Кризис нэповской политики.
Несмотря на то, что социально-экономическое развитие страны осуществлялось достаточно успешно, новая экономическая политика испытывала регулярные кризисы.
Низкая товарность аграрного сектора отрицательно сказывалась на экспорте, а значит, и импорта оборудования, что замедляло темпы технологического обновления советской промышленности, не позволяло наверстывать технико-экономическое отставание от стран-лидеров, т.е. стержневую идею ленинского замысла: "на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя двинуться догонять другие народы".
Нэповская политика порождала частника, активнее развивалось мелкотоварное производство. Теория же марксизма предполагала, что капиталистическому базису должна соответствовать соответствующая надстройка. Построить социализм означало создать крупный социалистический сектор. Возникало реальное противоречие между капиталистическим базисом и социалистической надстройкой (в стране существовала диктатура пролетариата и однопартийная система).
НЭП был достаточно жесткой плановой экономикой с вкраплениями рынка в сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг. Эта система неперспективна, потому что она неустойчива, противоречива и оправдана лишь как переход от одной экономики к другой. Она не могла быть слишком длительной.
Противоречия НЭПа, обусловленные сочетанием капиталистического и социалистического укладов, породили три кризиса нэповской политики.
Первый кризис 1923 года. Кризис сбыта.
Суть его заключалась в том, что полуразрушенная, только начинающая восстанавливаться промышленность не могла обеспечить население достаточным количеством товаров. Товара было мало, он был плохого качества. Но поскольку его мало, то цены на этот товар были достаточно высоки. Личные доходы населения, как работающего, так и крестьянства, не позволяли приобретать промышленные товары в достаточном количестве. Товары залеживались на полках и складах, сбыта не находили. Следовательно, нереализованная продукция не приносила прибыли. Рабочие не получали заработной платы и могли купить еще меньше. На расширение и развитие производства предприятия денег не получали. Поскольку промышленные товары стоили дорого, а государство цены на хлеб сделало низкими, крестьянству было невыгодно продавать хлеб. И оно поставки хлеба начинает сокращать. Так возникает кризис сбыта промышленных товаров. Вследствие роста покупательной способности крестьянства после уплаты сельхозналога, снижения отпускных промышленных цен кризис сбыта был вскоре ликвидирован.
Второй кризис 1925 года. "Товарный голод".
Уже с осени 1924 года обнаруживаются противоположные явления – товарный голод, имевший вначале сезонный характер. При товарном голоде снижение отпускных цен на промтовары почти не доходило до потребителя, особенно деревенского. Пользуясь дефицитом, торговля продолжала держать розничные цены на высоком уровне, присваивая разницу между оптовыми и розничными ценами. Происходила перекачка средств из промышленности в торговлю. Принудительно высокая покупательная сила валюты и принудительно низкие цены на товары закрепляли "товарный голод": один вид товара за другим становился дефицитом. Завышенный курс червонца по отношению к западным валютам сильно бил по экспорту. Начиная с 1924 г. стремительно растут косвенные налоги. В 1925 году вводится "водочный налог". Страна крайне нуждалась в средствах для ускоренного строительства (курс на индустриализацию был взят ХIV съездом ВКП (б) 1925 г. Вторая половина 1925 г. протекает в условиях значительных хозяйственных затруднений. Первые месяцы хлебозаготовительной компании показали, что вместо ожидавшихся 780 млн. пудов зерна вряд ли удастся в 1925/1926 хозяйственном году заготовить 600 млн. (вначале вообще ожидали 1 млрд.). Пришлось сократить экспорт, а значит, и импорт оборудования, программы развертывания промышленности. Обострился "товарный голод". Выросли цены. При помощи замораживания строительства многих промышленных объектов нарушенное хозяйственное равновесие удалось ненадолго выправить.
Третий кризис 1927 года. Кризис хлебозаготовок.
Зимой 1927/1928 гг. грянул кризис хлебозаготовок. Экономическое положение ухудшилось во второй половине 1927 г. Обострение международных отношений, разрыв дипломатических отношений с Англией привел к панике населения. Люди начинают закупать впрок товары первой необходимости. В магазинах появляются очереди за этими товарами. В результате предназначенный для переброски в деревню в период осенней хлебозаготовительной компании резервный фонд промтоваров до осени не "дожил". Из-за неблагоприятных метеорологических условий погибли озимые хлеба на Украине, Северном Кавказе, в Крыму. К январю 1928 г. было заготовлено на 128 млн. пудов мелкие хлеба, чем к январю 1927 г. Под угрозой оказалось снабжение городов, армии, районов производства технических культур. Прибегли к чрезвычайным мерам: к кулакам в случае отказа от сдачи хлебных "излишков" по государственным (низким) ценам стали применять 107-ю УК РСФСР о спекуляции. "Излишки" конфисковывались в пользу государства, 25% конфискованного хлеба распределялось среди бедноты и маломощных середняков по госценам. В конце 1928 года в городах страны вводятся карточки на хлеб и ряд других продуктов ("заборные книжки"). Государство предпринимает чрезвычайные меры, часто сопровождавшиеся "перегибами"; в том числе и налоговыми. Государство во многих районах закрывало базары, запрещало торговлю хлебом, вдоль дорог выстраивались заградительные отряды, препятствовавшие перевозке зерна, с целью выявления "излишков" обыскивались крестьянские дворы и т.д. Хлебный дефицит был ликвидирован, но дорогой ценой. Рост спекуляции, трудности хлебозаготовок, усиление частного капитала власть определяла как проявление кризиса нэповской политики. ХV съезд ВКП (б) в 1927 г. принял курс на коллективизацию. В 1928/1929 гг. государство провозглашает задачу сплошной коллективизации деревни.
В совокупности все эти и другие социально-экономические проблемы, переплетаясь с борьбой за власть, лежали в основе внутрипартийных дискуссий, сотрясавших партию и страну в период НЭПа.
Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 354;