Демократическая контрреволюция.
Лагерь демократической контрреволюции составляли представители оппозиционных большевикам социалистических партий: меньшевики, эсеры, энесы. Летом 1918 г. в Поволжье, на Урале, в Сибири возникли 30 различных, преимущественно эсеровских правительств: в Самаре – Комитет членов Учредительного собрания, в Екатеринбурге – Уральское областное правительство, в Томске – Сибирское правительство и т.д. В конце сентября в Уфе было создано эсеро-кадетское правительство – Директория, которое объявило себя Всероссийским. Затем оно переехало в Омск, где в ноябре 1918 г. было разогнано Колчаком, объявившим себя Верховным правителем.
Все правительства, действовавшие на Востоке России, провозгласили своей целью “восстановление попранных прав Учредительного собрания”. Особый интерес представляет история Самарского Комуча с той точки зрения, что она стала кратковременным опытом демократической альтернативы большевистской диктатуре. Комуч проводил в деревне политику, основанную на эсеровской аграрной программе, и она давала положительные результаты.
В 1918 г. Архангельске возникло Временное правительство Северной области, которое возглавил бывший народник, энес Н.В. Чайковский. Оно проводило умеренно-социалистическую политику в духе демократической альтернативы.
Но в ситуации гражданской войны демократическая альтернатива умеренных социалистических партий не имела никаких шансов.
Интервенты.
Основные силы интервенции в 1918 г. составили военные контингенты стран Антанты.
В начале марта 1918 г. в Мурманске началась “интервенция по приглашению” – в порт пришли английские и французские крейсеры. По договоренности с Мурманским Советом рабочих и солдатских депутатов союзники по Антанте должны были защищать Кольский полуостров от белофиннов и немцев. Но после заключения и ратификации Брестского мира англичане и французы не покинули Мурманск, как этого требовал Совнарком, ибо их главной целью являлось уничтожение Советской власти.
Это был период так называемой “малой интервенции”, ибо события на Кольском полуострове не оказывали заметного влияния на положение Советской республики. Но когда в мае 1918 г. начался мятеж чехословацкого корпуса, интервенция приняла характер “большой войны”: военные действия развернулись в центральных районах страны и по всей Сибири.
Интервенты высадились также в Владивостоке (апрель 1918 г.), Одессе (ноябрь 1918 г.) и других портах России. К февралю 1919 г. на территории России находились иностранные войска общей численностью 202,4 тыс. человек, в т.ч. 44,6 тыс. англичан, 13,6 тыс. французов, 13,7 тыс. американцев, 80 тыс. японцев, 42 тыс. чехословаков, 3 тыс. итальянцев, 3 тыс. греков, 2,5 тыс. сербов.
В действиях интервентов выделялись три направления:
1) поощрение распада России путем поддержки “самостийных” правительств;
2) направление воинских контингентов в зоны своих “жизненных интересов”;
3) оказание помощи Белому движению и другим антисоветским силам.
В 1918 г. интервенты вели активные боевые действия на фронтах. С весны 1919 г. войска интервентов стали отводиться с фронтов и свертывать участие в активных боевых действиях. В это же время начался постепенный вывод войск Антанты из России. С 1919 г. Антанта в основном делает ставку на материальную поддержку белогвардейцев.
Зеленые.
Зеленое движение не было организационно оформленным. Основную социальную силу его представляли крестьяне. Наиболее массовый характер зеленое движение приобрело весной-летом 1919 г., когда большевики ужесточили продовольственную диктатуру, а Колчак и Деникин восстанавливали старые порядки. Если от красных крестьян отталкивала продовольственная диктатура, то от белых – грабежи и реквизиции. Чем больших успехов достигали белые армии, тем решительнее поворачивались зеленые в сторону большевиков. Когда белые потерпели поражение, крестьяне вновь отвернулись от большевиков и начали с ними борьбу. Массовость зеленого движения была обусловлена недовольством крестьян аграрной политикой и белых, и красных.
Организационные формы зеленого движения в основном связаны с партизанской борьбой. И хотя среди вождей зеленых были и кадровые военные (на Украине – бывший офицер царской армии Н.А.Григорьев), военная слабость этого движения состояла, прежде всего, в отсутствии прочного тыла – военной промышленности.
Особенно ярко идеи и практика зеленых проявились в махновском движении, охватившем юг Украины. Четкой идеологии не было ни у Махно, ни у других зеленых вождей. Преобладали эсеро-анархистские взгляды. В целом, зеленое движение было обречено – повстанческие отряды и армии не могли долго противостоять регулярным воинским частям.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 523;