Участие защитника и законных представителей в производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Повышенное внимание к несовершеннолетним правонарушителям основывается на возрастных, социально-психологических и других их особенностях, в силу которых подростку затруднительно самостоятельно осуществлять свои процессуальные права. Особое внимание к качеству защиты несовершеннолетних обусловлено важностью положительного нравственно-психологического воздействия на такого обвиняемого.
Закон устанавливает обязательное участие защитника в производстве по уголовному делу несовершеннолетнего. Фигура защитника важна не только на стадии предварительного расследования, но и на стадии судебного разбирательства в целях реализации принципа состязательности в уголовном процессе и защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Защитник допускается в процесс с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждено в отношении конкретного несовершеннолетнего лица, а также с момента фактического задержания его, применения в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, признания подозреваемым или предъявления обвинения. Если подозреваемый или обвиняемый, их законные представители или другие лица по их поручению не заключили соглашения с адвокатом, участие защитника обеспечивается органом уголовного преследования или судом через коллегию адвокатов. Их постановление (определение) об участии в производстве по делу защитника является обязательным для коллегии адвокатов. Отказ несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого от защитника не принимается во внимание (ч. 3 ст.47 УПК).
Закон не содержит нормы, предусмотренной в отношении задержанных и арестованных, которая бы прямо устанавливала обязательность оказания несовершеннолетнему в случае его задержания или избрания в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу юридической помощи до начала первого допроса. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 2 ст. 43 УПК подозреваемый и обвиняемый имеют в указанных случаях право на бесплатную юридическую консультацию адвоката. Представляется, что вряд ли, например, 14-летний подросток будет по собственной воле использовать данное право. Логически из ч. ч. 2 и 3 ст. 45, а также вышеуказанных норм ст. ст. 41 и 43 УПК следует вывод о том, что орган уголовного преследования обязан предоставить несовершеннолетнему задержанному или арестованному до первого их допроса возможность получить консультацию адвоката, который, согласно ч. 6 ст. 44 УПК, с момента дачи консультации считается защитником подозреваемого или обвиняемого.
В случае достижения несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым восемнадцатилетнего возраста участие защитника подозреваемого или обвиняемого обязательно и продолжается до окончания производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 429 УПК).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно, независимо от того, достиг ли обвиняемый совершеннолетия ко дню судебного разбирательства. Это же правило применяется и тогда, когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых было совершено в возрасте до восемнадцати лет, а другое - после достижения совершеннолетия.
Право на защиту, реализуемое в соответствии со ст.ст. 41, 43, 44 УПК, предусматривает возможность участия в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом близких родственников либо законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого. По смыслу ч. 3 ст. 44 УПК, участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в качестве защитника не влечет прекращения его полномочий как законного представителя.
С момента допуска защитника (адвоката) в производство по делу его участие является обязательным при проведении следственных действий с обвиняемым. Несоблюдение этих требований при допросе обвиняемого, а также при проведении с ним иных следственных действий, в соответствии со ст. 105 УПК, лишает юридической силы добытые доказательства, которые признаются недопустимыми, а поэтому не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания любого обстоятельства, указанного в ст. 89 УПК. Кроме того, если обвиняемый в нарушение требований ст. 45 УПК при предъявлении обвинения не был обеспечен защитником, то суд должен возвратить уголовного дело прокурору по итогам предварительного судебного заседания.
Несоблюдение судом требований закона об обязательном участии защитника (адвоката) по делам о преступлениях несовершеннолетних признается, в соответствии с п. 4 ст. 391 УПК, существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену обвинительного приговора.
Обязательным участником по делам о преступлениях несовершеннолетних, согласно ст. 436 УПК, являются законные представители подозреваемого или обвиняемого, т. е. их родители, усыновители, опекуны, попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых они находятся. При отсутствии у несовершеннолетнего указанных лиц орган, ведущий уголовный процесс, признает его законным представителем орган опеки или попечительства (ч. 2 ст. 56 УПК). Допускаются они к участию в производстве по уголовному делу постановлением (определением) следователя, прокурора, суда.
Законный представитель, согласно ст. 436 УПК, вправе участвовать в уголовном деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого, однако он присутствует и при предъявлении обвинения, т. е. до начала допроса.
