первоначало, путем превращения образующее все другое. Пифагор и его последователи создали учение о мировой гармонии, построенной на числах. Гераклит писал о всеобщей изменчивости и движении, рождающемся в борьбе и любви противоположностей. Элеаты разработали основы непротиворечивого логического мышления. Атомисты, например Демокрит, разработали учение о природе, состоящей из атомов - неделимых частиц.
Софисты – учителя мудрости, проповедовавшие относительность всех понятий, способствовали развитию важнейшей области древнегреческой культуры – красноречия. Они разработали различные приемы речевых актов, создали принципы риторики.
Всем известны имена Сократа, Платона, Аристотеля - представителей классического периода древнегреческой философии.
Учение Сократа, по-видимому, было в основном этическим. Философ размышлял в процессе диалога с оппонентом о том, как следует жить, как следует поступать человеку-гражданину.
Платон – создатель теории идей, предшествующих явлениям материального мира природы. Он разработал систему идеального государства, возглавляемого философами. Школа Платона называлась Академией
Аристотель, великий ученик Платона, создал свою школу под названием Лицей. Он разработал всеобъемлющую систему взглядов на философию, политику, этику, социологию, физику, явился основоположником формальной логики.
В эллинистический период распространяются эпикурейство и стоицизм. Создававшиеся в условиях краха полисной системы, эти учения основаны на мироощущении человека, не тождественного системе гигантского государства Александра, в котором этот человек затерян и не властен над своей судьбой.
Эпикур учил, что подобно состоящему из отдельных атомов миру, общество состоит из отдельных индивидов, которые договариваются не причинять вреда друг другу. Лучшее – это, находясь вдали от общественных, государственных структур, наслаждаться покоем, который дает философское бесстрастие (атараксия).
Стоики (от слова «стоя» – портик, где основатель учения Зенон собирал учеников) основывались на представлении о разумности гармоничного миропорядка, в соответствии с которым должен жить мудрец. Если установления общества противоречат этой разумности, стоик должен спокойно и мужественно сохранять свою позицию. Судьба человека в любом случае предрешена.
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 277;