Э. Григ. Музыка к драме Генри Ибсена «Пер Гюнт».
«Утро» - воспоминание Пера о родине, картина рассвета. В этой пьесе композитора нарисовал очень светлый пейзаж. Мелодия, как наигрыш пастуха – незатейлива, спокойна, светла:
Она построена на опевании мажорного трезвучия, ее звукоряд – пентатоника.
«Смерть Озе» - музыка потрясает слушателей силой скорби и боли. Вся пьеса выдержана в хоральной фактуре (как в церковном хоре). Сумрачная тональность си минор, медленный темп, струнные инструменты с сурдинами передают горестное оцепенение:
«Танец Анитры» - капризно-угловатая мелодия у скрипок сопровождается щипком (pizzicato) низких струнных. В среднем разделе звучит певучая фраза в восточном стиле:
Пьеса «В пещере горного короля» начинается настороженно. Но постепенно в оркестровых вариациях усиливаются темп, динамика, диссонантность (резкое звучание).
«Песня Сольвейг» - символ любви и верности в спектакле. Начинается она со вступления – печальной напевной мелодии в народном духе:
Каждый из двух куплетов состоит из запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна: умеренный темп сочетается с размеренным ритмом и плавным мелодическим рисунком:
Припев звучит изящно и легко, в характере оживленного танца.
БАЛЕТ
Из истории балета
Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую». Современный балет – это вид музыкально-сценического искусства, основанный на танце и пантомиме. В Парижской школе танца складываются правила классического балета. Сольные танцы - менуэт, гавот, сарабанда, буре. Массовые танцы исполнял кордебалет. Сочинял и записывал танцы хореограф. До второй половины XVIII века балет входил в оперные спектакли, а позже стал самостоятельным видом музыкально-театрального искусства.
Балет в России.
В XVIII веке в Петербург были приглашены хореографа из Франции и Италии. В 1773 году французский балетмейстер Ланде открыл Танцевальную школу. В XIX веке стал стремительно развиваться и достиг европейского уровня. Мариус Петипа – гениальный хореограф – создал спектакли на музыку П.И. Чайковского, в которых были массовые (кордебалет) и сольные танцы. Они делятся на два вида: классические и характерные.
1. Классический танец – па-де-дё, па-де-труа, па-де-катр.
Центральный номер балета – танец двоих (па-де-дё) состоит из адажио (дуэт), вариаций (соло каждого героя) и быстрой коды.
2. Характерный танец выражает национальный, фантастический, комический, сказочный характер.
П.И. Чайковский. «Щелкунчик». Балет поставлен в 1892г. по сказке Э.Т.А. Гофмана. Средствами оркестровки музыка разделяется на два мира – добра (струнные, гобой, английский рожок, кларнет, челеста) и зла (крайние регистры кларнетов, фаготов, флейта-пикколо, низкие альты.
Балет начинается увертюрой (от лат. открытие, начало) в темпе быстрого марша.
Марш – упругий ритм, легкость звучания:
Средний раздел – тревожный эпизод в ми миноре звучит как предвестник фантастических событий:
Рост елки изображен в музыке головокружительным восхождением по ступеням грандиозной секвенции у скрипок
Кульминация I акта – сцена сражения. Военные фанфары исполняет гобой, бег мышей – струнные, мышиный визг – пронзительные мотивы флейт.
Вторая картина первого акта – зимний лес. Вальс снежных хлопьев создает картину тревожного, печального настроения. Контраст к нему – звучание детского хора снежинок.
II акт – бал в Конфитюренбурге. Дивертисмент.
Кофе (арабский танец) – не только нежный, прихотливый танец, но и картина-настроение:
Чай (китайский танец) – музыкальная шутка, построенная на забавном сочетании крайних регистров у фаготов (вступление)и флейт (основная тема – октавные скачки:
Трепак (русский танец) - задорный, ритмически четкий танец с лихими притоптываниями:
Танец трех пастушков – изящная пасторальная сценка. Мелодия у флейт staccato в высоком регистре звучит на фоне pizzicato струнных:
Вальс цветов – один из лучших вальсов композитора. В нем три основные темы. Первая – торжественно-праздничная фанфара у валторн:
вторая – нежная, одухотворенная:
В центре вальса появляется единственная минорная тема виолончелей и альтов. Она звучит как воспоминания о недавно пережитых волнениях:
Форма вальса стройная и симметричная:
Вступление – А – В – С – В – А – кода.
Такая форма называется концентрической.
Адажио – кульминация балета. Это па-де-дё танцуют принц Оршад и фея Драже. Тема звучит как гимн, ее исполняют виолончели:
В среднем разделе звучит тихая лирическая песня гобоя.
Вариация танцовщицы – «Танец феи Драже». Утонченно-хрупкая, полная легкой печали тема челесты украшена хроматизмами. Ее четкий ритм напоминает движения старинных заводных игрушек:
Балет завершается вальсом и ликующим апофеозом.
ОПЕРА
Из истории оперы
На рубеже XVI – XVII веков в итальянском городе Флоренция поэты и музыканты, пытаясь возродить античный театр, создали первые оперы: «Дафна» и «Эвридика». Позже, оперы на античный, библейский или исторический сюжеты стали называть seria («серьезные»), а на бытовой сюжет - buffa(«комические»). Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.
Ария – вокальный монолог героя (героини), в которой раскрывается его характер и душевное состояние.
Речитатив – род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, обычно служит вступлением к арии. В нем происходит развитие сюжета.
Ансамбль (от фр. «вместе») – как и ария, законченный музыкальный номер, но для нескольких исполнителей (дуэт, трио, квартет и т.д.)
Хор – номер в опере, исполняемый коллективом певцов. Он может «комментировать» события, может быть и коллективным действующим лицом.
Голоса певцов:
Регистр | Мужской голос | Женский голос |
высокий | тенор | сопрано |
средний | баритон | меццо-сопрано |
низкий | бас | контральто |
Оперный спектакль начинается увертюрой и состоит из нескольких действий, каждое из которых может делиться на картины. Оркестровые вступления к действиям наз. антрактами. Текст оперы – либретто.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 423;