Объявив постановление о признании законным представителем, следователь разъясняет его права, предусмотренные ст. 37 УПК. Так, он имеет право знать сущность подозрения, обвинения, содержание гражданского иска, знать о вызовах представляемого им лица, беспрепятственно общаться с ним, в том числе и с находящимся под стражей, участвовать в следственных и других процессуальных действиях, производимых по его ходатайству или с участием несовершеннолетнего, знакомиться по окончании расследования с уголовным делом и выписывать из него необходимые сведения, копировать документы, получать от органа расследования уведомления о принятых решениях, существенно затрагивающих права представляемого им лица, а также его самого, бесплатно получать копии этих решений и др.
УПК допускает случаи, когда следователь вправе не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому те материалы дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, а ознакомить с ними его законного представителя, о чем выносится специальное постановление (ч. 3 ст. 436 УПК).
Участвуя в производстве по уголовному делу в качестве законного представителя, родители или другие представители несовершеннолетнего осуществляют, с одной стороны, функцию защиты прав представляемого ими подростка, являются в определенной мере гарантом обеспечения его прав. С другой стороны, они могут выступать в качестве свидетеля и давать показания, касающиеся характеристики личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, бытового окружения, и по другим, подлежащим доказыванию, обстоятельствам. Однако, выступая в качестве свидетелей, они имеют право не давать показания против себя, членов своей семьи и близких родственников, а значит, и против сына или дочери, чьи интересы они представляют. Не желая воспользоваться указанным правом, законные представители несовершеннолетнего имеют право на дачу любых показаний, в том числе и против представляемого ими лица. Последнее определено и тем, например, что законный представитель нередко по делу выступает одновременно в качестве гражданского ответчика, что заставляет его давать показания в пользу своего имущественного или другого гражданского интереса, который часто не совпадает с интересом представляемого им лица. Закон не содержит прямого запрета признавать в этом случае лицо законным представителем. Вместе с тем в качестве законных представителей не могут выступать лица, которым преступными деяниями несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого причинен вред. Кроме того, законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от выполнения своих обязанностей; лица, признанные недееспособными.
Нередко имеют место случаи, когда родители по каким-либо причинам сами не хотят выступать в качестве законных представителей по уголовному делу, либо злоупотребляют спиртными напитками, либо не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.
Следователь может выяснить, что воспитанием несовершеннолетнего занимается его бабушка, дедушка или старшие братья, сестры. Однако он (следователь) на основании УПК должен признать одного из родителей законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), т.к. его участие в следственных действиях обязательно. Как правило, из-за нежелания осуществлять защиту своего ребенка его родитель не будет соответствующим образом выполнять свои обязанности законного представителя.
В этой связи полагаем, что следует подержать предложение И.А. Макаренко о расширении круга лиц, которых следует относить к числу законных представителей, включив в него бабушек, дедушек, братьев и сестер.
Согласно ч. 4 ст. 436 УПК, законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если в ходе предварительного следствия установлено, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого. Об этом следователь выносит мотивированное постановление. В таком случае к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего.
Законодатель не поясняет, какими именно действиями могут быть нарушены интересы подростка. К таким действиям можно отнести следующие: создание препятствий для процесса доказывания; психологическое воздействие на несовершеннолетнего с тем, чтобы он изменил показания себе во вред, а также с целью склонить его к отказу от дачи показаний; злостное невыполнение родителем своих обязанностей в семье; злоупотребление своими правами; совершение преступления в отношении подростка и другие негативные действия.
В случае достижения несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым восемнадцатилетнего возраста участие законных представителей подозреваемого или обвиняемого в предварительном расследовании или в судебном разбирательстве прекращается, о чем в соответствии с ч. 5 ст. 56 УПК орган, ведущий уголовный процесс, выносит мотивированное постановление (определение). Причем прекращение судом участия законного представителя обвиняемого, достигшего восемнадцати лет, допускается при назначении судебного разбирательства по уголовному делу, в судебном разбирательстве - до начала судебного следствия. Если несовершеннолетний обвиняемый достиг восемнадцати лет во время судебного следствия или после постановления приговора, законный представитель вправе обжаловать приговор и принимать участие в кассационном рассмотрении дела.
Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 463;