ПРОГРАММНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МУЗЫКА
Музыка способна вызвать в человеке прекрасные, благородные чувства. Она возвышает его душу. Композитор выражает в звуках огромное разнообразие взволновавших его чувств и настроений. Для музыки не существует границ, ни географических, ни временных. В ее выразительности скрыта главная ее сила. Простая песня понятна всем. Но для того, чтобы понимать все многообразие музыки, нужны знания о ее выразительных и изобразительных возможностях.
Многие музыкальные произведения имеют словесное пояснение, эпиграф или название, поэтому они называются программными.
Программно-изобразительная музыка передает звуки природы, движение людей (зверей), их характер.
Музыкальные портреты начали создавать в XVIII веке французские композиторы – клавесинисты. (Франсуа Куперен: «Сестра Моник», «Кумушка», «Таинственная»). В XIX веке яркие музыкальные портреты создали Шуман, Берлизо, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Лядов.
Музыка может изобразить пространство (1 симф. Чайковского, начало кантаты Прокофьева «Александр Невский») определенными музыкальными средствами: широкими интервалами, звучащими пусто, открыто (квинты, октавы).
М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки» (выставка художника Гартмана в 1874г.). Каждая пьеса имеет яркое название.
«Лимож. Рынок» (подзаголовок – «Большая новость»). Здесь соединены жанры этюда и скерцо. Композитор при помощи staccato и репетиций передает перебивающих друг друга женщин.
«Балет невылупившихся птенцов» - скерцино (маленькое скерцо). В музыке с помощью форшлагов, трелей и высокого регистра изображены щебет и быстрые, но неуклюжие прыжки.
Н.А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». В ней использован жанр виртуозного этюда. Жужжание передается хроматическим опеванием основных звуков. Пьеса написана для солирующей флейты и струнных инструментов.
К. Сен-Санс. «Карнавал животных» («зоологическая фантазия»): написана сюита в 1886 году.
«Кенгуру» - суетливые прыжки изображены с помощью форшлагов, пауз, штриха staccato у фортепиано. Неожиданно меняются размер, ритм.
«Слон» - в жанре вальса передаются неловкие движения в низком регистре:
«Лебедь» - образ совершенной красоты. «Бархатный» тембр виолончели сделал эту пьесу шедевром лирики. В мелодии автор создает спокойное, уравновешенное, плавное движение:
В сопровождении передается плеск воды.
Русский балетмейстер Михаил Фокин создал на эту музыку знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для великой русской балерины Анны Павловой.
Праздничный финал сюиты в стремительном галопе завершает все произведение.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 403;