Консервация признаков отдельных деревьев
Некоторые специалисты могут посчитать, что консервация генов связывается с консервацией столь многих генотипов, сколь возможно. Вопрос, который часто поднимается, — надо ли спасать деревья с наличием нежелательных хозяйственных характеристик, таких, как кривые стволы, пораженные вредителями и болезнями, медленный рост или нежелательное качество древесины. Логично предположить, что деревья с текущими нежелательными характеристиками не будут нести нужного большого потенциала для борьбы с будущими вредителями и болезнями. Нет также уверенности в том, что в будущем не возникнут адаптационные проблемы, даже если эти деревья имеют хорошие качество и рост.
Однако было бы неразумно отклонять все деревья, имеющие худшие характеристики. Определить, какие характеристики желательны или нежелательны, можно по текущему использованию и хозяйственным стандартам. Требования рынка меняются, и то, чем пренебрегают сейчас, может стать желательным завтра. Примером такой перемены может быть допуск сучковатости у сосновых досок. В течение многих лет доски с множеством сучков имели низкую ценность, но затем требования рынка изменились— появился значительный спрос на специальную отделку в домах. Другой пример из реальной жизни — изменение требований к плотности древесины сосны для использования в бумажном производстве. Когда в 50-х годах начинались селекционные программы в южных штатах США, основной продукцией, получаемой из южных сосен, были бумажные мешки и рифленые ящики. Ввиду этого главное внимание уделялось деревьям с высокой плотностью древесины, которые давали хорошие урожаи и бумагу с высокой прочностью на разрыв. Созданные лесные семенные плантации содержали обычно только образцы с высокой плотностью древесины. К счастью, отобранные деревья имели все градации критериев и те, которые имели низкую плотность древесины (около 40—60 % отобранных деревьев), были не уничтожены, а сохранены в клоновых банках (как генные комплексы). Когда папиросная, газетная и качественная печатная бумага из древесины южных сосен внезапно приобрела повышенный спрос, то удалось снабдить потребителей семенами немедленно. Для этого были использованы деревья, которые давали потомство с древесиной низкой плотности. Именно такая древесина и была весьма желательна для производства указанных видов бумаги.
Очень важно суметь предвидеть значение для будущего различных характеристик древесины, а не судить о том, что должно быть сохранено только по текущей высокой хозяйственной ценности. Может быть, даже позволить считать, что текущее увлечение городскими и озеленительными лесами будет диктовать необходимость сохранения деформированных и медленно растущих фенотипов для орнаментальных или защитных насаждений.
Вероятно, нейтральные в настоящее время гены могут оказаться необходимыми в будущем. В первую очередь это могут быть гены, в настоящее время не имеющие хозяйственного значения, но в будущем они, возможно, смогут обеспечить устойчивость к новым или неизвестным болезням и вредителям. В качестве примера может быть назван вредитель сосны — Pineus pini, который был интродуцирован в Родезию (Зимбабве) в 1962 году и быстро распространился, атакуя почти все твердые сосны. Р. Д. Барнес и др., 1976 (цит. по В. Zobel, J. Talbert, 1984) изучили вариацию деревьев, устойчивых к этому вредителю, и рекомендовали географические опыты в качестве страховки против возможных катастроф, если новые вредные организмы будут интродуцированы.
Нейтральные гены обычно не отбрасываются при селекции, но они могут быть потеряны в результате проявления действия генетического дрейфа в улучшенных популяциях малого размера. В связи с этим сохранение больших селекционных популяций будет увеличивать шансы нейтральных генов, и они будут в наличии, когда в них возникнет необходимость.
Альтернативной стратегией, которая использует генетический дрейф для увеличения частоты нейтральных генов, является концепция умножения Малых популяций И. А. Буйтенена и Лава, (1979), И. Барли и Г. Нам-кунга (1980) и других (цит. по В. Zobel, J. Talbert, 1984). Когда большие селекционные популяции из нескольких сот генотипов делятся на множество мелких групп, по 20 генотипов или меньше, эффекты генетического дрейфа будут различны для разных групп. В некоторых группах нейтральные аллели будут полностью утеряны. Однако в других группах дрейф может привести к увеличению частоты нейтральных аллелей, что в изменившихся условиях рынка может стать экономически важным.
В программах селекции лесных древесных видов должны быть приняты решения о том, какие генотипы могут быть сохранены. Каждый генотип не может быть сохранен. Выбранные деревья должны иметь известные хорошие характеристики или предвидимые как важные в большинстве селекционных программ. Во всяком случае, деревья с ровными стволами, отличающиеся быстрым ростом и хорошим качеством, должны быть, безусловно, сохранены. Каждая законсервированная группа деревьев будет представлена образцом малой популяции, содержащим желательный или потенциально желательный комплекс генов. При комбинировании этой группы с другими группами будет обеспечено сохранение основной массы генных комплексов, которые существенны в текущих программах селекции лесных древесных пород.
3. Формы выделения и сохранения ценного генофонда лесных древесных пород в России
В упоминавшихся выше положениях о выделении и сохранении ценного генофонда (С. А. Мамаев и др.. 1982; А. И. Ирошников и др., 1997), а также в работе М. М. Вересина (1985) отмечаются основные принципы, формы и способы сохранения ценного генофонда лесных древесных пород в лесах России. Поскольку их можно считать одними из первых, актуальными и в настоящее время основополагающими документами у нас в стране, целесообразно остановиться на них более подробно.
В названных документах предусматривается четыре формы сохранения генофонда:
1) выделение лесных генетических резерватов (популяций);
2) отбор и сохранение отдельных ценных насаждений и деревьев;
3) создание коллекционных культур и кленовых архивов;
4) длительное сохранение ценных генотипов в виде семян, меристем, пыльцевых зерен, что возможно в специальных хранилищах генов (банки семян, пыльцевых зерен, меристем, соматических тканей). Такие хранилища могут создаваться или в научных учреждениях, или под их контролем.
Дата добавления: 2017-09-01; просмотров: 1168;