ВАРИАЦИИ – форма, состоящая из темы и ее измененных повторений.
Одна из самых ранних ее разновидностей – вариации на basso ostinato (полифонические вариации). Такие вариации писал И.С. Бах (Пассакалия до минор для органа, хор «Распят» из его мессы си минор).
В XVIII веке ведущим в музыке становится гомофонный тип многоголосия. Форма вариаций в это время меняется. В классических (строгих) вариациях тема изменяется не очень сильно, ее всегда можно узнать, хотя в каждой вариации тема украшается все новым и новым орнаментом (Первая часть сонаты Моцарта Ля мажор).
В XIX веке основным видом стали романтические (свободные, жанровые) вариации. В них тема может изменяться очень сильно (сравните начало и 18 вариацию из Рапсодии на тему Паганини Рахманинова).
РОНДО – в переводе означает «круг» (хоровод). В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. Форма рондо основана на чередовании неизменной темы (рефрена) с новыми – эпизодами.Схема формы А – В – А – С - А. . . А. В музыку форма рондо пришла из поэзии.
За формой рондо закрепилась и определенная сфера музыки – жизнерадостная, подвижная, часто – танцевальная. Она часто используется и в инструментальной (финалы многих классических сонат) и в вокальной (Рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила») музыке.
СОНАТНАЯ ФОРМА – чаще всего используется в первых частях сонат и симфоний. Это самая сложная и совершенная музыкальная форма. Она появилась позже других форм и вобрала в себя их черты (тональный контраст – из полифонической формы фуги, тематический контраст из сложной трехчастной формы, принцип мотивного развития из интермедий фуг и т.д.).
Вся форма делится на три раздела:
1) экспозицию (показ основных тем – главной в основной тональности и побочной в тональности доминанты в мажорных произведениях и в параллельной тональности в минорных);
2) разработку (наименее устойчивый раздел, основанный на развитии тем или отдельных их элементов);
3) репризу (повторение тем экспозиции, но с изменениями, вызванными событиями разработки, темы проходят в основной тональности).
Начинаться сонатная форма может вступлением, а заканчиваться - кодой.
Экспозиция.
ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ
Тема связующая тема заключительная
Главной партия побочной партия
парии модулирует партии в тональности
в основной в тональность в доминантовой побочной темы
тональности побочной тональности (или….. закрепляет
партии в параллельной побочную
мажорной,
если тональность
основная тональность
минорная)
T → D (III) D (III)
Примечание: ГП и ПП Должны быть обязательно. а СП и 3П могут отсутствовать
МУЗЫКА И СЛОВО
Песня. Романс
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 395;