Обобщающие нормативные законы в объяснениях рациональных мотивов
Теория использования нормативных законов объяснения рациональных мотивов поведения была разработана немецким логиком и философом-неопозитивистом Карлом Гемпелем (1905-1997) в классической статье «The function of general laws in history» (1942г.)[21]
Алгоритм исторического объяснения с помощью нормативного закона следующий:
1) Деятель А находится в ситуации С.
2) В то время он являлся рационально действующим лицом.
3) Любое рационально действующее лицо в ситуации типа С обязательно (или с высокой вероятностью) делает Х.
4) А сделает (или сделал) Х.
Явно произносимый или неосознанно используемый историком аргумент «любое рационально действующее лицо в ситуации типа С обязательно (или с высокой вероятностью) делает Х» – это нормативный закон или трюизм (от английского truism – банальная, тривиальная, избитая истина). Обобщающие нормативные законы могут относиться как к конкретному человеку, так и к социальным группам. Нормативный закон позволяет дедуцировать с логической необходимостью возникновение объясняемого явления при условии, что мы не сталкиваемся с какими-либо необычными обстоятельствами. Каждый нормативный закон является абстрагированием посредством идеализации. Примером нормативного закона может служить суждение типа: «Победоносная война усиливает правительство и ослабляет оппозицию, тогда как поражение усиливает оппозицию и ослабляет правительство». Обобщающие нормативные законы – это априорные (от латинского apriori – из предшествующего, до опыта) истины, закрепленным опытом бесчисленных предшествующих поколений. Большинство обобщающих нормативных законов выводятся из законов природы. Например, историческая закономерность «увеличение площади пастбищ, уменьшает площадь пашен и порождает нехватку зерна», порождается экосистемными законами взаимодействия животных, растений и почвы. К таким законам природы могут быть причислены и врождённые инстинкты человека (самосохранения, размножения, физиологические потребности и т.д.). Однако отсылка к врождённым инстинктам не обладает для историка объясняющей силы из-за их всеобъемлющего присутствия в любых человеческих действиях и из-за невозможности однозначно зафиксировать влияние этих инстинктов. Поэтому, например, историческая наука отказалась от вульгарно-дарвинистских концепций объясняющих развитие общества с помощью естественного отбора, и от вульгарно-фрейдистских объяснений всей культуры и истории через человеческую сексуальность. Биологические инстинкты у человека управляются культурными традициями и общественными институтами, которые изменяются во времени и пространстве. Часть обобщающих нормативных законов возникают вместе с определенными социальными институтами и исчезают вместе с их исчезновением. Например, закономерность «увеличение спроса на продукт, увеличивает предложение этого продукта», действует только для обществ, в которых существуют товарно-денежные или товарно-обменные отношения в любых формах, но для наиболее ранних первобытных культур он уже не действителен.
Другая часть обобщающих нормативных законов связана с проявлением общечеловеческих эмоций: любопытство, стремление личности к самовыражению и самоутверждению, привязанность, зависть, ревность, страх, отчаяние, стремление к выгоде, надежда и так далее. При любых культурных различиях всегда имеются свойства, объединяющие всех людей как один биосоциальный вид с общим происхождением.
Разные закономерности взаимодействуют и ограничивают друг-друга, например, эмоциональная привязанность к идеям или к людям, может ограничивать инстинкт самосохранения.
Дата добавления: 2021-09-07; просмотров: 356;