Изобразительное искусство


Архитектура

Жилые постройки в Древней Греции делались в основном из непрочных материалов. Монументальное зодчество представлено храмами и общественными сооружениями – театрами и стадионами.

Храм мыслился как дом бога и основывался на типе древнейшего греческого жилого знания - прямоугольного в плане мегарона, который состоял из основного помещения с очагом посередине и входной части - портика. В соответствии развивается типология древнегреческих храмов. Главным элементом этого развития была колоннада. Внутреннее пространство храма, огороженное стенами, называлось целла, входная часть – портик. Храмы возводились на трехступенчатом основании - стереобате.

Храм в антах имеет две колонны на входе. Простиль - развитый портик с одной стороны, амфипростиль - с двух. Периптер окружен дополнительной колоннадой со всех сторон, а диптер - двумя. Встречаются и круглые в плане постройки.

Древнегреческая архитектура основывается на стоечно-балочной конструкции деревянного зодчества. Ее художественным выражением в камне стала ордерная система. Ордер - это система соотношения различных частей здания. В Древней Греции появилось три ордера: дорический, ионический и коринфский.

Самый древний из них - дорический - греки уподобляли фигуре воина. Этот ордер самый массивный по пропорциональным соотношениям. На трехступенчатом основании (стереобате) устанавливаются колонны, увенчивающиеся капителью - головой, состоящей из круглой каменной подушки эхина и квадратной плиты - абака. На них опираются перекрытия - антаблемент. Он включает три части, укладывающиеся друг на друга: архитрав, фриз и карниз. Фриз дорического ордера расчленен на триглифы и метопы. Крыша здания покрывалась черепицей. Примером дорического здания является храм Посейдона в Пестуме.

Ионический ордер более изящный по пропорциям. Его сравнивали с фигурой девушки. Колонны ионического ордера стройнее и устанавливаются не прямо на стилобат, а на базу, состоящую из валиков - торусов и выкружек - скоций. Базы украшается орнаментом. Капители ионического ордера включает волюты, прототипом которых, возможно, является деревянная опора с расщепленным верхом. Архитрав членится на три тонких части, зато фриз - сплошной, ленточный. Пример ионического храма - храм Ники Аптерос на афинском акрополе.

Коринфский ордер - самый пышный и величественный. По членениям он подобен ионическому, но капитель коринфской колонны представляет собой корзинку стилизованных листьев аканта – широко распространенного в Средиземноморье растения. Примером коринфского ордера является храм Зевса в Олимпии.

Древнегреческие храмы имели праздничный облик, раскрашивались в красный, синий, золотой цвета и украшались скульптурой. Она размещалась на всех гладких частях здания – на фронтонах, метопах дорического ордера, ионических ленточных фризах. Тончайшие поправки на зрительное восприятие делали жесткую схему ордера живой и соразмерной. Начиная с классического периода, в одной постройке могли совмещаться элементы разных ордеров. Древнегреческие архитекторы умели гармонично вписать постройки в окружающий ландшафт.

Шедевром древнегреческой архитектуры является классический ансамбль афинского акрополя, созданный после победы в греко-персидских войнах. Этот расположенный на вершине горы общественный центр города включал в себя главные храмы. Раз в четыре года здесь проходила праздничная всеафинская процессия, которая несла дары богине Афине - покровительнице города. Проходя через парадный архитектурный вход – Пропилеи - участник шествия видел бронзовую статую Афины-воительницы и знаменитый монументальный Парфенон - храм Афины-девы. Маленький изящный храм был посвящен богине победы Нике Аптерос, то есть Бескрылой. Бескрылой для того, чтобы победа никогда не смогла улететь из Афин. Одной из выдающихся достопримечательностей является храм Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид. Афинский акрополь раскрывался перед участниками шествия как череда прекрасных архитектурных видов.

 

Скульптура

Важнейшей темой скульптуры Древней Греции был идеал доблестного прекрасного воина. Эта тема возникла уже в гомеровский период, например в статуэтке «Геракл и кентавр».

В архаический период скульпторы стремились найти способы изобразить этот идеал живо и убедительно. Этот процесс можно проследить по статуям, среди которых изображения победителей в олимпийских соревнованиях Клеобиса и Битона, Аполлон Тенейский, курос (юноша) из Пирея. Постепенно скульпторы учатся передавать объем, правильные пропорции, создавать иллюзию движения. Любимым материалом древних греков была бронза, но они работали и с мрамором. Скульпторы свободно использовали в своих статуях атрибуты из других материалов, например, дерева. Для придания большего жизнеподобия мраморные статуи раскрашивались, в бронзовых инкрустировали глаза из перламутра и обсидиана. Однако портретных изображений греки не делали. Их интересовал только идеал. Женские статуи эпохи архаики – коры (девушки) покрыты длинными узорчатыми одеждами, отличаются изяществом и сказочной застылостью. Греческий идеал, как было упомянуто выше, включал не только прекрасное тело, но и неразрывно связанную с ним красоту духа. Все архаические статуи можно узнать по улыбке, при помощи которой на этом этапе пытались передать одушевленность.

К эпохе ранней классики задачи передачи объёма, правильной постановки фигуры, движения, пропорций были решены. Об этом свидетельствует бронзовая статуя Посейдона. Исчезает архаическая улыбка. Великолепная пластика передает ощущение силы, энергии мужественного зрелого воина. Другим примером является Дельфийский возничий - идеал юношеской эллинской красоты. К этому времени была решена и задача передачи обнажённого женственного тела, например в рельефе трона Людовизи. Классические скульптуры полны покоя и внутреннего достоинства, замкнуты в себе, рассчитаны на внимательное любование. Можно бесконечно созерцать совершенные тела и лица, заключающие в себе особую энергетику духа.

В период Высокой классики были созданы лучшие образцы греческой пластики. Крупнейшими скульпторами были Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон интересовался движением и был создателем «Дискобола» - всем известной скульптуры, использующейся как эмблема спортивных соревнований. Поликлет написал трактат о пропорциях под названием «Канон» и воплотил свои представления в статуе "Копьеносец". Фидий работал в технике, сочетающей золото и слоновую кость. Он стал автором знаменитых гигантских статуй Афины из Парфенона и Зевса из храма в Олимпии, а также разрабатывал скульптурный декор афинского акрополя. На знаменитом фризе Парфенона изображено всенародное празднество – панафинейское (всеафинское) шествие. К сожалению, ни одного подлинника великих мастеров высокой классики не дошло до наших дней, поэтому мы можем оценить по римским копиям идею, но не ее воплощение.

В период поздней классики работали Скопас, Пракситель и Лисипп. В это время начинается кризис полисной системы и, соответственно, разрушение классического гармонического идеала. Скульптуры начинают передавать яркие эмоции. Работы Скопаса пронизаны драматизмом, он изображает ярость, экстаз, страдание. Ему принадлежит статуя "Менада", рельефы с Галикарнасского мавзолея "Битва греков с амазонками".

Пракситель - тонкий лирик. Подлинным шедевром является его скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом». Прекрасный бог изображен в момент непритязательной забавы. Совершенство пропорций, бархатистая фактура кожи, уверенная пластичность отличают фигуру Гермеса. Диссонансом звучит здесь изображение младенца, похожего на уменьшенную копию взрослого: прежде греческое искусство не интересовалось передачей детского тела.

Лисипп стал придворным скульптором Александра Македонского. Ему, помимо прочего, принадлежит первый в греческом искусстве портрет – изображение великого царя.

Эллинизм в скульптуре открыл целый ряд тем, невозможных в классическом искусстве. Это и гиперболизированные эмоции, и любопытные курьезы – изображения старческой, детской, вообще негармоничной натуры. «Старый рыбак», «Мальчик-нубиец», статуя кулачного бойца – яркие примеры виртуозного решения подобных задач. Эллинистическая скульптура, в отличие от классической, замкнутой на самой себе, стремится оказать на зрителя мощное и прямое воздействие. Горельефы алтаря Зевса в Пергаме окружают зрителя сценами Гигантомахии – войны Зевса с титанами за верховную власть. Стремительно несется Ника Самофракийская, расположенная как бы на носу корабля, отправляющегося в море. Продолжение классики можно увидеть в лирической тематике Венеры Милосской.

Древнегреческая скульптура отличается разнообразием и высочайшим мастерством.

 

Декоративно-прикладное искусство

Древнегреческая живопись не дошла до наших дней. О ней мы можем в некоторой степени судить по вазописи.

Греческая керамика представлена сосудами различного назначения и декоративными статуэтками. Греческие вазы являют собой непревзойденный образец гармоничного сочетания функции, материала, формы и декора. Типология сосудов очень интересна. Каждый тип соответствует своему назначению. Например, кратер для смешивания вина с водой имеет широкую горловину. Амфора, предназначенная для хранения – узкую. Киаф, которым черпали из кратера, имел длинную ручку, а килик – сосуд для питья – очень широкую и мелкую чашу, что соответствовало представлениям об истинно греческом застолье, во время которого участники наслаждаются ароматом вина и не напиваются, а веселятся. Расписные греческие сосуды экспортировались в различные страны Древнего мира. Сначала появилась чернофигурная, а затем краснофигурная техника. В обеих работали выдающиеся мастера, чьи работы высоко ценились. Интересны и белофонные лекифы – сосуды для масла, расписанные в особой технике.

Древние греки были мастерами художественной обработки металла. В ювелирном искусстве была выработана микротехника, позволявшая создавать сложнейшие, тончайшие изделия – серьги, браслеты, ожерелья. Сохранились также прекрасные геммы – резные камни: инталии с углубленным и камеи с выпуклым изображением.

Древнегреческая культура стала для европейской культуры источником, к которому она постоянно обращалась на протяжении тысячелетий.

Однако после борьбы за наследство Александра Македонского и недолгого существования царств его полководцев, Греция была поглощена могущественным Римом.

 



Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 328;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.